Технология профессиональной ориентации школьников
Профессиональная ориентация школьников относится к разряду хорошо разработанных практических педагогических проблем, что дает возможность создания технологии профессиональной ориентации учащихся. Профессиональный выбор происходит у всех по-разному, однако можно схематично представить идеальный процесс профессионального самоопределения. ИНТЕРЕС → СКЛОННОСТИ → ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬ → ПРИЗВАНИЕ Интерес к профессии как избирательное отношение может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека, а также видя пример родителей, которые и дома «живут своей работой», и др. Склонности — это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься. Между интересами и склонностями как бы пропущено то, без чего склонности не возникнут вовсе — речь идет о способностях. Способности — это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие способностей опирается на соответствующие задатки. Способности обнаруживаются только при включении в деятельность. Так, технические способности у подростка выявятся тогда, когда он отремонтирует или усовершенствует какой-либо механизм или бытовой прибор, правда, до этого он неоднократно будет вскрывать механические игрушки, пытаясь изучить их устройство. Подросток переживает свой первый успех, и это может стать толчком к возникновению склонностей. Если он занимается техническим творчеством подолгу и не уставая, это свидетельствует о появившихся склонностях. Профессиональная направленность — это иерархия или совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Профессиональная направленность становится стержневой е личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы. Проще говоря, профессиональная направленность диктует стиль жизни, распределение свободного времени, выбор чтения, приобретение знаний, интерес к определенным учебным предметам, предпочтения в общении и т.п., а главное — выбор профессии по призванию. Первый, идеальный, вариант — «зрелая идентичность» -соответствует профессиональному выбору на уровне самоопределения. Это самый благоприятный вариант профессионального выбора, осуществляемый по схеме: профессиональный интерес, возникновение склонностей на основе выявленных способностей к какой-либо деятельности, профессиональная направленность и затем выбор профессии на основе призвания. Второй вариант — «проба ролей» или «активный поиск» — характерен для деятельных подростков, которым не удалось встретиться со своим призванием, но они не теряют надежды его найти. Для этого они посещают кружки, станции юннатов, различные студии, пытаясь найти любимое дело. Они нигде подолгу не задерживаются: поняв, что это дело не соответствует их интересам, сразу отправляются в следующий кружок. Третий вариант– «предрешенный вариант» или «навязанная роль», для которой характерна ситуация следования родительскому выбору. За такого выпускника все решили другие. Он может интересоваться компьютером больше всего на свете, ненавидеть химию, иметь склонности к профессиям «человек—техника» — и по настоянию родителей после девятого класса выбирать химико-биологический десятый класс. Дело в том, что сам он ничем конкретным не интересуется, а родители-врачи рекомендуют поступать в медицинский университет. Наконец, четвертый, самый неблагоприятный вариант— неопределенный, несложившийся выбор — характерен для школьников, относящихся к «диффузной» группе, которая отнюдь не малочисленна. Таким подросткам совершенно безразлично, что обучение в школе заканчивается и необходимо выбрать свой профессиональный путь. Они легко перемещаются в третий вариант, так как в конце концов за них выбирают учебное заведение небезразличные родители. Технологию профессиональной ориентации школьников можно представить следующим образом. 1. Постановка цели. В отличие от технологии психолого-педагогической диагностики, в профессиональной ориентации цель практически всегда одна — достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении. 2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости школьников. 3. Изучение учебных интересов школьников. Психологи часто используют для изучения интересов школьников к учебным предметам известную методику «Карта интересов». Она состоит из характеристик видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами (например, «Нравится проводить физические опыты»). 4. Информирование школьников о типах профессий, объединенных по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования. Для этой цели можно использовать самые различные методы профессионального просвещения, и среди них такие, как беседа на тему «Защита профессий», встречи с представителями различных видов трудовой деятельности, экскурсии и многое другое. Центральным звеном в этой работе должно быть разъяснение известной классификации профессий на группы по объекту труда: «человек—природа», «человек—техника», «человек —человек», «человек—знаковые системы», «человек—художественный образ». 5. Изучение профессиональных склонностей школьников. Для этой цели лучше всего использовать методику Е.А.Климова «Дифференциально диагностический опросник» (ДДО). 6. Профессиональная диагностика способностей и личностных особенностей школьников. Для осуществления этого этапа профессиональной ориентации лучше привлечь профессионального психолога, что на практике бывает затруднительно в силу большей занятости школьного психолога. Для классного руководителя владеющего методами психологической диагностики, можно порекомендовать материал в приложении по использованию методов диагностики для изучения склонностей, способностей и личностных особенностей. 7. Информация учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни профессии не предъявляют строгих требований к человеку, и практически любой человек может овладеть ими при наличии интереса, склонностей, способностей и соответствующих личностных особенностей. Для других профессий этого недостаточно — они предъявляю строгие требования к ряду психических, физиологических и физических особенностей человека. В последнюю группу входят профессии летчика, космонавта, машиниста, подводника, монтажника-высотника и др. Учителю вовсе не обязательно изучать их по специальной литературе. Достаточно на уровне здравого смысла дать представление об элементарных противопоказаниях. 8. Заключительный этап профессиональной ориентации — профессиональная консультация школьника — не является завершающим в работе по развитию интересов, склонностей и способностей школьника. Наоборот, главная цель профессиональной консультации — на основе определенного уровня профессионального самоопределения создание индивидуальной программы для школьника по дальнейшей подготовке его к выбору жизненного пути. Существует несколько правил, которые педагог обязан соблюдать при проведении профессиональной консультации: 1) педагог не может рекомендовать какую-либо одну профессию и даже несколько профессий — это этическая норма психологов всего мира, занимающихся профессиональной ориентацией; 2) неправильный выбор жестоко мстит впоследствии, поэтому педагог должен не торопиться делать вывод о профессиональной деятельности, которая будто бы подходит школьнику. Пусть вопрос о выборе профессии остается открытым — человек сам должен принять окончательное решение. Школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а психологи и педагоги могут только оказать ему помощь. Разговор с учащимися проще вести по следующей схеме. Е.А. Климов предлагает учитывать восемь важнейших сторон выбора профессии, соответствующих на схеме сторонам (или углам) восьмиугольника. Каждая сторона может служить предметом разговора с подростком, что поможет ему в самоопределении. Назовем эти восемь сторон выбора, которые совершенно равноправны и одинаково значимы в профессиональном выборе. 1. Личные профессиональные планы (ЛПП). Речь идет о той профессии, которую выбирает школьник. 2. Мнение родителей о профессиональном выборе, по Климову — позиция старших (ПС). Родители знают свое чадо лучше других, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо следовать рекомендации родителей. 3. Мнение учителей или позиция учителя (ПУ). Учитель-профессионал способен дать квалифицированный совет — ведь он наблюдал школьника много лет и в деятельности, и в свободном общении со сверстниками. 4. Информированность о профессии, которую выбирает подросток (Инф.). Речь пойдет о том, насколько школьник знает особенности выбираемой профессии, условия труда. 5. Склонности школьника (Скл.). Выявляются для того, чтобы в первую очередь помочь школьнику сориентироваться в мире профессий. Разговор может быть очень полезен, если он пойдет о том, какие положительные и отрицательные стороны видит школьник в предпочитаемом виде деятельности (по результатам ДДО). 6. Способности школьника (СП). Они должны быть обязательно учтены как предпосылка успешности будущей профессиональной деятельности. 7. Уровень притязания (УП). Это соответствие желаний школьника и его возможностей. Притязания могут быть адекватными, т.е. уровень знаний, интеллектуальное развитие и способности соответствуют уровню выбираемой профессиональной сложности. Уровень притязаний может быть завышенным и заниженным. 8. Мнение товарищей по поводу выбора профессии, или позиция товарищей (ПТ). Эта позиция имеет как бы две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии отдельным учеником. Во-вторых, учащихся следует предостеречь от ошибки, когда выпускники поступают куда-либо «за компанию» с товарищем, чтобы играть по-прежнему в одной команде или просто потому, что не хочется расставаться. Создание технологий профессиональной ориентации еще раз подтверждает, что технологизация учебно-воспитательного процесса – это явление закономерное в педагогической науке и практике, происходящее вместе с детальным и глубоким изучением закономерностей педагогического процесса, способное перевести решение учебно-воспитательных задач на качественно новый уровень.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |