Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные преимущества систематических профориентационных занятий



2019-08-13 376 Обсуждений (0)
Основные преимущества систематических профориентационных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




В целом, основные преимущества систематических профориентационных занятий (проводимых, еженедельно в течении е одного-двух лет) позволяют более «спокойно» и «обстоятельно» знакомить школьников с основами профессионального самоопределения. На таких занятий возможно создавать условия для постепенной подготовки, «созревания» учащихся для ответственного и самостоятельного выбора. Кроме того, преподаватель имеет возможность наблюдать за самоопределяющимися подростками и вовремя корректировать их развитие (вместе с другими педагогами и родителями школьников).

С какого времени следовало бы вести профориентационную работу с детьми

Иногда возникает вопрос: с какого времени следовало бы вести профориентационную работу с детьми? – Наш ответ следующий. Идеально, было бы начинать такую работу еще с дошкольниками, учитывая высокую степень сенситивности (особой восприимчивости) этого возраста. Опыт показывает, что даже в этом возрасте дети способны многое понять. Конечно, и с дошкольниками, и с учащимися младшей и средней школы проводить систематические профориентационные занятия (еженедельно) нецелесообразно, поэтому занятия здесь должны быть больше эпизодическими.Но наиболее актуальны профориетационные вопросы именно для подростков.

Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий

«Этипозидические» занятия имеют право на существование в тех случаях, когда в школе отсутствует систематическая профориентационная работа. Такие занятия можно проводить не только в школах, но и любых других заведениях, где работают со школьниками (на базе библиотек, разнообразных психологических центров, даже в детских лагерях и больницах).

Особыми преимуществамаи этизодических занятий являются: 1) относительно малое время для их проведения; 2) как правило, большой «охват» учащихся (недостаток времени часто вынуждает работать сразу с двумя или тремя классами одной параллели); 3) большая степень конкретности результатов работы (здесь психологи часто «вынуждены» использовать те методики, которые позволяют за короткое время и на больших аудиториях получать такие результаты).

Основными недостатками эпизодической профориентационной работы являются: 1) слабые возможности для индивидуального подхода к каждому школьнику (здесь приходится работать с целой аудиторией); 2) невозможность отслеживать развитие учащихся; 3) невозможность получения конфиденциальной информации об учащихся, помогающей психологу лучше понять ситуацию их самоопределения (для этого нужен постоянный контакт и индивидуальные беседы); невозможность реализовывать обучающий и формирующий подход, когда школьник смог бы научиться самостоятельно решать какие-то свои проблемы (для этого как раз и нужно немалое время); 5) невозможность глубоко рассматривать многие важные вопросы самоопределения.

Чтобы частично компенсировать многие из этих недостатков психологи могут чаще проводить с подростками индивидуальные профконсультации, а также больше подключать к этой работе родителей ребят и других специалистов (классных руководителей. некоторых учителей-предметников).

Программа для учащихся 8-9 классов, рассчитанная на один день (1,5-2 часа)2:
1) Знакомство.

2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (с решением 2-3 задач);

3) Опросник «За и против – 1 часть» (школьники сами обрабатывают результаты, а психолог кратко объясняет, какие предварительные выводы можно сделать на их основе);

3) Заключительное слово.

Даже эта короткая программа предполагает, что психолог, обработав результаты опросника (а в идеале, и впечатления от разговоров с учителями данных школьников), каждому даст письменную рекомендацию с двумя-тремя предложениями. Хотя, конечно, для более обоснованных и качественных рекомендаций требуется гораздо большее время.

Программа, рассчитанная на работу с учащимися 8-9 классов (в течение трех дней по два урока).
 День первый (1,5-2 часа):

1) общее знакомство, объяснение смысла предстоящей работы;

2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (с решением 2-3 задач);

3) Бланковая игра с классом «Бизнес-риск-мен»;

 День второй (1,5-2 часа):

1. Игра «Угадай профессию»;

2. Игровое упражнение «Советчик»;

3.  Профориентационная игра «Ассоциация» (вариант работы с целым классом).                            День третий (1,5-2 часа):

1. Опросник «За и против – 1 часть» (школьники сами обрабатывают результаты, а психолог кратко рассказывает, какие выводы можно сделать на их основе);

2. Схема альтернативного выбора (психолог просто рассказывает о логике выбора конкретного варианта и показывает на одном-двух примерах, как такой выбор можно сделать).

3. Заключительное слово.

Данная программа предполагает, что, собрав диагностический материал, психолог обрабатывает его (например, по каждому учащемуся заносит полученную информацию в таблицу) и потом, каждому школьнику дает письменную рекомендацию с выделением 2-3 основных вариантов.

Программа, рассчитанная на работу с подгруппой (15-20 человек) учащихся 8-9 классов в течение двух дней (по 1,5-2 часа, например, на факультативных занятиях).
1. День первый (1,5-2 часа):

1) Знакомство, объяснение смысла данных занятий;

2) Рассаживание в круг (для проведения игровых профориентационных упражнений);

3) Игровое упражнение «Человек-профессия» (вариант игры «Ассоциация» в работе с подгруппой);

4) Игровое упражнение «Автопортрет»;

5) Игровое упражнение «Цепочка»;

6) Игровое упражнение «Кто есть кто?»;

6) Рассаживание обратно за столы;

7) Игровое упражнение «Советчик».
2.День второй (1,5-2 часа):

1) Рассаживание в круг;

2) Игровое упражнение «Эпитафия»;

3) Опросник «За и против – 1 часть» (школьники сами обрабатывают результаты, а психолог кратко рассказывает, какие выводы можно сделать на их основе);

4) Рассаживание обратно за столы;

5) Игра «Бизнес-риск-мен»;

6) Заключи тельное слово.

При реализации данной программы также желательно обработать полученные результаты и каждому школьнику дать письменную рекомендацию.
Программа, рассчитанная на работу с учащимися 10-х классов в течение 3-х дней по 1,5-2 часа.
(Сразу заметим, что 10-й класс пока еще не является «выпускным», т.е. у школьников есть время подумать и даже поменять или уточнить свои первоначальные выборы).
1.День первый (1,5-2 часа);
1) Знакомство, объяснение смысла занятий;
2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии», а также сразу за ним – методика «Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы» (с решением 2-3 задач);
3) Профориентационная игра с классом «Пришельцы».
2.День второй (1,5-2 часа):
1) Опросник «Будь готов!» (учащиеся сами обрабатывают результаты, а психолог объясняет, как на их основе делать предварительные выводы);
3) Разговор на тему «Основные ошибки при выборе профессии» (см. Главу 1, раздел 1.7 настоящего пособия);
3) Активизирующий опросник «Как поживаешь» (учащиеся сами обрабатывают результаты).
3.День третий (1,5-2 часа):
1) Опросник «За и против – 1 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты);

2. Схема альтернативного выбора (психолог просто рассказывает о логике выбора конкретного варианта и показывает на одном-двух примерах, как такой выбор можно сделать);
3) Заключительное слово.

Данная программа также предполагает, что, собрав диагностический материал, психолог обрабатывает его (например, по каждому учащемуся заносит полученную информацию в таблицу) и потом, каждому школьнику дает письменную рекомендацию с выделением 2-3 основных вариантов.
Программа работы с учащимися 11-х («выпускных классов), рассчитанная на три дня по 1,5-2 часа:
1. День первый (1,5-2 часа):

1) Знакомство, объяснение смысла занятий;

2) Опросник «За и против – 1 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты, а психолог объясняет, как с их помощью можно делать предварительные выводы);

3) Бланковая игра с классом «Торг».
День второй (1,5-2 часа):

1. Опросник «За и против – 2 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты;

2. Игра «Угадай профессию»;

3. Бланковая игра «Бизнес-риск-мен».

День третий (1,5 -2 часа):

1. Опросник «За и против – 3 часть» (учащиеся сами обрабатывают результаты);

2. Подведение итогов по всем трем частям опросника «За и против».

3. Схема альтернативного выбора (психолог просто рассказывает о логике выбора конкретного варианта и показывает на одном-двух примерах, как такой выбор можно сделать);

4. Заключительное слово.

Данная программа в наибольшей степени предполагает, что, собрав диагностический материал, психолог обрабатывает его (например, по каждому учащемуся заносит полученную информацию в таблицу) и потом, каждому школьнику дает письменную рекомендацию с выделением 2-3 основных вариантов.

Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников

Во многом эти программы могут быть такими же, как при организации систематических профориентационных занятий со школьникамитили похожими на программы при проведении эпизодических . Важнейшими отличительными чертами проедпрофильной подготовки являются:
1.Само название этого этапа – «предпрофильная подготовка» говорит о том, что школьнику нужно помочь с выбором «профиля» дальнейшего обучения уже в 10—11 классах. Мы считаем, что на данном этапе необходимо максимально расширить «кругозор» учащихся по отношению к вариантам дальнейших профилей. Для этого возможно широкое использование активизирующих профориентационных методов, представленных и в данном пособии. Самым нежелательным на данном этапе была бы ориентация только имеющиеся в данной школе профили. В этой связи И.С.Сергеев вводит даже понятие «псевдопрофильности», когда дальнейшее профильное обучение связывается с «углубленным изучением ряда предметов, практикуемое в конкретной школе» и фактически отождествляется со «специализированным обучением».
2.Ориентация занятий на учащихся 8-9-х классов. Какая-то часть этих школьников, после окончания 9-го класса будет продолжать обучаться в данной школе, какая-то часть – может перейти в другую школу, а кто-то поступит в учреждения начального и ли среднего профессионального образования. Но у большинства учащихся при этом остается еще достаточно времени для уточнения своих профессиональных выборов.
3.Реальной отличительной возрастной особенностью учащихся 8-9 классов является менее выраженная прагматическая ориентация, чем, например, у учащихся выпускных 11-х классов по отношению к своему ближайшему будущему. В этой связи профориентационная работа с восьми- и девятиклассниками проводится в более спокойных условиях, когда усилия педагогов и самих школьников в большей степени могут быть направлены на содержательные вопросы самоопределения (в более старших классах – больше озабочены подготовкой к различным экзаменам, а иногда – и поиску наиболее «хитрых» путей решения вопроса о поступлении в вуз).
4.Другой отличительной особенностью учащихся 8-9-х классов является их меньший, по сравнению со старшеклассниками, жизненный опыт. С одной стороны, это делает их более уязвимыми по отношению ко всяким нежелательным воздействиям (курение, употребление алкоголя, наркотики, а также – влиянию различных общественных предрассудков по достижению успеха). Но с другой стороны, в этом возрасте подростки больше восприимчивы и к позитивным воспитательным воздействиям. В частности, если грамотно с ними работать, то можно сформировать более полноценное представление о критериях жизненного и профессионального успеха, о достойных путях построения карьеры. Мы исходим здесь из того, что хотя бы какая-то часть школьников в этом возрасте «еще не испорчена» массовой культурой, а, следовательно, в этом возрасте необходимо не только расширять кругозор в мире профессий (или профилей дальнейшего обучения), и не только помогать им реально оценить свой потенциал и перспективы его развития, но и начинать формировать духовную основу самоопределения.
5.Уже на этапе предпрофильной подготовки возможно проводить индивидуальные профконсультации. возможно использование «портфолио» понимаемого как «форма аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени». При этом под личностным достижением понимается «результат деятельности учащегося, имеющий положительную динамику и социально одобряемый характер».Важнейшая роль «портфолио» - в «закреплении навыков самоанализа. Важную роль в поддержке и реализации индивидуального учебного плана играют «педагоги-тьютеры», которые призваны работать с «субъективным опытом учащегося» с целью «помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы».
С.Н.Чистякова с сотрудниками предлагает вариант конкретной программы в рамках предпрофильной подготовки. Эта программа включает следующие основные темы: 1) твои возможности без границ (эвристические задания); 2) изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (эвристические задания); 3) рынок труда и образовательных услуг (эвристические задания, самостоятельная работа с источниками информации); 4) пути продолжения образования и приобретения профессии (самостоятельная работа с источниками информации); 5) притязания человека и его профессиональная карьера (практическая работа); 6) принятие решения о выборе профиля обучения (практическая работа); 7) проектирование версий индивидуальной

Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения

можно выделить важные особенности работы с учащимися старших («выпускных») классов в рамках профильного обучения:
1. Более прагматическая (по сравнению с учащимися 8-9-х классов) направленность старшеклассников, когда главной заботой все больше становится подготовка к поступлению в вуз. Иногда при выборе вуза молодой человек и его родители начинают руководствоваться соображениями большей доступности, т.е. выбирают вуз не по принципу его привлекательности, а по принципу, «куда легче поступить». На фоне таких «ориентаций» обучение по привлекательному для школьника профилю вызывает некоторые сомнения.
2.Большее внимание уделяется изучению школьных предметов по выбранному профилю.
3. Расширяется выбор «элективных курсов», которые «играют определяющую смыслообразующую роль в системе пргофильного обучения старшеклассников» .
4.Более важную роль начинает играть индивидуальная работа (включая профкоснультации), направленная на планирование дальнейшего развития, подготовки к выбору более конкретной профессии и учебного заведения уже после окончания школы.
5.Возрастные особенности старшеклассников позволяют опираться на их более сформированное чувство ответственности за свою. К этому можно добавить их больший жизненный опыт и часто более трезвый (реалистичный) взгляд на вопросы профессиональной самоопределения после школы и последующей карьеры.
6.Важной особенностью, подмеченной многими педагогами, является не очень выраженное желание многих старшеклассников серьезно обсуждать моральные и нравственные проблемы профессионального самоопределения.

Поэтому, мы рекомендуем включать в профориентационные программы (уже в рамках профильного обучения) некоторые из этих методик.
С.Н.Чистяковой с сотрудниками предлагают варианты разнообразных элективных курсов в рамках профильной подготовки старшеклассников, построенные по признаку «предмет труда» (см. Самоопредедление школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, 2005 и др.), в частности, это такие курсы как: «Юридическая грамотность в профессиональном самоопределении», «Основы социальной компетентности», «Философия цветочной композиции. Икебана» и др. Интересный опыт работы со старшеклассниками по различным образовательным программам можно найти в материалах все более часто проводимых научно-практических конференций, посвященным вопросам профориентации в рамках профильного обучения.

Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий)
Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С.Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение трех лет (в основном за период 12-14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов, и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда . По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения. В целом, данная система («система Фукуяма-тест») является развитием «трехфакторной модели Ф.Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) – рекомендации о профпригодности, используются «профессиональное пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству). К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе, т.е. не все это для РФ.
В России профориентационая работа после долгого перерыва (с середины 30-х годов) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 80-х годов, разработанный Е.А.Климовым и С.Н.Чистяковой (1987):

1. Классификация профессий: 1) Общий обзор классификации; 2) Типы профессий; 3) Классы профессий; 4) Отделы и группы профессий; 5) Формула выбора профессии.

2. Человек и профессия: 1) Интересы, склонности, способности, 2) Здоровье и профессия; 3) Профессиональная пригодность; 4) Сознательность и самостоятельность выбора; 5) Самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха: 1) Профессиональный план; 2) Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии; 3) Профессиональная консультация; 4) Характеристика профессии – профессиограмма; 5) Где получить профессию?


В целом, такая программа, в силу своей серьезности и даже некоторой «академичности», была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы. поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта.

Во второй половине 80-х годов активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в г. Зеленограде, на базе Центра профориентации молодежи под руководством А.Г.Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профориентационной работы была примерно следующей. С учащимися 8-10 классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге, по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.
Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С.Н.Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи.
Благодаря усилим администрации центра группа психологов-энтузиастов, вдохновленных В.Б.Борейшей, разработали оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками. Вот как примерно выглядит план работы с учащимися 10-11 классов:

1 часть – «Мой выбор»: 1) Профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) Профессиональный старт: древо возможностей; 3) Работающее решение; 4) Расширяем пространство выбора; 5) Заказываем желательную работу; 6) Подбираем подходящие профессии; 7) Моя область превосходства; 8) Горячие проблемы; 9) Проясняем внутреннее небо; 10) Взгляд из будущего; 11) Моя роль и безопасность на рынке труда; 12) Рисуем портрет подходящей профессии; 13) Вычисляем самую подходящую профессию; 14) Что подскажет внутренний голос; 15) Насыщаем решение энергией; 16) Планируем профессиональный старт.

2 часть – «Альфаплан-2015»: 1) Победители и неудачники; 2) Мои взаимоотношения со временем; 3) Экстерналы и интерналы; 4) Что такое планирование карьеры; 5) Прояснение жизненных ценностей; 6) Идеальное будущее; 7) Постановка целей; 8) Мои ресурсы; 9) Проблемная карта; 10) План действий; 11) Оформление плана карьеры.

Интересный опыт профоринетационной работы накапливается в регионах России. Например, в работе А.В.Мордовской «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников» (2000) описывается опыт профориентационной работы с учетом этно-национальных особенностей народов, проживающих в Саха (Якутия). Предлагаемая автором программа профориентационной работы опирается на определенные национальные традиции и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого Восточно-Сибирского региона.

Г.В.Резапкина предлагает следующую программу профессионального самоопределения подростков, где выделяются следующие темы: 1) что я знаю о своих возможностях; 2) свойства нервной системы; темперамент; 3) особенности мышления; 4) память и внимание; 5) эмоциональное состояние и приемы саморегуляции; 6) что такое характер; «Необитаемый остров» (тренинг для выработки навыков социально приемлемого поведения); 7) склонности и интересы в выборе профессии: 8) что я знаю о мире профессий; 9) ошибки в выборе профессии; 10) способности и профессиональная пригодность; 11) личный профессиональный план; 12) навыки самопрезентации.

О.А.Махаева и Е.Е.Григорьева предлагают практический курс «Я выбираю профессию» (2002), включающий следующие занятия: 1) давайте познакомимся (беседа, знакомство с программой, упражнения); 2) кто я, или что я думаю о себе; 3) мир профессий4 дороги, которые мы выбираем; 4) на пути к профессиональной цели; 5) гамма способностей; 6) влияние темперамента на профессиональное самоопределение; 7) мир профессий и твое место в нем; 8) типичные ошибки при выборе профессии; 9) стратегия выбора профессии; 10) мои личные и профессиональные планы; 11) перспективы твоего профессионального старта; 12) итоговое занятие.

Интересную программу профориентационной работы предлагает Л.М.Митина с сотрудниками (Митина Л.М., 2002). В целом, делается верный акцент не столько на развитие «знаний-умений-навыков», сколько на «личностные характеристики будущего работника». Предлагается тренинг-семинар, включающий: 1.Краткий курс «В поисках своего призвания»; 2. Практический курс «В поисках своего призвания» и 3. Тренинг профессионального самоопределения. Ниже представлены названия тем по всем этим блокам.

Краткий курс «В поисках своего призвания»: 1) Профессиональное самоопределение – одна из главных возрастных задач подростков; 2) Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся; 3) Способности и темперамент как наиболее значимые индивидуальные характеристики в процессе профессионального самоопределения; 4) Стратегии успеха и препятствия. Мешающие реализовать профессиональные замыслы человека; 5) Учебно-профессиональное пространство города (Митина Л.М., 2002, с.321-325).

Практический курс «В поисках своего призвания»: 1) Давайте познакомимся! 2) Образ «Я», или «Что я думаю о себе»; 3) Дороги, которые мы выбираем; 4) В мир профессий – по компасу; 5) Палитра ваших способностей; 6) Тест Р.Амтхауера; 7) Беседа о способностях и обсуждение результатов теста; 8) В «круге Айзенка»; 9) «Формула» темперамента; 10) Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову; 11) Стратегия профессионального выбора (включая ошибки, сопутствующие выбору профессии); 12) Твои перспективы (самоанализ готовности к профессиональному старту) (Митина Л.М., 2002, с.325-357).

Тренинг профессионального самоопределения: 1) Помечтаем о будущей карьере; 2) Тайны собственного «Я»; 3) Мое видение будущей профессии; 4) Профессия на «языке тела», или Ни слова о профессиях; 5) Ваши мнения о профессиях; 6) У меня все получится; 7) нет проблем! 8) Поговорим о жизненных ценностях; 9) На пути к цели; 10) Пожелайте мне доброго пути!

Как видно из приведенных выше примеров программ, большинство из них ориентированы на традиционные психологические курсы, с рассмотрением «роли темперамента в выборе профессии», с рассмотрением особенностей памяти, внимания и т.п. Объясняется это тем, что реально во многих российских школах отдельных психологических курсов почти не читается, поэтому профориентационные курсы частично компенсируют этот пробел, фактически, являясь не только профориентационными, но и общепсихологическими.

 

50. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях

Профессиональная консультация является важнейшим направлением профориентационной работы. Ее суть - в оказании индивидуальной помощи самоопределеяющимся клиентам. Иногда говорят и о «групповой профконсультации». В этом случае речь идет о такой работе, где реализуется принцип «дойти до каждого» (по Е.А.Климову). Например, психолог сообщает в классе важную информацию о подготовительных курсах, встрече с представителя престижного учебного заведения и т.п., т.е. дает школьникам информацию, интересную для большинства. Соответственно, учащиеся, прослушав все это, могут сделать для себя важные выводы или даже скорректировать свои профессиональные выборы. Это могут быть также групповые консультации в работе с двумя-тремя приятелями, когда по очереди обсуждается проблема каждого (частично это смоделировано в игре «Профкогнсульация» - см. Главу 5, Раздел 5.1). Это могут быть профконсультации учащихся совместно с их родителями (при условии, что родители не оказывают давления на своего ребенка и самого консультанта). Но в традиционном понимании профконсультация носит чаще индивидуальный характер.

Существуют множество видов профконсультирования: 1) ранняя (детская), проводимая со дошкольниками и младшими школьниками (например, при спортивных, музыкальных и др.спецшкол); 2) консультирование в средней школе (знакомство с профессиями, помощь в самопознании); 3) консультирование учащихся 8-9-х классов (помощь в выборе профиля дальнейшего обучения); 4) консультирование учащихся 10-11 классов (помощь в планировании дальнейшего образования после школы и подготовка к поступлению в профессиональные учебные заведения соответствующие, в идеале, избранному профилю); 5) помощь выпускникам школ (уточнение профессий и конкретных учебных заведений); 6) помощь абитуриентам (помощь поступающим в уточнении специализации, кафедры, факультета); 7) помощь в различных профессиональных выборах в период обучения в вузе (выбор тем курсовых и дипломных работ, выбор места практики, выбор места работы и др.); 8) консультационная помощь в период профессиональной адаптации; 9) помощь в различных каръерных шагах уже работающим специалистам; 10) помощь людям предпенсионного возраста (в выборе хобби, увлечения уже после окончания работы); 11) ретроспективная консультация (помощь в осмыслении прожитой трудовой жизни или каких-то важных ее этапов). Отдельно можно выделить профконсультацию родителей учащихся, их учителей, консультацию безработных (различных категорий) и инвалидов.

Интересный опыт накапливается Шмидт, в профориентационной и профконсультационной работе с подростками, находящимися в местах лишения свободы (см. Шмидт В.Р., Шиловская А.Л., 2005; Шмидт В.Р., 2006). В частности, авторы предлагают в качестве основной формы «работу со случаем» как основу для подготовки к освобождению и постепенитенициарного сопровождения подростков из воспитательной колонии. Сами «случаи» выделяются по критерию сложности, определяемой недостаточностью организационной и правовой поддержкой освобождаемых из колонии. При этом индивидуальная работа предполагает постепенный переход от «первичного» к «углубленному» интервью.

Вариант профконсультации учащегося 9-го класса (при лимите времени в 2 часа).

1. Общее знакомство.

2. «Восьмиугольник основных факторов профессии» (с решением 2-3-х задач-ситуаций, а затем - самооценка подростком собственной ситуации самоопределения и ее небольшое совместное обсуждение).

3. Карточная методика «Формула» (методика позволяет выделить несколько наиболее приемлемых варианта выбора).

4. Методика «Схема альтернативного выбора» (выбирается наиболее приемлемый вариант из ранее обозначенных альтернатив).

5. Подведение общих итогов, обмен впечатлениями и рекомендации по самостоятельному уточнению и реализации сделанных выборов.

Вариант работы с учащимся 9-го класса (совместно с родителем при лимите времени – 2 консультации по 1,5-2 часа каждая).
Первая консультация (1,5-2 часа):

1.Общее знакомство.

2.Опросник пол схеме построения личной профессиональной перспективы – ЛПП (подросток и родитель заполняют опросник письменно, каждый на своем листе, но родитель пытается ответить на вопросы так, как, по его мнению, ответил бы его ребенок; затем эти ответы сравниваются и обсуждаются).
Карточная методика «Формула».
Вторая консультация (1,5-2 часа).
1.Карточная игра «Человек-Судьба-Черт» (к обсуждениям различных карьерных действий может подключаться и родитель подростка, но только при условии, что будет высказывать свое мнение только как одно из возможных и ни в коем случае не навязывать его в качестве «единственно правильного»).
3.Общее подведение итогов (оценка действий подростка в игре и рекомендации по более успешному поведению уже в реальной жизни).
Вариант работы с учащимся 11-го класса (при лимите времени – 3 консультации по 1,5-2 часа каждая).

Первая консультация (1,5-2 часа):

1. Знакомство.

2. Беседа–интервью по вопросам «Схемы построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)»

3. Карточная методика «Кто? Что? Где?» (совместное определение нескольких вариантов наиболее приемлемых профессий).

4. Подведение предварительных итогов
Вторая консультация (1,5-2 часа):

1. «Восьмиугольник основных факторов профессии» и сразу другая методика – «Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы» (с решением 2-3-х задач-ситуаций, а затем - самооценка подростком собственной ситуации самоопределения по этим двум схемам и ее небольшое совместное обсуждение).

2. Игра «Угадай профессию» (в режиме индивидуальной работы).

3. Уточнение вариантов выбора.
Третья консультация (1,5-2 часа):
1.Методика «Схема альтернативного выбора» (обстоятельное обсуждение выбранных ранее и уточненных вариантов не менее, чем по 15-20 факторам выбора).
2.Общее подведение итогов и рекомендации по самостоятельным действия подростка для достижения выделенных целей..



2019-08-13 376 Обсуждений (0)
Основные преимущества систематических профориентационных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные преимущества систематических профориентационных занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)