Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема обоснования науки и активности познающего субъекта в теории познания И. Канта.



2019-08-13 520 Обсуждений (0)
Проблема обоснования науки и активности познающего субъекта в теории познания И. Канта. 0.00 из 5.00 0 оценок




Учение о суждениях (типы суждений, которые он выдвигает, аналитическое, синтетическое, априорное, апостериорное), примеры этих суждений. Какие из этих суждений обеспечивают всеобщность, необходимость, достоверность и расширение научного знания.

Важным элементом науки о чувственном познании и познании вообще Кант считает учение и «вещи в себе». «Вещь в себе» - сущность, вещь сама по себе независимо от нашего восприятия. Явления – особый способ переживания субъекта, то, как «вещь в себе» предстает перед нами. «Вещи в себе» независимо от нас существуя, воздействуют на нас, вызывая ощущения, представления, образы с помощью явлений. По ощущениям невозможно узнать о свойствах «вещей в себе».

Кант делит знание на несовершенное и совершенное, характерные черты которого есть безусловная достоверность, всеобщность и необходимость. Он выделяет 4 рубрики:

1) априорные – знания, безусловно независимые от того или иного опыта. Необходимость и строгая всеобщность – верные признаки априорного знания («все что случается имеет свою причину» - априорн. синтет.)

2) апостериорные – знания, полученные посредством опыта. Опыт никогда не дает своим суждениям истинной и строгой всеобщности. («некоторые тела тяжелы» - апостер. синтет.)

3) аналитические – суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество, поясняющие суждения («все тела протяженны», «шар круглый»)

4) синтетические – суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится без тождества, расширяющие содержание суждения («яблоко красное»)

  аналитические синтетические
Апостериорные не существуют Опытные суждения. (естествознание)
априорные Формальная логика математика

 

Субъект – то, о чем говорят (предмет). Предикат – то, что говорят о субъекте.

Априорные синтетические суждения обладают необходимостью, достоверностью, всеобщностью.

 

Как возможна математика как наука. Примеры из геометрии и арифметики априорных синтетических суждений. Априорная форма чувственных созерцаний. Кантовская интерпретация пространства и времени.

Математика – синтетическая априорная наука. (арифметика: в утверждении 5+7=12 предикат (12) обладает содержанием не вытекающим из понятий 5 и 7. Геометрия: суждение «прямая—есть кратчайшая линия между точками» -- предикат «кратчайшее расстояние» не следует из понятия прямой).

Априорные формы чувственных созерцаний: пространство и время. Пространство и время описываются Кантом как некие бескачественные, однородные, бесконечные протяженности, каждая из которых единственная в своем роде, так что нет ни разных пространств, ни разных времен.

Арифметика – время (так как нужно время, чтобы посчитать).

Геометрия – пространство.

 

Возможна ли метафизика как наука. Понятие трансцендентальных идей, три основные тр. идеи. Антиномия чистого разума (4 без доказательства). К чему приводит выявление в разуме человека антиномии.

 

Разум – способность оперировать умозаключениями.

Трансцендентальные идеи – это безусловное единство и безусловные причины всех наблюдаемых явлений. Основных их 3:

1) Космологическая – идея о мире вообще. Безусловное единство и причина всех физических явлений.

2) Психологическая – идея о душе. Безусловное единство и причина всех психических явлений.

3) Идея Бога. Безусловное единство и причина всех физических и психических явлений.

 

Антиномии чистого разума (можно доказать и тезис и антитезис):

1) Т: Мир имеет начало и ограничен в пространстве

А: Мир бесконечен во времени и пространстве

2) Т: Всякая сложная вещь состоят из простых

А: Ни одна сложная вещь не состоит из простых

1) Т: Для объяснения явлений надо допустить свободную причину

А: Все жестко задано

1) Т: Бог существует

А: Бога не существует

 

Антиномии возникли в результате применения категорий причинности и всеобщности к вещам в себе. Рассудок вышел за свои пределы. Значит, мир вообще, душа и Бог – вещи в себе. Значит, они непознаваемы. Следовательно, метафизика невозможна как наука.

 

Как возможно естествознание (физика) как наука. (Априорная форма рассудка, система из 12 категорий, примеры из физики априорного и синтетического суждения с использованием хотя бы одной из этих категорий).Трансцендентальное единство апперцепции с точки зрения Канта: природа диктует законы человеку или человек природе.

 

Рассудок имеет дело с априорными категориями, которые есть не знания, а только формы мышления. Опыт – это итог соединения созерцания и рассудка, оформленных априорными средствами, т.е. переход от ощущений («это желтое», «это сладкое») к суждениям восприятия («эта полынь горька»), а затем и к суждениям опыта. Для этого последнего перехода надо применить к суждениям восприятия априорные категории, которые заложены в структуре любого нормального субъекта.

 

Математические

(однородные)

Категории количества Категории качества
1. Единство 2. Множественность 3. Всеобщность 1. Реальность 2. Отрицание 3. Ограничение

Динамические

(разнородные)

Категории отношения Категории модальности
1. Субстанциональность и присущность (акцидентальность) 2. Причинность 3. Взаимодействие 1. Возможность 2. Существование 3. Необходимость и случайность

(Третья категория возникает из соединения первых двух)

 

Примеры априорных синт. суждений из физики с применением этих категорий.

Модальность: II начало термодинамики (невозможность), 1 закон Ньютона (существование).

В каждом конкретном случае эти категории можно применить единственным образом. Это гарантируется «трансцендентальным единством апперцепции».

Трансцендентальна апперцепция – это присущее каждому человеческому сознанию априорное пердвосприятие, логическое самосознание, одно и то же для всякого сознания. Она представляет собой общую для всех эмпирических «я» и в этом смысле объективную логическую структуру, обеспечивающую внутреннее единство опыта, науки и природы.

Природа – это то, что продуцируется трансцендентальной апперцецией (научным сообществом) при познании. Т.е. человек диктует природе закон, а не наоборот.

23. "Золотое правило" нравственности и кантовский категорический императив.

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" НРАВСТВЕННОСТИ - основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен.

Этика Канта (понятие категорического императива и две его формулировки!!!!!). Различие между категориями и гипотетическим императивом. Три основных постулата (аксиомы) этики.

1. Понятие категорического и гипотетического императива. Различие между этими императивами.

Императив – это правило, содержащее объективное принуждение к поступку. Гипотетический императив – зависимый от условий (условный) и притом изменчивый. Такие императивы свойственны этике ориентирующейся на внешние в отношении ее мотивы поведения, например, той, предписания которой определяются стремлениями к удовольствию и успеху и другими личными целями. Принеси пользу другим людям, если хочешь, чтобы и они делали полезное для тебя. Поступки: легальные (не могут осуждаться) и моральные (априорные законы морали).

Категорический императив – безусловный, не признает никаких "если" и требует поступать нравственно ради самой нравственности, а не каких-то целей. Нравственно то поведение, которое полностью подчиняется требованиям категорического императива. Этот фундаментальный закон чистого практического разума гласит: «… поступай согласно такой максиме (т.е. субъективному принципу поведения), которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Следующие требования: (а) данная личность имеет право и обязана совершать поступки, соответствующие условию и желанию, чтобы каждый поступал именно так в отношении любого из других лиц, (б) данная личность может и должна предоставить другим людям такое же право и обязана способствовать им это право реализовывать, (в) данная личность имеет право и обязана не только не рекомендовать другим людям совершать поступки, не соответствующие указанному желанию, но и не разрешать им так поступать, а может быть, и препятствовать им в этом. И вообще, что должно, то и возможно.

Следуя императиву, нельзя искать какой-то для себя выгоды.

Кант дает вторую формулировку категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству.

2. 3 постулата практического разума и для чего они потребовались Канту.

Для реализации категорического императива в эмпирической жизни нужны сильные и убедительные основания, которые были бы психологическими условиями.

Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, т.е. свободы – произвола, сразу же перерастающей в свободу, нравственную ориентированную. «Ты должен, значит ты можешь».

Кант признает, что почти никто и никогда не смог бы жить только идеей долга, отказавшись от всякой надежды на счастье. И без такой надежды у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг, несмотря на собственное внутреннее сопротивление и внешние ему препятствия. Отсюда второй постулат практического разума: должно существовать бессмертие души.

Для свободы воли и бессмертия души необходимо некоторое онтологическое основание или хотя бы психологическая убежденность в их наличии. Для первого и второго постулата необходим гарант. Таким должен быть Бог, значит он существует, т.е. должен существовать – третий постулат.

 

24. Английский эмпиризм 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

Френсис Бэкон.

Основателем европейского эмпиризма «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон» и «Новая Атлантида».

Средством преодоления социально-экономических недугов Френсис Бэкон считал экономическое развития. Прогресс в экономическом развитии он увязывал с развитием эмпирического естествознания, результаты которого реализуются в изобретении устройств и механизмов (машин). Отсюда следует его знаменитый тезис о знании как силе.

Классификация наук. Принцип, положенный в эту классификацию, заключается в различении основных способностей человека:

1)память, которой соответствует такая научная дисциплина, как история.

2)воображение и связанные с ним фантазии, которым соответствует поэзия. 3)разум. С этой способностью человека Ф. Бэкон связывал такую научную дисциплину, как философия.

Историю, как научную дисциплину, Ф. Бэкон разделяет на две дисциплины: 1)естественную историю, задачей которой является описание явлений и природы (не познание, а просто описание) 2)гражданскую историю, цель которой заключается в описании явлений человеческого общества.

Предметом философии, по мнению Ф. Бэкона, являются: 1)бог 2)природа 3)человек.

Собственно философию Ф. Бэкон разделяет на теоретическую философию и практическую философию. Теоретической философия подразделяется на метафизику и физику. Физику Ф. Бэкон рассматривает как разновидность философии.

Ф. Бэкон считал, что задачей философа как естествоиспытателя заключается в познании материальной, действующей (движущей) причины и формальной причины..

Ф. Бэкон считал, что физика должна заниматься изучением материальных и действующих причин, метафизика должна заниматься изучением форм. Под формой он понимал, с одной стороны, сущность, с другой стороны – производящую причину.

Практической философия также подразделяется на две части: 1)механика, которая опирается на достижения физики 2)естественная магия, которая связана с тем, что человек на основе познания сущностей и форм может создавать то, чего нет в природе.

Учение о человеке. Учение о человеке подразделяется на следующие части: учение о человеке как индивиде (это должна изучать антропология) и учение о человеке как о члене общества (это должна изучать социальной философии).

«Новая Атлантида». Повествование в этом произведение также ведется от некого путешественника, который посетил остров под названием Бенсалем. Основным государственным учреждением на этом острове-государстве является дом Соломона. Дом Солома – это своего рода Академия Наук. Значительное место в этом произведение уделено перечислению научно-технических изобретений. В этом произведение описываются также аппараты, с помощью которых можно двигаться под водой; приборы, сходные с микроскопами; описаны также устройства передачи звука на большие расстояния. Таким образом, несмотря на то, что Ф. Бэкон жил в конце XVI – начале XVII вв., он предсказал появление многих изобретений и усовершенствований, которые появились только в конце XIX – начале XX вв.

Гносеология (учение о методе познания). По мнению Ф. Бэкона, достоверному истинному познанию препятствуют предрассудки человека, возникновение которых детерминировано наличием у человека определенных идолов (призраков). 4 разновидности.

1) призраки рода. Это те призраки, которые присуще всему человеческому роду. Человечески разум, по его мнению, также может искажать истинную природу вещей. От призрака рода окончательно избавиться нельзя, но можно минимизировать его воздействие на процесс познания. Средством исправления чувств, по его мнению, является эксперимент, а средством исправления разума – индукция.

2) призраки пещеры. Эти призраки связаны с наличием у любого человека индивидуальных особенностей его физиологии, психики, которые, в свою очередь, связаны с индивидуальными особенностями его характера, воспитания и с традициями того общества, в котором живет этот человек. Средством очищения от индивидуального опыта, который препятствует достоверному познанию истины – это коллективный опыт.

3) призраки рынка и площади. Возникновение этих призраков связано с речевым общением между людьми, в результате которого люди начинают считать, что из разум повелевает словами, которые они используют.

4) призраки театра. Их наличие связано с верой в авторитеты и догматическом следовании доктрин этих авторитетов.

Ф. Бэкон считал, что для того, чтобы применять эмпирических метод познания для выявления достоверной истины, необходимо предварительно очистить человеческий разум от призраков – идолов.

Метод познания Ф. Бэкона называется эмпирическим методом познания, а именно опытно-индуктивным методом, т.е. основными средствами познания он считал опыт (эксперимент) и индукция. Под экспериментом Ф. Бэкон понимает активный, целенаправленный, планомерный опыт.

Учение об индукции. Ф. Бэкон разработал «истинную индукцию». По его мнению, нужно учитывать не только факты, подтверждающие доказываемое положение, но обязательно, и даже в большей степени нужно учитывать факты, противоречащие доказываемому положению. Такие факты он назвал отрицательными инстанциями. или их количество таково, что жизни человечества может не хватитт для их рассмотрения.

 

Джон Локк (1632-1704).

 Опыт о человеческом разумении

Душа (сознание). Опыт. С точки зрения Дж. Локка наша душа (сознание) представляет собой tabula rasa (лат. – чистая доска, в других источниках – белый лист бумаги (без каких-либо знаков). По мнению Дж. Локка, эта чистая доска или белый лист бумаги без знаков впоследствии запечатлевает свои письмена – опыт человека. Дж. Локк выделял две разновидности опыта: 1)внешние опыт, который связан с воздействием на наши органы чувств и тело внешних по отношению к нас предметов, в результате чего человек приобретает ощущения 2)внутренний опыт, который связан как с эмоциональной сферой человека, так и с самоуглубленным анализом (рефлексией) процессов мышления. Внутренний опыт был назван Дж. Локком также и рефлексией.

Учение о познании. Процесс познания, по мнению Дж. Локка, невозможен без общих понятий, или идей. При этом он выделяет две разновидности идей: 1)простые идеи, к которым относятся ощущения и рефлексии 2)сложные идеи, которые образуются на основе сочетания этих простых идей. К сложным идеям относятся: 2.1)идея субстанции. субстанцией является материя – дух. 2.2)идеи-модусы. К ним относятся пространство, время и число. 2.3)идея отношений.



2019-08-13 520 Обсуждений (0)
Проблема обоснования науки и активности познающего субъекта в теории познания И. Канта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема обоснования науки и активности познающего субъекта в теории познания И. Канта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)