Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жизненный путь личности



2019-08-13 240 Обсуждений (0)
Жизненный путь личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Личностью человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма. Сущность человеческой личности находит своё завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человечество имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создаётся преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности, аналогично тому, как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать его в определённом аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь, по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растёт и формируется.

Ключ к пониманию личности – то, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Её психические способности не только предпосылка, но и результат её поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Реализуясь в какой-нибудь деятельности, способности не только выявляются в ней; они в ней же и формируются, и развиваются. Между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода история его «жизненного пути». В историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всего, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения – как он включился в преемственную связь исторического развития.

В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т.е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, - в историю самой науки, а не только научного образования и умственного развития данной личности и т.д., - она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Но свою историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

При этом всё то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщенно общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами. Но вместе с тем и человек перерастает своё дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всем областям исторически развивающейся человеческой практики, человеческой культуры. Через посредство объективных продуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку через продукцию своего труда, через всё то, что он делает, человек всегда соотносится с человеком.

 

 

14. Дайте общую характеристику наблюдению как методу исследования в психологии.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

 

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

 

Основным качеством психолога является наблюдательность, поэтому главным методом психологии было и остаётся наблюдение. Наблюдение в естественных условиях – самый простой по организации, но самый трудный по обработки полученных результатов метод. Известный отечественный психолог Е. А. Климов, называет его базовым методом психологии и определяет как «специальную организацию непосредственного познания». И выделяет 4-е признака такой организации:

- осознанность задач наблюдения – психолог должен представлять, что и зачем он наблюдает;

 - наличие обдуманной программы наблюдения и выделение единиц наблюдения – поскольку психологические явления по самому определению относятся к явлениям внутреннего мира, то наблюдать и фиксировать можно лишь внешние проявления психики, симптомы, подлежащие истолкованию, о чём всегда нужно помнить;

 - отделение фиксируемых фактов и симптомов от их истолкований и оценок;

 - естественная включённость процесса наблюдения в ситуации взаимодействия с теми, за кем наблюдают. Когда человек осознаёт, что является объектом наблюдения, многие проявления его психики искажаются, поэтому важно, чтобы наблюдение было «замаскировано».

 

В настоящее время при наблюдении активно используются технические средства фото- , видео-, аудиоаппаратура, что существенно расширяет возможности этого метода.

В случае самонаблюдения человек фиксирует как события, которое с ним происходит, так и свои переживания и ощущения по поводу этих событий.

 

Различают следующие виды наблюдения:

а) срез (кратковременное наблюдение),

б) лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

в) выборочное,

г) сплошное,

д) и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

 

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

 

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

 

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

1) сбор анамнеза (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц

2) интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

3) вопросники,

4) психологические анкеты – в том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

 

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

 

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

15. Обоснуйте основные факторы и движущие силы личности

Дви­жу­щие си­лы раз­ви­тия лич­но­сти.

 

Су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко групп кон­цеп­ций:

1. Со­ци­аль­но-ге­не­ти­че­ские кон­цеп­ции. Че­ло­век фор­ми­ру­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем внеш­них об­стоя­тельств (Рус­со: че­ло­век – чис­тая дос­ка). Мак­си­мум в раз­ви­тии лич­но­сти от­да­ет­ся сре­де влия­ния (внеш­ние фак­то­ры), ге­не­ти­ка, и ми­ни­мум внут­рен­ним фак­то­рам (че­ло­век – пас­сив­ное су­ще­ст­во).

2. Био­ге­не­ти­че­ские кон­цеп­ции (внут­рен­няя до­ми­нан­та раз­ви­тия лич­но­сти). Раз­ви­тие и по­ве­де­ние лич­но­сти за­ви­сит от его при­род­ных за­дат­ков: кон­сти­ту­ции, ге­но­ти­па.

3. Двух­фак­тор­ные тео­рии де­тер­ми­нант­но­сти раз­ви­тия лич­но­сти.

· Тео­рия кон­вер­ген­ции двух фак­то­ров (Штерн). Лич­ность вы­сту­па­ет как про­дукт со­ци­аль­ной сре­ды, так и на­след­ст­вен­ных фак­то­ров (прак­ти­че­ски в рав­ной сте­пе­ни).

Нель­зя о функ­ции спра­ши­вать из­нут­ри она или из­вне, на­до спра­ши­вать: а что в ней из­нут­ри, а что из­вне.

· Тео­рия кон­фрон­та­ции двух фак­то­ров (З. Фрейд). В че­ло­ве­ке на­хо­дит­ся в кон­фрон­та­ции прин­цип стрем­ле­ния к удо­воль­ст­вию («оно») и прин­цип ре­аль­но­сти («сверхЯ»).

· Кон­цеп­ция взаи­мо­дей­ст­вия двух фак­то­ров. И со­ци­аль­ные фак­то­ры и внут­рен­ние фак­то­ры воз­дей­ст­ву­ют, но при этом по­зи­ция ре­бен­ка ак­тив­на (в оте­че­ст­вен­ной пси­хо­ло­гии ха­рак­те­ри­сти­ка лич­но­сти – ак­тив­ность).

 

Про­бле­ма ис­точ­ни­ков ак­тив­но­сти лич­но­сти.

 

1. Пси­хо­ана­ли­ти­че­ская тео­рия. Ис­точ­ник: ин­стинк­тив­ные по­бу­ж­де­ния, ко­то­рые да­ют­ся от ро­ж­де­ния и пе­ре­да­ют­ся по на­след­ст­ву.

2. Не­оф­рей­ди­сты. От­тал­ки­ва­лись от су­ж­де­ния Фрей­да о бес­соз­на­тель­ном, но шли по пу­ти ог­ра­ни­че­ния ро­ли сек­су­аль­ных вле­че­ний в объ­яс­не­нии ис­точ­ни­ков ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка. Боль­шое зна­че­ние на­ча­ли пре­да­вать сре­до­вым фак­то­рам (на­при­мер: стрем­ле­ние к вла­сти вслед­ст­вие чув­ст­ва не­пол­но­цен­но­сти – Альф­ред Ад­лер. Кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное, ко­то­рое вы­ра­жа­ет­ся в ми­фо­ло­гии, ре­ли­ги­оз­ной сим­во­ли­ке, ис­кус­ст­ве и пе­ре­да­ет­ся по на­след­ст­ву – Карл Гюс­тав Юнг. Не­воз­мож­ность дос­тичь гар­мо­нии в со­ци­аль­ной куль­ту­ре об­ще­ст­ва и, вы­зы­вае­мое этим чув­ст­во оди­но­че­ст­ва – Эрих Фромм).

3. Удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей (ну­ж­да в чем-то, мо­тив). По­треб­но­сти мо­гут быть ес­те­ст­вен­ные и куль­тур­ные (на­при­мер: Мас­лоу – по­треб­ность в са­мо­реа­ли­за­ции).

Лич­ность как це­лое, со­глас­но Ру­бин­штей­ну, вы­ра­жа­ет­ся че­рез 3-и един­ст­ва:

  1. Че­го хо­чет че­ло­век. Это его по­треб­но­сти и ус­та­нов­ки.
  2. Что он мо­жет. Это его спо­соб­но­сти и да­ро­ва­ния.
  3. Что есть он сам. Т.е. это по­треб­но­сти и мо­ти­вы, за­кре­п­лен­ные в ха­рак­те­ре.

 



2019-08-13 240 Обсуждений (0)
Жизненный путь личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жизненный путь личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)