Гигиеническое обучение и воспитание населения, цели, принципы, методы, формы, средства. Основные компоненты первичной профилактики. Основные направления пропаганды ЗОЖ.
Гигиеническое воспитание - это система мероприятий, приемов, способов и средств, направленных на формирование ЗОЖ на уровне первичной профилактики. Цель — формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Принципы: · научность, т.е. пропаганда тех сведений, которые являются научным знанием, прочно утвержденным и доказанным научными исследованиями; · правдивость и объективность; · дифференцированность и целенаправленность; · массовость; · систематичность и последовательность; · комплексность (участие в работе по гигиеническому воспитанию различных специалистов и учреждений). Методы (способ управления познавательной деятельностью людей): - Информационно-рецептивный метод (сообщения, лекции, дискуссии, обучение) – решает проблемы санитарного просвещения. - Репродуктивный метод (дискуссии, тестирование, «школы здоровья», экзамены) – служит организации воспроизведения знаний. - Метод проблемного изложения информации (социальная реклама, моделирование типичной ситуации и схемы её решения) заключается в постановке задачи и объяснении логики её решения. - Эвристический метод (постановка задачи с той целью, чтобы обучаемый сам её решил и логически объяснил свои действия) – конечный этап обучения и гигиенического воспитания; формирование навыка творческого подхода к решению проблемы. Формы (способы применения отдельных средств): - Индивидуальное воздействие – беседа, консультирование, инструктаж, индивидуальное консультирование по телефону или через личную корреспонденцию – позволяет учитывать все особенности личности. Однако, не всегда возможно заниматься с каждым отдельным человеком; кроме того групповое воздействие во многих случаях оказывается более эффективным. - Формы группового воздействия – групповая беседа, беседа за «круглым столом» (обсуждение проблемы специалистами при участии зрительской аудитории), дискуссия, игра (деловая, физкультурная), практические занятия, занятия по решению задач,, урок, курсовое обучение (лектории, «школы здоровья») – наиболее эффективны, не требуют большого количества сил и средств, дают возможность для опробации новых методик. Эффективность работы в группе зависит от однородности группы (по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, определенной проблеме). К недостаткам данной формы можно отнести отсутствие учета индивидуальных особенностей каждого участника группы. - Массовые формы гигиенического воспитания экономят средства и время специалиста. Работа ведется через средства массовой информации (СМИ). Эти формы имеют много достоинств: массовость, доступность, относительную дешевизну, авторитетность. Недостатками их является то, что они – это всегда монолог, авторитарность, нередко – навязывание информации, а также отсутствие учета индивидуальных особенностей личности и связи с аудиторией. Виды такой работы могут быть различными: это и статьи, и пресс-конференции, лекции, ассамблеи, оздоровительные пробеги, спартакиады, экспонирования, акции, «Дни здоровья». Средства: 1. Речевые средства. - Устные средства: речь непосредственная или в записи. - Письменные средства: информационный листок (обычный информационный материал); листовку (информационный материал, в котором есть лозунг или агитационный призыв); рецепт-рекомендацию по здоровому образу жизни; буклет (информационный материал имеет форму гармошки); памятку (информационный материал содержит конкретные советы и оформлен в виде книжки); газеты; журналы (журнал «Здаровы лад жыцця»); книги (обязательно имеют рецензию); «бегущую строку» (носит исключительно информационный характер); компьютерные программы. 2. Изобразительные средства: плакаты, фотографии, слайды, аппликации, календари, наклейки, значки, открытки, закладки, этикетки, картотеки, обучающие муляжи. 3. Изобразительно-речевые средства: кино, театр, телевидение. 4. Действия – приёмы, используемые на практике (обработка и дезинфекция посуды, медицинского инструментария и т.п.). 5. Предметные средства (зубная щетка, расческа, шприц, бинт, жгут). 6. Лозунг – самостоятельное средство, объединяющее различные действия в единую программу. 7. Логотип означает, что информация, на которой он размещён, подаётся в рамках проведения определенной программы. Первичная профилактика — это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя следующий комплекс мер: • по снижению влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни); • по формированию здорового образа жизни; • по предупреждению профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте; • проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения. Направления пропаганды ЗОЖ: 1. безопасные условия труда; 2. социальный оптимизм, высокий культурный уровень; 3. медицинская активность; 4. экологическая активность; 5. физическая активность; 6. рациональное, сбалансированное питание; 7. устроенность быта, хорошие семейные отношения; 8. здоровая наследственность; 9. другие факторы. Помимо указанных направлений необходимо еще различать два аспекта формирования ЗОЖ: 1. создание и развитие позитивных для здоровья условий; 2. преодоление или уменьшение факторов риска.
БИЛЕТ № 11 1.Экономика здравоохранения. Цель, задачи, методы экономики здравоохранения. 2.Родильный дом, его задачи, структура. Репродуктивные потери. Показания к госпитализации в обсервационное отделение, отделение патологии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1651)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |