Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанр исторического романа в творчестве В.Скотта.



2019-08-13 1067 Обсуждений (0)
Жанр исторического романа в творчестве В.Скотта. 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории английской литературы XIX века Вальтера Скотт занимает особое место. Его творчество, относящееся к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода от романтизма к реализму. В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма.

Постоянное обращение Скотта к историческому прошлому не объясняется только его интересом к истории. Нельзя отрицать, что при всей своей правдивости в изображении различных исторических эпох, при всем своем понимании закономерности движения истории Скотт с большой симпатией говорит об уходящей старине.

Велика заслуга Скотта как создателя исторического романа в зарубежной литературе XIX века. В то же время романы Скотта являются важным этапом в развитии жанра социального романа XIX века; они знаменуют новую ступень в его развитии сравнительно с просветительским романом XVIII века.

Обращаясь к истории, В. Скотт всегда очень большое внимание уделяет народным движениям; его интересуют судьбы народа, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. В. Скотт глубоко осознал историческую роль народных движений.

- Многие романы В. Скотта посвящены 'истерическому прошлому его родины — Шотландии. Они составляют группу так называемых шотландских романов. Сюда относятся: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1817) и некоторые другие.

- Ряд романов В. Скотта воспроизводит историческое прошлое Англии: «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенильворт» (1820), «Вудсток» (1826).

В этих романах Скотт охватывает почти всю многовековую историю Шотландии и Англии в её основных моментах, начиная от далекого средневековья («Айвенго») и кончая событиями XVIII века («Роб Рой»). Обращаясь к различным историческим эпохам, писатель на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, постоянное движение истории. Вопреки своим консервативным политическим взглядам, он объективно подходил к изображению событий, доказывал закономерность смены старого новым.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонником конституционной монархии. Объективно Скотт признавал право народа на борьбу против угнетения, но он опасался революционных преобразований, и его пугала идея народовластия.

Условием создания подлинно исторического романа Скотт считал серьезную проблематику и историческую точность.Писатель тщательно и добросовестно изучал исторические памятники, документы, костюмы, обычаи.

И все же главное в романах Скотта не изображение быта и нравов, а изображение истории в ее движении и развитии. В предисловии к роману «Айвенго» Скотт писал, что для воспроизведения исторического прошлого вовсе не обязательно пользоваться архаизированным языком и делать человеческие чувства примитивными. Он подчеркивал, что романист должен рассматривать историю с позиций человека своего времени. Этой точки зрения Скотт последовательно придерживался в своем творчестве. Проблематика его романов всегда значительна, и о какой бы эпохе он ни писал, он осмысливает с точки зрения современности. Каждый из романов Скотта открывает перед читателем целый мир важных исторических событий и больших человеческих чувств. Ключевыми романами шотландского и английского циклов с полным основанием можно считать «Роб Роя» и «Айвенго». В этих двух романах во всем блеске проявилось мастерство Скотта-романиста.

«Айвенго» – многоплановый остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом. Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Герои описаны довольно романтически. Айвенго в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимой Ровене.

30. Романтический герой в «Восточных поэмах» Барона.

Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, в последствии получившие название «восточных». К этому циклу относятся следующие поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816) и «Паризина» (1816).

Героем «восточных поэм» Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом.

Самая замечательная черта «восточных поэм» - воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы.

Настроение подавленности заражало многих лучших людей эпохи. Безвольным, безликим героям реакционных романтиков Байрон противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев, которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удаётся, то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс с совестью, не делают ни малейшей уступки ненавистному миру палачей и тиранов. Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их беспрестанное стремление к действию, к борьбе придаёт им неотразимое очарование, увлекает и волнует.

Каждая из «восточных поэм» является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей.

Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен.

Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.

«Абидосская невеста»

Поэма создана в первой половине ноября 1813 года в течение одной недели. Действительно, поэма полна красочных описаний Востока. «Абидосская невеста» названа Байроном турецкой повестью. Поэма начинается с описаний «далёкого и прекрасного» края.

Сюжет этой повести: седой султан Яфар решает отдать свою единственную дочь Зулейку в жёны Осману. Но она влюблена в своего брата Селима, и это чувство взаимно. Селим предлагает ей бежать и назначает место встречи Зулейке, где он должен рассказать всю правду о себе. Когда Зулейка пришла в назначенное время, пред ней предстал «новый» Селим. Он ей поведал, что он является главарём шайки против её отца Яфара, что он ей не является родным братом, что когда-то давно Яфар отравил своего брата Абдалу, отца Селима. И теперь Селим готов отомстить Яфару.

Но ему это не удается. Злобный отец выследил их. Напрасно Селим пытался убежать. Яфар застрелил его. Вместе с Селимом умирает и Зулейка. Но месть всё таки была свершена. Зулейка была единственной отрадой отца и её не стало. Убийца остаётся один.

Селим из «Абидосской невесты» выступает против тирана из личной мести. Байрону удается показать особенности характера Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток глазами европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм.

 



2019-08-13 1067 Обсуждений (0)
Жанр исторического романа в творчестве В.Скотта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанр исторического романа в творчестве В.Скотта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)