Тема 2. Статистические модели
2.1. Общая схема построения регрессионных (казуальных) моделей. 2.2. Особенности построения корреляционно-регрессионных моделей. 2.3. Имитационные статистические модели.
Общая схема построения регрессионных (казуальных) моделей Рассмотрим схему построения регрессионных моделей на примере построения прогнозной модели производительности труда. Схема построения регрессионных моделей включает в себя следующие этапы: 1. Постановка задачи; 2. Сбор и систематизация статистической информации; 3. Статистическая оценка значимости факторов; 4. Построение эмпирических уравнений регрессии; 5. Построение однофакторных моделей; 6. Построение многофакторной модели; 7. Оценка адекватности регрессионной модели. 1. – Постановка задачи. Постановка задачи включает в себя чёткое определение цели создания модели и определение объекта моделирования. Например, необходимо составить обоснованный прогноз по производительности труда на пять лет на одном из предприятий г. Рязани. Для этого рассмотрим количественные и управляемые факторы, которые влияют на производительность труда. Сбор и систематизация статистической информации. Назовём производительность труда результативным признаком и обозначим его Y, а показатели, от которых зависит производительность труда (фондовооруженность, энерговооруженность, коэффициент специализации и т.д.), - факторными признаками и обозначим Хj (j=1,2,…,n). В общем случае мы имеем набор признаков, каждый из которых может быть результативным. На первом этапе сбора и систематизации информации производится экспертный анализ факторных признаков и формируется их максимальный перечень, т.е. в модель первоначально включается все показатели, которые могут оказывать влияния на результативный признак. На втором этапе производится сбор информации из документации предприятия (годовых балансов, квартальных отчетов и т.д.). При этом анализируется достоверность информации. Результаты оформляются в виде таблицы. По строкам откладываются точки выборки i от 1 до m, по столбцам – результативный и факторные признаки. Первый столбец - результативный признак, а последующие - факторные признаки. Точка выборки - год (квартал), предприятие, предприятие – год. Таблица 1 – Результаты сбора статистической информации
Например, - производительность труда в тыс. руб. на человека; - фондовооруженность в тыс. руб. на человека; - энерговооруженность в киловаттах на человека; - коэффициент специализации в процентах.
3. – Статистическая оценка значимости факторов или корреляционный анализ. Максимальный перечень факторов, составленный на предыдущем этапе, может содержать факторные признаки, которые слабо влияют на результативный признак и которые нецелесообразно включать в модель. Цель этапа заключается в выявлении таких факторных признаков. Для оценки степени влияния двух случайных величин Х и Y друг на друга используется коэффициент парной корреляции: , (1) где - смешанный центральный момент второго порядка. (2) Преобразуя (2), получаем: (3) Коэффициент парной корреляции изменяется в пределах от –1 до +1. Если rху > 0, то с ростом факторного признака результативный признак возрастает; если rху < 0, то с ростом факторного признака результативный признак убывает. Если X и Y не связаны между собой, то коэффициент rху равен нулю. Квадрат коэффициента корреляции rху2 называется коэффициентом детерминации и показывает долю изменчивости (дисперсии) результативного признака за счет изменения (дисперсии) факторного. Для определения факторов, включаемых в модель, составляется матрица коэффициентов парной корреляции, оформляемая в виде таблицы. Данная матрица является симметричной, т.е. rху= rух, и элементы главной диагонали равны 1, т.е. rх j xj=1, rуу=1. По строкам откладываются результативные и факторные признаки, по столбцам – результативный признак. В нашем примере получена следующая таблица: Таблица 2 – матрица коэффициентов парной корреляции
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |