Эмоциональные состояния
Эмоции включены во все познавательные процессы, начиная с мышления. Обычно в норме высшие эмоции подавляют низшие. Когда это происходит долго (подавление), то появляется фрустрация. Разрядка и напряжённость – окончание процесса подавления низших эмоций. Наиболее резкие сдвиги в эмоциональном состоянии называются аффектами. Различают: · Физические аффекты. · Патологические аффекты.
При физических аффектах сознание сохранено. Например, ребёнок увидел в магазине новую машинку. И он будет плакать, кричать и биться требуя машинку: «Хочу! Дай!» и т.д. Эти аффекты часто происходят у психопатичных истироидов, элементоидов. Патологические аффекты – состояние, при котором человек не может управлять своими действиями, отдавать отчёт своим действиям, резкое сужение сознания. Такой аффект обладает доминантой – подавляет всё, в том числе интеллект. Эта реакция не является результатом всей деятельности мозга, а доминанты. Действия становятся нелепыми. Патологические аффекты – это не в невменяемость.
Сумеречное сознание – это патологический аффект. Состояние апатии – больные равнодушны ко всему происходящему, к близким.
Эмоциональная тупость – безразличие к эмоциональным переживаниям (страданиям) близких. Наблюдается при глубокой умственной отсталости, шизофрении в остром периоде, при травме головного мозга.
Бесчувствие – это стойкое тотальное отсутствие чувств, за исключением мучительного переживания этого недостатка.
Слабодушие – симптом эмоциональной слабости, больные легко умиляются, плачут, очень легко переходят от взрыва веселия к слезам. Наблюдается при болезни, травме, астении, в старческом возрасте, неврастении.
Эмоциональная лабильность – характеризуется лёгким переходом от благодушного состояния к подавленному или раздражительному, без какой-то значительной причины. Может быть личностным свойством или свойством болезни.
Эмоциональная амбивалентность – состояние, при котором возможно испытание и проявление биполярных чувств (например, ненависть к родителям и жалость). Один из симптомов шизофрении.
Эмоциональная неадекватность – на горестные известия реагирует радостью или безразличием.
Дисфория – состояние мрачного, угнетённого настроения с сочетанием чувства недовольства, раздражительности, злобности. Приступ изменённого настроения наступает внезапно. Человека, в этот момент, раздражает практически всё, в том числе неодушевлённые предметы. Проявляются при эпилепсии, с болезнями с органическими нарушениями. Длительность дисфории от нескольких минут до нескольких суток и может закончится по-разному (например, напьётся, уйдёт куда-нибудь и т.п.) (хорошо показал в своих работах Стивенсон).
Патофизиологической основой эмоциональной деятельности являются функциональные взаимодействия между корой и подкорковыми образованиями (недостаточный контроль со стороны подкорки – нарушение).
Пониженное настроение Легкая степень пониженного состояния – беспричинно возникающие плохое настроение, нежелание что-то делать, ослабление интереса. Тяжелая степень пониженного настроения – депрессивный синдром – угнетённое настроение, заторможенность, угнетение двигательной и интеллектуальной сферы, чувство мучительной тоски; при сильной заторможенности больные лежат отвернувшись к стене, идеи самообвинения, суицидальные мысли («Почему так, потому что я такой, а раз я такой, то я недостоин жить!»). Напряжение в области сердца, лицо белое от спазмов сосудов. Начало может быть острым и стремительным, тогда оно может сочетаться с метанием, стонами, возможны суициды. Может быть состояние бесчувствия к близким, к миру; но в отличие от шизофрении, больные тяжело это переживают. Может присоединится страх, тоска, ожидание беды, т.е. аффект беды. Аффект беды – это тревожно-депрессивный синдром. Заболевание старческого и предстарческого возраста.
«Ироническая депрессия» - больной излагает свои переживания с улыбкой на лице. Опасность состоит в том,что может сложится впечатление полной вменяемости, но эта улыбка скрывает истинное состояние, а депрессия, как мы уже сказали, развивается стремительно и быстро, резко (может быть суицид).
Субдепрессия – лёгкое депрессивное состояние, состояние не классической депрессии, а лёгкая форма, грань.
Таких подростков бес посменного согласия брать не желательно. Эйфория – состояние повышенного настроения. Состояние довольства, исключающие какие-либо неприятные переживание. Оживлённая мимика, двигательное оживление, гиперемия лица, высокая самооценка, оживлённые мысли. Наблюдается маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза (МДП), при алкогольном опьянении, в далеко зашедшей форме лёгочного туберкулёза.
