Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Различные подходы к определению способностей



2019-08-13 1469 Обсуждений (0)
Различные подходы к определению способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




С. Л. Рубинштейн. Способности – это закреплённая в индивиде система обобщённых психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются.

К.К. Платонов. Способности – качество личности, определяющее успешность овладения определённой деятельностью и совершенствование в ней. Способности – подструктура личности, наложенная на её основные подструктуры.

А. В. Петровский. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, на которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Ю. Б. Гиппенрейтер. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению

В. Э. Чудновский. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности.

 

Среди научных подходов можно выделить два, условно называемых деятельностным и функциональным.

1. Деятельностный подход рассматривает способности человека как психологические свойства его личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности. Не все сторонники этого подхода относят к способностям знания, и навыки, черты характера. Согласно деятельностному подходу, в структуру способностей не входят физиологические свойства, имеющие врождённую основу.

2. Функциональный подход рассматривает способности как уровень проявления у человека различных функций (интеллектуальных, перцептивных, двигательных, памяти, внимания). Под функцией понимается специфическая деятельность отдельных клеток, органов, их совокупности или организма в целом.

 

Оба подхода сходятся в том, что ведущая роль в проявлении и развитии способностей принадлежит деятельности. Чтобы способности проявились, человек должен начать действовать.

Уже с самого рождения и примерно до 6 лет закладывается основа для развития общих способностей, базирующихся на врождённых задатках физиологического характера. Многообразие интересов, «разбросанность» увлечений ребёнка развивает его общие способности. Специальные способности интенсивно развиваются вплоть до 13-15 лет через игры, учебную деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

 

Клас­си­фи­ка­ция спо­соб­но­стей:

 

 

 

 

 

Вро­ж­дён­ные и при­об­ре­тён­ные спо­соб­но­сти

Вро­ж­дён­ные спо­соб­но­сти:

  1. Вы­со­ко­раз­ви­тые спо­соб­но­сти про­яв­ля­ет­ся у де­тей на ран­них эта­пах он­то­ге­не­за (ра­но на­чи­на­ет го­во­рить, пол­зать, скон­цен­три­ро­ва­но что-то де­лать, т.е. сдви­га­ет­ся воз­рас­тные рам­ки).
  2. Оп­ре­де­лён­ные спо­соб­но­сти при­сут­ст­ву­ют в ря­ду по­ко­ле­ний (ча­ще те, ко­то­рые бы­ли у ро­ди­те­лей).
  3. Вро­ж­дён­ные спо­соб­но­сти ча­ще все­го ис­сле­ду­ют с по­мо­щью близ­не­цо­во­го ме­то­да.
  4. Ис­сле­до­ва­ния вро­ж­дён­ных спо­соб­но­стей с по­мо­щью ме­то­да ис­кус­ст­вен­ной се­лек­ции (т.е. вы­ра­щи­ва­ния).

При­об­ре­тён­ные спо­соб­но­сти:

  1. Ре­зуль­та­ты дея­тель­но­сти вы­даю­щих­ся пе­да­го­гов.
  2. Фак­то­ры мас­со­во­го раз­ви­тия в оп­ре­де­лён­ной куль­ту­ре.
  3. Ис­кус­ст­вен­ная се­лек­ция.

 

Уров­ни раз­ви­тия спо­соб­но­стей

I. Ода­рён­ность – это свое­об­раз­ное со­че­та­ние спо­соб­но­стей, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ку ус­пеш­ность вы­пол­не­ния ка­кой-ли­бо дея­тель­но­сти. От­сут­ст­вие спо­соб­но­сти не оз­на­ча­ет не­при­год­но­сти че­ло­ве­ка к вы­пол­не­нию той или иной дея­тель­но­сти, т.к. су­ще­ст­ву­ют пси­хо­ло­ги­че­ские ме­ха­низ­мы ком­пен­са­ции от­сут­ст­вую­щих спо­соб­но­стей.

Про­яв­ле­ние спо­соб­но­стей стро­го ин­ди­ви­ду­аль­но и ча­ще все­го не­по­вто­ри­мо, по это­му не­воз­мож­но вы­де­лить кон­крет­ный на­бор по­ка­за­те­лей для той или иной про­фес­сии.

II. Мас­тер­ст­во – это со­вер­шен­ст­во в кон­крет­ном ви­де дея­тель­но­сти. Ко­гда го­во­рят о мас­тер­ст­ве че­ло­ве­ка, име­ет­ся в ви­ду спо­соб­ность ус­пеш­но за­ни­мать­ся про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­стью.

Для мас­те­ра нет раз­ры­ва ме­ж­ду осоз­на­ни­ем твор­че­ской за­да­чи и на­хо­ж­де­ни­ем спо­со­бов её ре­ше­ния.

 III. Та­лант – это вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей. Дея­тель­ность та­лант­ли­во­го че­ло­ве­ка прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет­ся но­виз­ной, ори­ги­наль­но­стью под­хо­да. Та­лант – это оп­ре­де­лён­ное со­че­та­ние спо­соб­но­стей. От­дель­но изо­ли­ро­ван­ная спо­соб­ность, да­же очень вы­со­ко раз­ви­тая, не мо­жет быть на­зва­на та­лан­том.

 IV. Ге­ни­аль­ность – это выс­ший уро­вень раз­ви­то­сти спо­соб­но­сти (твор­че­ские дос­ти­же­ния че­ло­ве­ка со­став­ля­ют це­лую эпо­ху в жиз­ни об­ще­ст­ва, в раз­ви­тии куль­ту­ры). Вы­со­кий уро­вень ода­рён­но­сти, ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет ге­ния, не­из­беж­но свя­зан с не­за­уряд­но­стью в раз­лич­ных об­лас­тях дея­тель­но­сти. Но ге­ни­аль­ность име­ет свой «про­филь», ка­кие-то спо­соб­но­сти про­яв­ля­ют­ся яр­че.



2019-08-13 1469 Обсуждений (0)
Различные подходы к определению способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Различные подходы к определению способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)