Различные подходы к определению способностей
С. Л. Рубинштейн. Способности – это закреплённая в индивиде система обобщённых психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются. К.К. Платонов. Способности – качество личности, определяющее успешность овладения определённой деятельностью и совершенствование в ней. Способности – подструктура личности, наложенная на её основные подструктуры. А. В. Петровский. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, на которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Ю. Б. Гиппенрейтер. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению В. Э. Чудновский. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности.
Среди научных подходов можно выделить два, условно называемых деятельностным и функциональным. 1. Деятельностный подход рассматривает способности человека как психологические свойства его личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности. Не все сторонники этого подхода относят к способностям знания, и навыки, черты характера. Согласно деятельностному подходу, в структуру способностей не входят физиологические свойства, имеющие врождённую основу. 2. Функциональный подход рассматривает способности как уровень проявления у человека различных функций (интеллектуальных, перцептивных, двигательных, памяти, внимания). Под функцией понимается специфическая деятельность отдельных клеток, органов, их совокупности или организма в целом.
Оба подхода сходятся в том, что ведущая роль в проявлении и развитии способностей принадлежит деятельности. Чтобы способности проявились, человек должен начать действовать. Уже с самого рождения и примерно до 6 лет закладывается основа для развития общих способностей, базирующихся на врождённых задатках физиологического характера. Многообразие интересов, «разбросанность» увлечений ребёнка развивает его общие способности. Специальные способности интенсивно развиваются вплоть до 13-15 лет через игры, учебную деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.
Классификация способностей:
Врождённые и приобретённые способности Врождённые способности:
Приобретённые способности:
Уровни развития способностей I. Одарённость – это своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивает человеку успешность выполнения какой-либо деятельности. Отсутствие способности не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, т.к. существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Проявление способностей строго индивидуально и чаще всего неповторимо, по этому невозможно выделить конкретный набор показателей для той или иной профессии. II. Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, имеется в виду способность успешно заниматься производственной деятельностью. Для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов её решения. III. Талант – это высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека принципиально отличается новизной, оригинальностью подхода. Талант – это определённое сочетание способностей. Отдельно изолированная способность, даже очень высоко развитая, не может быть названа талантом. IV. Гениальность – это высший уровень развитости способности (творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры). Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Но гениальность имеет свой «профиль», какие-то способности проявляются ярче.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |