Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение о первичных и вторичных качествах вещей.



2019-08-13 503 Обсуждений (0)
Учение о первичных и вторичных качествах вещей. 0.00 из 5.00 0 оценок




Первичные качества – это такие свойства вещей, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах. К первичным качествам относятся следующие свойства: 1)протяженность 2)форма, или фигура 3)движение или покой 4)число 5)непроницаемость или плотность.

Остальные качества вещей носят чувственных характер, т.е. они связаны непосредственно с деятельностью органов чувств. Это так называемые вторичные качества. Вторичные качества – это изменчивые качества, которые могут как возникать, так и исчезать. Примеры вторичных качеств: цвет, звук и т.д.

По мнению Дж. Локка, есть определенная связь между первичными и вторичными качествами. Идея первичных качеств суть сходства, а вторичных качеств – нет.

диспозиционная концепция соотношение первичных и вторичных качеств. Хотя Дж. Локк и различает первичные и вторичные качества, но вторичные качества зависят от определенных комбинаций и сочетаний первичных качеств, т.е в некотором смысле объективно – субъективны.

Если для констатации вторичных качеств необходимо только одно чувство (например, для восприятия цвета необходимо зрение, а для звука – слух), то первичные качества констатируются более чем одним чувством (например, протяженность может констатироваться как с помощью зрения, так и с помощью осязания).

Джорж Беркли (1685-1753).

Трактат о началах человеческого знания», «Трактат о движении»

Философские идеи. В трактовке качеств вещей, объектов Беркли исходит из номиналистической позиции: всё, что существует, единично.

Беркли отвергает возможность образования общих абстрактных идей, например, общей абстрактной идеи треугольника (движения, человека, и т.д.). Беркли негативно относился к попытке образования общих абстрактных идей и общих абстрактных понятий. На этом основании он отрицательно относился, например, к такому понятию как материя. По его мнению, если из науки изъять это понятие, то ученые даже не заметят, что оно исчезло, а атеисты лишатся дополнительного аргумента в пользу своих мировоззренческих позиций.

все качества вещей являются вторичными. Это связано с его представлением о том, что значит существовать. По его мнению, существовать – значит быть воспринимаемым. Отсюда следует, что то, что мы обычно называем вещами или предметами – всего лишь комбинации, или комплексы ощущений-идей.

Аргумент в пользу непрерывности существования вещей. С точки зрения Беркли, существовать – значит быть воспринимаемым, но не обязательно быть воспринимаемым только одним духом. Предметы могут существовать, если они воспринимаются и многими духами.

Аргумент в пользу реальности существования вещей. Беркли считал, что для констатации реальности существования вещей необходимо одновременное восприятие этих вещей многими воспринимающими субъектами. Это и есть гарантия того, что можно отличить реальное существование вещей от химеры, иллюзии, воображения.

Несмотря на то, что Беркли отрицал необходимость понятия материальная субстанция и вообще возможность образования общей абстрактной идеи материи, он всё-таки вынужден был признать наличие духовной субстанции, ибо, по его мнению, дух (душа) – это не идея, т.к. сам дух является источником восприятия. Поэтому устранять, элиминировать духовную субстанцию нельзя.

Беркли негативно относился к такома математическому понятию как бесконечно малые величины. Поскольку он считал, что существовать – значит быть воспринимаемым, а бесконечно малую величину воспринимать нельзя, то идея бесконечно малых не имеет реального чувственного содержания, это пустое понятие. Беркли подметил следующие особенности естествознания и заблуждения физиков-естествоиспытателей XVIII в.

1)Беркли указал на ошибку естествоиспытателей-физиков, которые пытаются все явления окружающего мира объяснять с помощью законов механики Ньютона, с помощью механических моделей. По мнению Беркли, наш мир гораздо разнообразнее и многообразнее.

2)Беркли считал законы механики Ньютона, в частности закон всемирного тяготения, не более чем математическими гипотезами. Любые научные теории – это всего лишь инструмент для выводов и вычислений.

Давид Юм (1711-1776)

 «Трактат о человеческой природе» состоит из 3-х частей: «О познании», «Об аффектах», «О морали».

Философские идеи. непознаваемой сущность материи и сущность духа. Это так называемый агностицизм Юма (в отношении познания материи и духа).

По мнению Давида Юма, познавательный опыт слагается из восприятий – перцепций. Восприятия делятся на впечатления и идеи. идеи – это копии впечатлений, которые уступают последним (впечатлениям) по яркости и живости. Так же, как и Джон Локк, он делит идеи на простые и сложные. Сложные идеи образуются на основе комбинации простых, при этом сложными идеями Юм, как и Джонн Локк, считает идею субстанции, идею модуса и идею отношений. Что касается впечатлений, то Юм делит их на впечатления-ощущения и впечатления-рефлексии.

Человеческой природе, по мнению Юма, присущ принцип ассоциаций. Юм выделяет следующие три ассоциативные связи:

1)ассоциация по сходству. Пример: портрет близкого друга делает идею друга более яркой и живой, что основано на сходстве этого друга и его изображением на портрете.

2)ассоциация по смежности в пространстве и времени. По мнению Юма, ни один объект не вызывает действие в том времени и в том месте, которые были хоть столько-нибудь отличны от места и времени его существования (это так называемая концепция близкодействия, в отличие от концепции дальнодействия, которой придерживался Ньютон).

3)каузальная ассоциация, которая связана с понятием причины

Учение о причинности и индукции. Для того, чтобы обосновать свои представления о том, как образуется идея причинности, Юм использует пример из бильярда, который, по его мнению, наиболее ясно иллюстрирует соотношение между причиной и действием (следствием). Представим себе, что имеется биллиардный стол, на котором один шар покоится, а другой шар движется по направлению к нему с определенной скоростью. Потом эти шары сталкиваются, в результате чего шар, который до этого покоился, приобретает движение. Отсюда Юм делает вывод, что причиной возникновения движения покоящегося шара является столкновение с ним движущегося до этого шара. Возникновение идеи причины основано на следующем:

1)отношение предшествования причины действию (движение первого шара предшествует движению второго шара, который до этого покоился).

2)идея смежности в пространстве и во времени (движущийся шар, который сталкивается с покоящимся, осуществляет действие в том месте и времени, в котором находится)

3)постоянное соединение причины и следствия (по мнению Юма, нет никакого промежутка времени между столкновениями этих шаров и приобретением движения покоящимся шаром).

Что касается представление Юма об индукции, то он дал единственное на сегодняшний день обоснование индукции (а именно психологическое обоснование):

1)всякий обобщающий вывод, основанный на индуктивном умозаключении, порожден нашей привычкой считать, что будущее будет соответствовать прошлому

2)в основе индуктивных обобщений лежит вера человека в единообразие мира. Если бы этой веры не было, т.е. люди считали бы, что мир представляет собой хаотичский набор случайных событий, то и обобщать было нечего.

 



2019-08-13 503 Обсуждений (0)
Учение о первичных и вторичных качествах вещей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение о первичных и вторичных качествах вещей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)