Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения.



2019-08-13 575 Обсуждений (0)
Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Происхождение государства Платон объяснял следующим образом: у людей есть различные материальные потребности, и для удовлетворения их наилучшим образом необходимо разделение труда – чтобы один человек занимался печкой хлеба, другой делал бы сапоги, третий – топоры, и т.д.

Неприемлемые формы государственного устройства, по мнению Платона, следующие: демократия, тирания, олигархия (власть богатых), тимократия (власть военных). Единственная приемлемая форма – это аристократия.

Платон выдвигает проект идеального (совершенного) государства. В этом государстве существуют три основные социальные группы (сословия), разделение людей между которыми связано с учением Платона о трех частях души. Люди, у которых доминирует разумная часть души, добродетель которой – в мудрости - это правители и философы. Если в человеке доминирует яростная часть души, добродетель которой – в мужестве, то человек принадлежит сословию воинов и стражей. Низменная (вожделеющая) часть души доминирует у всех остальных людей (земледельцы, ремесленники и торговцы).

С точки зрения Платона, необходимо распространить среди людей следующие идеи: 1) все люди – братья, поскольку родились на одной земле и поэтому земля – их мать; тогда все люди будут защищать родину, как свою мать. 2)все люди различны, потому что боги при их сотворении примешали одним золото, другим – серебро, а третьим – железа и меди. Те, кому примешали золото – это философы и правители, серебро – воины стражи, а те, кому примешали медь и железо – это ремесленники, земледельцы и торговцы.

В своем идеальном государстве Платон проводит идею социального равенства, прежде всего, в двух сословиях: стражей и философов. Платон, фактически, строит казарменный социализм. С его точки зрения, причиной всех социальных конфликтов и раздоров является частная собственность, поэтому у стражей и философов не должно быть частной собственности; тем более у них не должно быть золота и серебра, поскольку философам при рождении и так примешали золото, а стражникам – серебро.

Платон в своем идеальном государстве упраздняет не только частную, но и личную собственность. Стражи не имеют ничего, кроме своего тела; за свою воинскую деятельность они получают раз в год вознаграждение в виде продуктов питания и одежды. Человек (индивид) живет для государства, а не государство для человека.  

В целях блага общего (блага государства) Платон упраздняет семью, в первую очередь у двух высших сословий (философов и стражей). Более того, он пишет, что жены стражей-мужчин должны быть общими.

Согласно Платону, наиболее хорошие в физическом и умственном отношении мужчины должны сходится с наиболее хорошими женщинами, а худшие – с худшими. Женщины могут иметь детей в возрасте от 20 до 40 лет, а мужчины – от 25 до 55 лет. Дети, родившиеся вне этих возрастных рамок, подлежат уничтожению.

Отец и мать не должны знать, кто их ребенок, как впрочем, и сам ребенок не должен знать, кто его отец и кто его мать. После рождения ребенка он передавался людям, которые занимались его воспитанием. Это нужно было для того, чтобы мать не знала, кто ее ребенок и любила всех детей – сверстников своего ребенка. Дети не должны были знать, кто их отец и мать, чтобы они уважали и любили всех старших как возможных родителей. Тогда якобы не будет конфликтов в идеальном государстве Платона. Наличие у каждого человека своей семьи приводит к возникновению индивидуальных, особых радостей и печалей, а это способствует разобщению людей и вредно для блага государства.

Правители и философы. Философов выбирают из стражей. Трудно определить, кто по своим природным задаткам способен к умственной деятельности и быть правителем и философом, а кто способен быть стражем. Поэтому в первые годы жизни дети правителей и философов обучаются вместе с детьми стражей. Детям дают зачатки наук – элементарный счет, элементарные геометрические знания; их также обучают воинскому искусству. При этом дети, еще не достигшие 20 лет, берутся на войну, где они проявляют способности к воинской доблести. В возрасте 20 лет производится первичный отбор – выбираются самые способные в воинской деятельности и самые способные к учению различных наук. После этого преподаются общие науки с обоснованием. Второй уровень отбора осуществляется в 30 лет. В возрасте 30-35 лет они изучают диалектику. По достижении 35 лет они могут стать правителями и философами.

Аристотель дает определение государству. Под государством Аристотель понимает «форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством». Политическое устройство состоит из трех частей: административной, законодательной и судебной. Основным элементом государства являются граждане. Только свободные люди являются гражданами государства. Рабы не являются гражданами и быть не могут.

Аристотель рассматривает различные формы государственного устройства. Среди них он выделяет приемлемые и неприемлемые формы. Приемлемыми являются монархия (царство), аристократия, полития. Под политией Аристотель понимает республику, в которой правят большинство, а именно свободные граждане, которые носят оружие. По мнению Аристотеля, полития – это единственная приемлемая форма народовластия. К неприемлемым формам государственного устройства Аристотель относил тиранию, олигархию и демократию.

Аристотель критикует проект идеального государства Платона. Основные возражения Аристотеля следующие:

1)По мнению Платона, счастье и благо целого не предполагают счастья его частей; человек живет для государства, а не государство для человека. Аристотель же утверждает, что если несчастливы части, то не может быть счастливо и целое, состоящее из этих частей. Аристотель считает, что основные функции государства – не экономические и юридические; государство нужно для того, чтобы жить счастливо. Цель человеческого общежития заключается не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо.

2)Аристотель также критикует казарменный социализм Платона. Платон видел источник всех человеческих пороков и бедствий в частной собственности, поэтому он считал, что частную собственность необходимо ликвидировать. Аристотель же считает, что частная собственность необходима, ибо «одна мысль о частной собственности доставляет несказанное удовольствие», а если ликвидировать частную собственность, то «всякое общее дело начнут сваливать друг на друга».

Но в то же время Аристотель утверждает, что должна существовать умеренная частная собственность, поэтому он отрицательно относится к олигархии и к олигархам. Аристотель – сторонник среднего сословия (класса), которые обладают умеренной частной собственностью.

Граждане государства, по мнению Аристотеля, должны выполнять следующие функции: законодательную, исполнительную (административную), судебную, воинскую и жреческую. Другими видами трудовой деятельности (земледелием, ремесленничеством и торговлей) свободные греки заниматься не должны. Это дело рабов. Для того чтобы найти их, необходима внешняя экспансия Греции. С точки зрения Аристотеля, все народы мира, кроме греков – потенциальные рабы. С рабами не воют – на них следует охотиться, как на зверей. Аристотель считает, что одни люди по природе рождаются рабами, а другие – свободными, т.е. с его точки зрения, рабство имеет не социально-экономическое происхождение. Естественно, он считал, что греки по природе свободны.

Эпоха Возрождения.

Появляются новые коммунистические утопии, которые придут на смену единственной коммунистической утопии – теории идеального государства Платона

Но идею утопии сохраняют – община и общая собственность. Основные имена утопистов: Томас Мор «Утопия», Томазо Кампанеллы «Город солнца» Френсис Бэкон«Новая Атлантида». Эти утопии объединяет география, необходимость изолированного места - острова

Утопия – строится идеальная модель государства, где постулируется:

1) Равенство между всеми людьми, но там есть и рабы.

2) Добровольный обязательный труд для всех, труд ограничен по времени. 4-6 часами. Труд как потребность для всех.

3) Опора на образование и науку.

4) Отсутствие денег, распределение на основе принципа равенства, отказ от золота как эквивалента денег, вплоть до презрения к золоту.

Одним словом люди живут прекрасно в коммунистическом обществе. В основной части утопий акцент делается на принципе распределения, равенстве на основе распределения, чтобы никому не было обидно. В утопиях предвосхищаются научные достижения: превращение солнечной энергии, скрещивание, получение искусственных органов, путешествие под водой в специальных аппаратах.

 

Томас Мор.

«Утопия». Утопия переводится с греческого языка, как место, которого нет. Сам Томас Мор переводил этот термин, как Нигдея. Утопия – это некоторый остров, в котором существует идеальное государство (Томас Мор описывает это государство во второй части «Утопии»).

В первой части «Утопии» Томас Мор критикуют социально-экономическое положение современной ему Англии. Со своих земель были изгнаны земледельцы, а те люди, которые захватили эти земли, начали использовать их для пастбищ овец, чтобы увеличивать производство шерсти в Англии и, соответственно, свои доходы.

Во второй части «Утопии» Томас Мор показал государство утопического социализма, который носит в определенной степени казарменный характер, но не такой, как у Платона. Правителем этого острова-государства является Утоп. Утоп, для того, чтобы объединить все государства на этом острове в одно государство, захватил этот остров и установил в нём определенные политические, социальные и моральные нормы.

Точно так же, как и Платон, Томас Мор считал, что корень социальных пороков и бедствий – это частная собственность. Если в идеальном государстве Платона частной собственности были лишены только два высших сословия (стражи и правители), то на острове-государстве «Утопия» частная собственность отсутствует у всех. Этот также увязывается с тем, что большинство людей этого острова занимаются трудовой деятельностью. Основными видами трудовой деятельности являются (точно так же, как и у Платона) земледельческая, ремесленная и умственная. Что касается трудовой деятельности (например, земледельческой), то по мнению Томаса Мора, каждый человек должен был отработать в сельскохозяйственных работах два года. Рабочий день в государстве «Утопия» - шестичасовой. Остальное время используется для телесного и умственного совершенства. Чиновники на этом острове, хотя и имеют право заниматься трудовой деятельностью, но занимаются ей только для того, чтобы показывать пример другим гражданам.

Отсутствие частной собственности в идеальном государстве-острове Утопии Томаса Мора непосредственно связано с отказа от использования денег внутри этого государства. В денежном обращении на этом острове не используются ни золото, ни серебро. Из золота делают ночные горшки и сосуды для нечистот, а также цепи для рабов.       

Рабами в этом государстве-острове становятся преступники. Таким образом, хотя Томас Мор и нарисовал картину социального равенства, он не отрицал наличия рабов. Если остров-государство Утопия вела войну с соседним государством, то в рабов могли также превращаться и пленные.

На этом острове существует определенная религия, но это не системно разработанная доктрина. Она связана с верой в божественное существо как в прародителя, ибо, по мнению Томаса Мора, в боге никто не грешит. Грешат вне бога.

 

Томас Кампанелла.

 «Город Солнца», Кампанелла описывает город-государство на этом острове (называемый город Солнца). Точно так же, как и в «Утопии» Томаса Мора, в городе Солнца Кампанеллы отсутствует частная собственность, и общество социально однородно.

В городе Солнца существует разделение труда. Есть умственный труд, и есть физический труд. Умственным трудом занимаются наиболее одаренные люди, т.е. те, которые посвящают себя наукам. Различие между людьми Кампанелла объясняет с помощью астрологического детерминизма (астрологии). Различия между людьми зависят от того, когда родился тот или иной человек, при каком сочетании звезд и светил.

Наиболее одаренная личность, которая в то же время обладает наиболее глубокими познаниями в метафизике, физике, математике, философии, истории и других дисциплинах, становится правителем этого города Солнца. Правителя города Солнца Кампанелла именует Метафизиком (Солнцем), поэтому город и имеет название город Солнца.

Принципиальные отличия системы управление в этом государстве от Утопии Томаса Мора следующие. В городе Солнца управление носит специализированный характер, государством управляют специалисты. Первый среди всех специалистов – это, конечно, Солнце (Метафизик), однако один он не может управлять государством. Поэтому у него есть три помощника, которые реализуют на практике три основных принципа бытия: мощь, мудрость и любовь.

Помощник, который отвечает за мощь, занимается воинской деятельностью. Ответственный за мудрость занимается наукой и отвечает за её развитие. Помощник, который занимается на практике реализацией принципа любви, отвечает за деторождение, питание и воспитание.

У трех помощников Метафизика, в свою очередь, также есть помощники: грамматики, физики, математики и т.д. Всего в этом городе 40 начальствующих человек. При этом каждые две недели в городе Солнца собирается народное собрание, которое может переизбрать начальствующих людей, за исключением Метафизика и трех его помощников, которые заменяются очень редко. Однако если найдутся одаренные люди, обладающие более глубокими познаниями, чем Метафизик и три его помощника, то и они сменяются.

У помощника Метафизика, который отвечает за любовь, достаточно трудная задача, поскольку он отвечает за полноценное потомство. С одной стороны, он должен учесть одаренность людей, с другой стороны, он должен рассчитать положение звезд и светил как при зачатии, так и при рождении. Он также отвечает за полноценное питание и воспитание.

Поскольку в этом городе отсутствует частная собственность, в нем отсутствует и семья, т.е. имеется определенное сходство с проектом идеального государства Платона. В городе Солнца есть определенные моральные принципы. Его жители исповедуют определенную религию, а также считают, что в боге никто не грешит, а грешат вне бога.

 

В концепции Френсиса Бэкона описывается дом Соломона – научное сообщество, РАН по-нашему, в котором есть самые выдающиеся люди. Их задача: наращивание ВВП на основе развития науки и технологий. Этот дом Соломона послужил прообразом появления академии естествознания – Лондонского Королевского Общества, сильная центральная власть в науке и демократия в смысле обсуждения идей и избрания членов и руководства академии. Сильная власть и принцип обсуждения необходим для поддержки динамического равновесия и создание интерфейса для работы науки с внешним миром и, особенно, с церковью. Власть интересовалась наукой, она давала на нее деньги.

 



2019-08-13 575 Обсуждений (0)
Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человек и государство в утопических моделях античности и эпохи Возрождения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)