Мóрия – повышенное настроение, с некоторой дурашливостью (при травмах).
При эпилепсии, некоторых отравлениях – наблюдается некоторое повышение настроения, без двигательной оживлённости. Невроз – приобретенное функциональное заболевание нервной системы, при котором происходит "срыв" деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустрацией и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Неврозы делят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди "художественного типа", очень эмоционально воспринимающие действительность, более склонных к истерии; "мыслительного типа" – к неврозу навязчивых состояний, а среднее между ними (их большинство) – к неврастении. Неврастения (лат. – "нервная слабость") – самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений. Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, "непонятыми натурами" и глубоко вживаются в созданный ими образ. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, "заразиться болезнью", потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться. Реактивные состояния Реактивные состояния – это группа психогенных заболеваний, т.е. заболевания, обусловленные психическими травмами.
Экзогенная природа стрессоров. Психотравма – нарушение функции и целостности психики человека, вызванное внешним воздействием на него, иначе говоря, стрессором.
Типичные стрессоры: · Боевые действия; · Смерть близких; · Развод; · Несчастные случаи и т.д. · Для ребёнка: · Любая разлука с матерью, особенно в значимые периоды; · Длительная госпитализация ребёнка; · Процедуры с непонятной болью (ЭТК, промывание желудка и т.д.); · Нападение животного; · Плавать раньше, чем ходить; · Насмешки над ребёнком в его присутствие и т.д.
Распространённость варьирует в зависимости от частоты катастроф и травм (зависит от индивидуальности). Примерно 50% - 80% попадающих в катастрофы испытывают стрессоры, остальные нет – психическая блокада. В мирное время распространённость для мужчин – 0,5%, у женщин – 1,2% (в детском возрасте подвержены больше мальчики).
Критерии стрессоров: · Экзогенный фактор – внешний источник – произошедшие события вызывают чувство бессилия. · Травматическая ситуация разрушает привычную систему жизнедеятельности человека.
Посттравматической стрессовое расстройство (ПТСР) – изучалось вначале медицинскими психологами, в 70-ых – 80-ых г.г. у ветеранов Афганистана - реакция на тяжёлый стресс и нарушение адаптации. Выделяют единичный стресс и политравматизм. Зависит от того, впервые ли это травма. Выделяют атрогенные стрессы (которые наносят вред). Например, неблагоприятные известия о себе (например, рак), когда врачи говорят родителям о состоянии детей.
К стрессу предрасполагает личностные особенности: · Эмоциональная неустойчивость, · Личностная не зрелость, · Наличие предыдущей травмы и т.д.
На стресс влияет: · Наличие определённых знаний о стрессе, наличие навыков как вести себя при стрессах, · Легче всего проходит природная катастрофа, · Активность или пассивность во время травматической ситуации, · Уровень интеллектуализации, · Возможность обратится к психологу.
З. Фрейд ввел впервые понятие психические травмы. З. Фрейд писал, что «пациенты больны, потому что они больны воспоминаниями».
47. Раскройте закономерности соотношения категорий общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общения и деятельности.
Любая личность осуществляет деятельность в той или иной организации ради удовлетворения своих потребностей. Они удовлетворяются предметами, вещами, общением, деятельностью; людьми, общаясь и взаимодействуя с которыми, он удовлетворяет потребность в уважении, признании, общении. Деятельность подчинена мотивам, поскольку мотивы побуждают деятельность. В них открывается смысл для человека и его деятельности.
Деятельность – это система действий, имеющая общественное назначение, осуществляемая личностью, в какой либо организации во взаимодействии с другими людьми, ради удовлетворения своих собственных потребностей, реализации (осуществления) своих собственных мотивов. Мотивы регулируют деятельность человека. Осуществляя деятельность в организации, человек взаимодействует с другими людьми, поскольку если это производственная организация – он выполняет только часть работы по преобразованию сырья в продукт, а другие преобразования сырья осуществляют его коллеги. Каждая личность, таким образом, осуществляет специализированную деятельность в организации.
Взаимодействие – есть действие двух и более лиц, обусловленное единством предмета, времени и места в совместной деятельности. Черты взаимодействия:
Взаимодействие порождает социально-психологические явления (мнения, настроение, межличностные отношения). За счёт деятельности взаимодействующих лиц производится общественный продукт, рекламируется, страхуется и т.д.
Общение – есть обмен мнениями с помощью вербальных и невербальных средств.
В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо». В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и, особенно в подростковом возрасте (Эльконин). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. Важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность».
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |