Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема субстанции в философии Нового времени.



2019-08-13 371 Обсуждений (0)
Проблема субстанции в философии Нового времени. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные направления философии XVII века – это эмпиризм и рационализм. Эмпиризм воспроизводит некоторые черты номинализма (опирающегося на опыт), а рационализм воспроизводит некоторые черты реализма (опирающегося на разум).

Основное понятие в метафизике Декарта – это понятие субстанции. Субстанция – это вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя. Под такое определение в философской системе Декарта подходит только бог, который ничем в другом, кроме самого себя, в своём существовании не нуждается.

В сотворенном богом мире Декарт выделяет две субстанции Это материальная и духовная субстанции.

Основной атрибут духовной субстанции – это мышление и, прежде всего, логическое мышление, модусами (изменчивыми проявлениями атрибутов, видоизменениями) которого являются воображение и чувства. Основной атрибут материальной субстанции – это протяженность (протяжение), модусом которого является, например, движение.

Если, с точки зрения Декарта, существуют две конечные субстанции (это т.н. дуализм в учении о субстанции), то, по мнению Спинозы, существует лишь одна субстанция – отсюда и термин монистическое (учение).

При этом, с точки зрения Спинозы, бог – это не какая-то личность, как в понимании Августина, а некоторый бесконечная безликая сущность, или бесконечное и безликое начало. Бога как некоторую актуальную бесконечность Спиноза отождествляет, с одной стороны, с субстанцией, с другой стороны – с природой, а именно с порождающей природой. Тем самым Спиноза лишает бога творящих (креационистских) функций. Таким образом, бог Спинозы не является творцом мироздания. Отсюда и следует известный тезис Спинозы: в природе нет творения, а есть только порождение.

Учение о природе. Спиноза различал два вида природы: порождающая (производящая природа) и порожденная (произведенная) природа. Бога-субстанцию Спиноза отождествлял с порождающей природой.

Основные атрибуты и модусы субстанции. Поскольку Спиноза отождествляет субстанцию с богом и порождающей природой, а бог – это бесконечность, то естественно, что решающих (определяющих) свойств у субстанции должно быть бесконечное количество. Но в то же время, среди этих решающих свойств атрибутов субстанции существует два основных: протяжение и мышление.

Конкретные протяженные вещи и разумные существа – это видоизменения, проявления единой субстанции (с основными атрибутами протяженность и мышление). Эти конкретные проявления субстанции Спиноза назвал модусами, т.е. все протяженные тела и разумные существа – это модусы единой субстанции.

Спиноза, так же как и Декарт, считал, что движение является модусом протяженности, при этом, по мнению Спинозы, движение – это бесконечный модус протяженности.

 

Эмпиризм:

Беркли отрицательно относился, например, к такому понятию как материя. По его мнению, если из науки изъять это понятие, то ученые даже не заметят, что оно исчезло, а атеисты лишатся дополнительного аргумента в пользу своих мировоззренческих позиций.

все качества вещей являются вторичными. Это связано с его представлением о том, что значит существовать. По его мнению, существовать – значит быть воспринимаемым. Отсюда следует, что то, что мы обычно называем вещами или предметами – всего лишь комбинации, или комплексы ощущений-идей. Однако, при таком подходе к понятию существование Беркли грозило обвинение в солипсизме. Солипсизм – это точка зрения, согласно которой существует только один воспринимающий субъект и весь мир представляет собой комбинацию его ощунений. Для того, чтобы освободиться от обвинений в солипсизме, Беркли приводит аргументы в пользу непрерывности существования вещей и в пользу реальности существования вещей.

Аргумент в пользу непрерывности существования вещей. С точки зрения Беркли, существовать – значит быть воспринимаемым, но не обязательно быть воспринимаемым только одним духом. Предметы могут существовать, если они воспринимаются и многими духами.

Аргумент в пользу реальности существования вещей. Беркли считал, что для констатации реальности существования вещей необходимо одновременное восприятие этих вещей многими воспринимающими субъектами. Это и есть гарантия того, что можно отличить реальное существование вещей от химеры, иллюзии, воображения.

Несмотря на то, что Беркли отрицал необходимость понятия материальная субстанция и вообще возможность образования общей абстрактной идеи материи, он всё-таки вынужден был признать наличие духовной субстанции, ибо, по его мнению, дух (душа) – это не идея, т.к. сам дух является источником восприятия. Поэтому устранять, элиминировать духовную субстанцию нельзя.

Юм отвергает понятие субстанции, полагая, что такое понятие не может существовать. Он рассматривает понятие субстанции как иллюзию. Иллюзия существования субстанции возникает потому, что, по мнению Юма, в нашем сознании одни и те же впечатления возвращаются (в качестве иллюзий) после того, как они прерваны при восприятии объекта который вызывает иллюзию.

По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи – железо, камень, солнце, человек,

Учение о познании. Процесс познания, по мнению Дж. Локка, невозможен без общих понятий, или идей. При этом он выделяет две разновидности идей: 1)простые идеи, к которым относятся ощущения и рефлексии 2)сложные идеи, которые образуются на основе сочетания этих простых идей. К сложным идеям относятся: 2.1)идея субстанции. субстанцией является материя – дух. 2.2)идеи-модусы. К ним относятся пространство, время и число. 2.3)идея отношений.



2019-08-13 371 Обсуждений (0)
Проблема субстанции в философии Нового времени. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема субстанции в философии Нового времени.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)