Едва ли не первым у себя на родине Э. По попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов.
Свои теоретические взгляды По изложил в различных статьях: «Философия обстановки» (1840), «Философия творчества» (1846), «Поэтический принцип» (опубл. 1850); многочисленных рецензиях.
Подобно всем романтикам, он исходит из противопоставления отталкивающей и грубой реальности и романтического идеала Красоты. Стремление к идеалу, по мнению писателя, заложено в природе человека.Задача искусства и состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение. Один из противоречивых моментов эстетики По — взаимоотношения красоты и этики. Он демонстративно противопоставляет поэзию истине и морали: «Ее взаимоотношения с интеллектом имеют лишь второстепенное значение. С долгом и истиной она соприкасается только случайно». Необходимо учесть, что в данном случае «истина» для По — отвратительная реальность окружающего повседневного мира. Его позиция подчеркивает значимость эстетических критериев и полемически направлена против дидактизма и утилитарного взгляда на искусство. Она отнюдь не сводится к эстетскому принципу «искусства ради искусства», авторство которого приписывает По американская критика. По также утверждает, что создание Красоты есть не мгновенное озарение таланта, а итог целенаправленных размышлений и точного расчета.Отрицая спонтанность творческого процесса, По в «Философии творчества» подробно рассказывает о том, как им было написано знаменитое стихотворение «Ворон». Он утверждает, что «ни один из моментов в его создании не может быть отнесен на счет случайности или интуиции, что работа ступень за ступенью шла к завершению с точностью и жесткой последовательностью, с какими решают математические задачи». Разумеется, По не отрицал роли воображения и в данном случае сознательно выбрал только одну — рационалистическую — сторону творческого акта. Акцент на ней необходим для того, чтобы преодолеть хаотичность и дезорганизованность современной ему романтической поэзии и прозы. Требование эстетической «отделанности», «завершенности» произведения у По является новаторским и смелым. Его эстетическую систему можно назвать «рационалистическим романтизмом».
Каждая буква, каждое слово, каждая запятая — должно работать на «эффект целого». Из принципа «эффекта целого» вытекает очень важное для По требование - ограничения объема художественного произведения. Пределом служит «возможность прочитать их за один присест»,так как в противном случае при дробном восприятии читаемого вмешаются будничные дела и единство впечатления будет разрушено. По утверждает, что «больших стихотворений или поэм вообще не существует», это «явное противоречие в терминах». Сам он последовательно придерживался малой формы и в поэзии, и в прозе. Единственной законной сферой поэзии По считал область прекрасного. Его определение поэзии — «создание прекрасного посредством ритма». Отворачиваясь от «жизни как она есть», По в своих стихах создает иную реальность, неясную и туманную, реальность грез и мечты.
Поэтические шедевры По — «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола», «Линор» и др.— бессюжетны и не поддаются логическому толкованию прозой.
Содержательные моменты часто уступают место настроению. Оно создается не с помощью образов действительности, а посредством разнообразных ассоциаций, неопределенных, туманных, возникающих «на той грани, где смешиваются явь и сон». Стихи По рождают сильнейший эмоциональный отклик. Смысловые и звуковые структуры в стихах По сливаются, образуя единое целое, так что музыка стиха несет смысловую нагрузку.
Новеллистика Э. По.
1) Главное значение творчества Эдгара По в становлении жанра новеллы в американской литературе первой половины 19 века заключается в том, что, продолжая эксперименты, начатые Ирвингом, Готорном и другими современниками, По довершил дело формирования нового жанра новеллы, придал ему те черты, которые сегодня определяются как характерные черты американской романтической новеллы; 2) В разработанную Эдгаром По теорию жанра новеллы, входит перечень требований, которые Э. По предъявлял к писателям, работающим в жанре новеллы. Данный перечень выглядит следующим образом: -краткость формы, возможность прочесть рассказ «за один присест»; -единство эффекта, или впечатления; -единство сюжета, его подчиненность общему замыслу и достижению единого эффекта; -единство стиля, главным образом, единство эмоционального тона; -оригинальность и новизна замысла, новизна эффекта; -сообразование эстетики рассказа с читательским восприятием; 3) Психологическая новеллистика Эдгара По является одной из важнейших составляющих его творчества. Полностью следуя разработанной теории жанра, Эдгар По в своих психологических новеллах реализовал все ее основные принципы: единство стиля и эффекта, наличие новизны и оригинальности, подчинение всех элементов текста первоначальному замыслу и др. В то же время психологическая новеллистика Эдгара По иллюстрирует индивидуальные новаторские особенности его писательской манеры, среди которых можно выделить следующие: -разработка нового образа героя-романтика, страдающего душевным расстройством, высокообразованного, оторванного от обычной жизни, находящегося на грани разума и безумия; -разработка новых тем (например, темы «болезни души», «ужаса души перед жизнью и смертью»; «труднораспознаваемости безумия и разума»); -оригинальная трактовка категорий времени и пространства; -акцент на исследовании психологических мотивировок героев, «беса противоречия»; -оригинальная разработка повествовательной структуры, взаимосвязей героя и рассказчика; рассказчик и герой в психологических новеллах выступает как одно лицо, в котором воплощены и норма, и отклонение, а повествование приобретает характер самонаблюдения; -использование оригинальных сюжетов, требующих нетривиального осмысления, отсутствие тривиальных причинно-следственных связей в произведении; -сложное скрещение точек зрения и оценок рассказчика, читателя и героев произведения в сюжетном плане произведения; -отсутствие физической динамики и перенос ее в психологическую сферу; -наличие напряженного контраста элементов повествования: обилие комических эпизодов и тягостных, тревожных эмоций; -наличие иронично-анекдотического и философско-аналитического плана повествования и др. 5) Отличительными особенностями научно-фантастических новел Эдгара По являются следующие: - подчиненность научно-фантастического элемента в общей структуре повествования; - общая сатирическая направленность всех научно-фантастических рассказов; - опора на научно-фантастическое допущение, а не на научный факт; - обеспечение правдоподобия, изложенного посредством серии приемов: обилие бытовых подробностей и житейских фактов; обращение к научным наблюдениям и допущениям; «пропуск логической ступеньки»; - изменение временной перспективы в сюжетном повествованиии в фантастически-сатирических новеллах; - активное использование гротеска и гиперболы;
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |