Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система понятий, принятая для обозначения побудительных сил личности.



2019-08-13 257 Обсуждений (0)
Система понятий, принятая для обозначения побудительных сил личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для обозначения побуждений человека к деятельности приняты следующие термины:

1. Мотив.

2. Мотивировка.

3. Мотивация.

4. Мотивационный фактор.

5. Мотивационная сфера личности.

6. Мотивирование.

 

Деятельность побуждается психическим образом желанного предмета (продукта) для удовлетворения потребности, т.е. психическим образом конечного продукта деятельности (деньги – это эквивалент продукта).

Мотивы возникают на основе потребности. Для удовлетворения одной потребности имеется целый набор предметов (напр., вещей). Но предметам свойственно изнашиваться.

Мотив – это желанный образ.

Мотив – это непосредственно воспринимаемый или воспроизведённый, с помощью памятью, образ желанного предмета, необходимого для удовлетворения потребности. Потребность надо удовлетворять всё время, потому что человек постоянно чего-то хочет, и ещё из-за того, что предметы имеют свойства приходить в негодность со временем. Люди скрывают свои истинные (адекватные) мотивы.

Мотивировка – это суждения, мимика, жесты, с помощью которых человек выражает свой мотив.

Леонтьев считал, что мотивы можно проверить экспериментом.

Мотив – это:

1. Побудитель деятельности (побуждение к деятельности)

2. Желанный предмет, вещь, человек.

3. Опредмеченная потребность (т.е. это потребность, нашедшая свой предмет, напр., хочу именно мясо…).

4. Непосредственно воспринимаемый или представляемый или мысленный предмет, в наибольшей, наилучшей степени удовлетворяющий актуальную потребность человека и побуждающий его к деятельности, посредством которой он овладевает предметом (мотивы разворачиваются во времени, пока человек не удовлетворит эту потребность).

 

Мотивировка – это истолкование человеком мотивов своей деятельности для себя или для других с помощи речи (вербальных) и невербальных средств.

Мотивировка не совпадает с мотивом. Мотивировка может быть адекватной мотиву, а может быть неадекватной (выдуманной).

 

Мотивация – это процесс возникновения, развития, функционирования, нейтрализации мотивов деятельности человека.

Опредмеченость – это осознание того, что данный предмет является желанным.

 

Мотивационный фактор – это какое-либо явление, которое само по себе не является мотивом, но влияет на мотивы деятельности человека (напр., время само по себе не является мотивом, но время, установленное для производства того или иного продукта, влияет на мотивы деятельности).

 

Мотивационная сфера – это совокупность мотивов, которая обеспечивает ту или иную деятельность.

 

Мотивирование – это деятельность руководителя в организации, направленная на создание благоприятных условий для осуществления, своими подчиненными, предметных желаний.

У каждого человека существует свой набор своих желаний, потребностей. Руководитель не может навязывать своих желаний. Он должен знать потребности, которые есть у подчиненных и предметы для удовлетворения этих потребностей. Он должен создавать условия для реализации вещественных желаний – устанавливает высокую зарплату; системы поощрений, гибкого графика, льготных ссуд, оплата расходов на транспорт, организация пикников, вечеринок и т. д. (т.е надо создать условия для общения – углубляются межличностные отношения, люди сплочаются).

Угроза (напр., угроза увольнения) может тоже возыметь действие, и это может активизировать человека осуществлять свои мотивы.

Конфликты с руководством – нереализация мотивов межличностного общения (напр., неуважение).

16. Раскройте основные подходы к решению проблемы психического развития индивида.

 

Возраст (в психологии развития) – это временной период в развитии человека, отличающийся совокупностью специфических закономерностей формирования, развития и проявления психики.

Возраст – это различные фазы психической жизни человека.

Основные особенности возраста человека:

1. Возраст может не совпадать с хронологическим возрастом (уровень психического развития не совпадает с паспортным возрастом).

2. Граница возрастных периодов жизни человека очень подвижна (например: один человек переходит в другие границы возраста раньше, другой – позже).

3. Каждый возрастной период психики человека наполнен своим неповторимым содержанием, имеет индивидуальные особенности.

4. Специфика возраста человека обусловлена совокупностью воздействия на него всего комплекса факторов формирования личности.

5. При переходе от одного возраста к другому у человека возникают возрастные кризисы.

Возрастной кризис – это условное наименование переходных этапов возрастного развития, это особенные периоды онтогенеза человека, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Для психологии представляют интерес не толь­ко движущие силы процесса личностного развития человека, как это было рассмотрено выше. Важно знать и то, какова линия этого процесса, имеются ли в ходе развития особые «критические» моменты (периоды), переводящие свойства личности на другой качествен­ный уровень и т.д. Постановка таких вопросов оп­равдывается выявленными в психологических иссле­дованиях феноменами сенситивных и критических периодов в развитии личности.

Для сенситивного периода характерна наиболь­шая восприимчивость человека к усвоению какого-то знания, приобретению навыков и умений, развитию способности в какой-то сфере деятельности. Иными словами, существует возраст, позволяющий более ус­пешно формировать ряд свойств личности. Так, на­пример, возраст до трех лет является наиболее благо­приятным для формирования правильной речи, а в возрасте от 20—25 лет быстрее усваивается соци­альный опыт взаимодействия с людьми.

Критический период - это биологически опре­деленный отрезок времени, за пределами которого у человека резко ограничивается готовность к усвое­нию разнообразного опыта. Например, дети-«маугли», лишенные до подросткового возраста возможности общения с людьми, не восполняют личностных ка­честв, которыми обладают их сверстники, воспитан­ные в нормальной социальной среде.

В рамках общей проблемы периодизации разли­чают периоды когнитивного, психического и личност­ного развития. Такая классификация может считать­ся условной, так как итогом этих процессов является изменение личностных свойств.

Существует ряд взглядов на периодизацию лич­ностного роста.

Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свой­ствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появля­ется закономерно, подготовленное всем ходом предшеству­ющего развития.

Источником развития является социальная среда. Каж­дый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок перехо­дит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выгот­ский ввел понятие «социальная ситуация развития» — спе­цифическое для каждого возраста отношение между ребен­ком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Социальная ситуация развития меняется в самом нача­ле возрастного периода. К концу периода появляются но­вообразования, среди которых особое место занимает цен­ тральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются ста­бильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказы­ваются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды раз­вития.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных пери­одов как закон детского развития. В настоящее время у насчаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, | а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близ­кие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с из­менением поведения, появлением «трудновоспитуемости» как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, кото­рые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аф-фективные вспышки, капризы, более или менее острые кон­фликты с близкими — типичная картина кризиса, харак­терная для многих детей. У школьников падает работоспо­собность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успе­ваемость, иногда возникают мучительные переживания, внут­ренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудноперено­симым, а второй почти не меняется, так же тих и послу­шен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом слу­чае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заме­тить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в об­щении с окружающими, у каждого снижается темп про­движения в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от пре­жних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создастся и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неус­тойчивыми и в следующем стабильном периоде трансфор­мируются, поглощаются другими новообразованиями, ра­створяются в них и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются основные противо­речия: с одной стороны, между возросшими потребностя­ми ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сло­жившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

  1. Кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) —
  2. Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года) —
  3. Кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) —
  4. Кризис 7 лет — школьный возраст (7—13 лет) —
  5. Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) —
  6. Кри­зис 17 лет.

 

Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка:

1. Новорожденный ребёнок (до 2 мес.) Эта стадия является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, особенно интенсивно формируется сфера ощущений.

2. Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 мес.). Главной особенностью данной стадии является развитие действий предметами и процессов предметного восприятия.

3. Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 мес.).основными характеристиками данного периода являются изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфических человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

4. Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и формировании основных функций мышления.

5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребёнка к действительному овладению миром предметов ми ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребёнок стремится делать не то, что может, а то, то видит или слышит. Однако многие действия ему ещё не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Идёт процесс формирования личности, в ходе этого процесса закладываются черты характера.  По мнению Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребёнок стремится к овладению общественно значимой деятельностью, выполнению определённых обязанностей.

6. Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Этот возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе. На завершающей стадии данного периода происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую».

7. Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). В этом времени происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формировании личности происходит изменение интересов ребёнка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебный интерес уже не имеет первостепенного значения. Ребёнок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Более того, стремясь к само реализации, ребёнок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Завершается половая идентификация подростка.

 



2019-08-13 257 Обсуждений (0)
Система понятий, принятая для обозначения побудительных сил личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система понятий, принятая для обозначения побудительных сил личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)