Двойственная задача линейного программирования.
Любой задаче линейного программирования, называемой исходной или прямой, можно поставить в соответствие другую задачу, которая называется двойственной или сопряженной. Обе эти задачи образуют пару двойственных (или сопряженных) задач. Исходная или прямая задача в общем виде: (54) Ограничение: , (55) Тогда двойственная по отношению к ней задача в общем виде: (56) Ограничение: , (57) Рассмотрим упрощенный вариант задачи оптимизации производственной программы. Пусть предприятие выпускает j =1,2,…, n видов приборов. Цена каждого прибора Uj (руб), выпуск xj (шт). При производстве j -го прибора затрачивается aij кг i-го материала. Общие запасы материальных ресурсов составляют Bi (i=1,2,…,m). Исходная задача будет иметь вид: (58) Ограничение: , (59) Для этого же предприятия можно сформулировать и двойственную задачу. Требуется найти такие оценки ресурсов (руб/кг), которые обеспечили бы минимум общего расхода ресурсов в стоимостном выражении, а затраты на производство каждого вида продукции не были бы меньше его цены . Двойственная задача будет иметь вид: (60) Ограничение , (61) Из выражений (56, 58) видно, что исходная или прямая задача (56) является задачей на максимум, а двойственная (58) – задачей на минимум. Параметры целевой функции исходной задачи являются ограничением двойственной задачи. Матрица коэффициентов расхода ресурсов исходной задачи транспонируется в двойственной задаче. Переменная называется оценками, или учетными, неявными ценами ресурсов. При решении исходной и двойственной задач используются следующие теоремы двойственности: 1. Если исходная и двойственная задачи имеют допустимое решение, то они имеют и оптимальное решение, причем для экстремальных значений линейных функций выполняется соотношение (62) 2. Для того, чтобы допустимое решение исходной задачи было оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы была такая матрица, которая обеспечивала бы выполнение условия равенства экстремумов. 3. Двойственная оценка i-го ограничения (множитель Лагранжа) представляет собой частную производную целевой функции исходной задачи по правой части соответствующего ограничения: . (63) Математический смысл заключается в том, что показывает, насколько изменится значение целевой функции при изменении правой части i-го ограничения на малую единицу. На основе теорем двойственности, можно сформулировать свойства двойственных оценок: Свойство 1. Если то есть i-й ресурс потребляется полностью, то и i-й ресурс является дефицитным. Если , то , то есть если ресурс избыточен, то он имеет нулевую «цену». Свойство 2. Если , то , то есть, если суммарная оценка ресурсов, идущих на производство изделия равна цене, то изделие выпускается. Если , то , то есть, если суммарная оценка больше цены, то изделие убыточно и не выпускается. Свойство 3. В оптимальном плане , то есть товарная продукция равна оценке израсходованных ресурсов (предприятие работает неубыточно). В неоптимальном плане , то есть расходуется больше, чем получается, предприятие работает с убытком.
5.4. Транспортная задача Транспортная задача является разновидностью линейной задачи математического моделирования. Имеется m пунктов производства однородного продукта и n пунктов потреблений. Известны затраты по перевозке продуктов. Необходимо привязать поставщиков к потребителям, чтобы минимизировать затраты. Целевая функция: (64) где - затраты по перевозке единицы продукта, - количество продукта, перевозимое из пункта i в пункт j . В качестве ограничений используют: 1. - нужно полностью использовать возможности (65) каждого поставщика. где - производительность i-го поставщика. 2. – нужно удовлетворить потребности (66) каждого потребителя. где - потребности j-го потребителя. Транспортная задача бывает закрытой, если то есть количество производимой продукции равно количеству потребляемой продукции и открытой, если Открытая задача при решении сводится к закрытой путём введения фиктивных пунктов производства или потребления, причем затраты по перевозке из фиктивных или в фиктивные пункты принимаются равными нулю. Для решения транспортной задачи используется несколько методов, самым распространенным из которых является метод потенциалов, однако можно использовать для решения и двойственный симплекс-метод. Разновидностью транспортной задачи является задача о назначениях: комплексная бригада из m работников, которая выполняет n работ. Целевой функцией будет максимальная производительность всей бригады: , (67) где cij – производитель i -го работника на j-й работе, d ij – булева переменная, которая равна нулю, если i -й работник не выполняет j- ю работу; или равна 1, если i-й работник выполняет j-ю работу. Ограничения: - каждый работник должен быть занят; (68) - каждая работа должна быть выполнена. (69)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |