Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для педагогов важно изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Диагностику этих психологических особенностей лучше доверять специалисту, но воспитатель должен понимать основные особенности и способы их формирования и развития. Проанализируем эту работу на примере формирования ценностей, склонностей, способностей и мотивов воспитанников.

Ценности служат стандартами при оценке поведения, событий и людей (включая себя), при формировании и выражении установок и при выборе и объяснении различных действий. Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Они в основном формируются в детстве. Их источник — это люди, окружающие ребенка, прежде всего семья. Воспитанники детского дома находятся в сложной ситуации — у них отсутствует основной образец для формирования ценностей — семья. Поэтому они копируют других детей и окружающих взрослых. Роль воспитателя как образца поведения в этой связи значительно возрастает. Его поведение, реакции на детей, темы разговоров с детьми — вот ориентиры для становления системы ценностей воспитанников. В то же время важно оградить детей от нежелательных образцов, чтобы они не усвоили асоциальные ценности. Другая особенность формирования ценностей состоит в том, что одной из основных целей отрочества и юности является способность взглянуть на мир другими глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Следовательно, необходимо избегать сверхопеки, предоставлять воспитанникам самостоятельно принимать решения, отвечать за те или иные дела.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. Мотивы выбора профессии можно разделить на обоснованные (например, мотивы познавательного характера, мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии и др.) и необоснованные (романтика профессии, увлечение поверхностной стороной профессии, немотивированный выбор и т.д.). Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать,что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Склонности — это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту. Выявить склонности просто: на занятия, к которым воспитанник склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием.

Если человек при этом добивается определенных результатов в деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Способности — психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Основными показателями способностей следует считать то, насколько легко усваивает подросток новые знания, быстро совершенствуются его умения, каких он достигает результатов в деятельности.

Профессиональная консультация нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессииспециалистами-профконсультантами.

Воспитатель детского дома может оказать консультационную помощь в форме беседы, игры, привлечения воспитанников к дискуссии. Далее будут рассмотрены направления консультирования и их содержание.

Можно выделить три типа профконсультаций.

1.Подготовительная профконсультация подводит воспитанников к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.

2.Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии согласно интересам, склонностям и психофизиологическим способностям ребенка. Эту консультацию в 8—11-хклассах проводятспециалисты-профконсультантысовместно с воспитателями.

3.Уточняющая профконсультация выходит за рамки школы, учреждений для детейсирот и ведется в учреждениях профессионального образования, на предприятиях и т. п.

Каждый из типов профконсультация проводится по-разному.

Подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. Профконсультация первого типа носит, прежде всего, развивающий характер. Проводить ее можно по такому плану:

—обсуждение интересов, возможностей, ограничений ребенка, его планов — жизненных

ивыбора будущей профессии;

—предоставление ребенку информации о профессиях, путях их выбора, учебных заведениях и пр.;

—обсуждение предоставленной информации;

—обсуждение и анализ возможных вариантов выбора профессии.

Второй тип профконсультации носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствует ли состояние здоровья требованиям выбираемой профессии; сформирована ли психологическая готовность личности к овладению избранной профессией. Воспитаннику необходимо предоставить справочную информацию о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.

Третий тип профконсультации связан с поступлением воспитанника в профессиональное учебное заведение или на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе — помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе.

Если индивидуальная консультация в основном требует специальной подготовки, то групповую консультацию может организовать и сам воспитатель. Разумеется,необходимо владеть методикой ее организации, которая более подробно изложена в приложениях.

Профессиональный отбор (подбор) проводится с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить конкретную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора (подбора) определяется профессиональная пригодность человека. Осуществляется он непосредственно на предприятиях или в организациях при приеме человека на работу или изменениях в карьере.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В случае отрицательного ответа человек должен выбирать другую профессию или место работы. Организующий профотбор (подбор) призван выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам организаций и предприятий по своевременному заполнению вакантных мест. Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-занедостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих.

В процессе социально-профессиональнойадаптациипроисходит активное включение человека в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.

На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, формируются новые установки, потребности, интересы в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Успешность адаптации является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с подростками и молодежью.

Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на работе, другие утверждают, что начало этого процесса закладывается еще в школьный период, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в учебно-воспитательномучреждении, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности. В профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную исоциально-психологическую.

Профессиональное воспитание — процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания — формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами (чувство долга, ответственности, профессиональной

чести и достоинства).

Наиболее доступными и в то же время востребованными в учреждениях для детей-сиротявляются профессиональное просвещение и профессиональное воспитание. Профессиональная диагностика и консультация должны проводитьсяспециалистами-психологами.Профессиональная адаптация осуществляется тогда,



2019-08-13 330 Обсуждений (0)
Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)