Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет №7. Комедия Мольера «Дон Жуан» и доктрина классицизма, проблематика комедии.



2019-08-13 2038 Обсуждений (0)
Билет №7. Комедия Мольера «Дон Жуан» и доктрина классицизма, проблематика комедии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для комедии классицизма характерны:

1. Высмеиваются пороки современного общества.

2. Герои - современники + представители НЕ высших сословий

3. Сохраняется требование 3х единств

4. Сохраняется стихотворная речь

5. Менее строгие требования к речи героев

6. Конфликт заключается в интеллектуальном споре между героями

7. В комедию включены танцы, музыка, песни и проч. (собственно, всё то, чего нет в трагедии)

 

Пьеса Мольера «Дон Жуан» имеет много отступлений от доктрины классицизма, например, мы не наблюдаем вставок музыки, песен и прочего, к тому же, пьеса написана НЕ в стихотворной манере.

 

С другой стороны, единство языкового стиля действительно нарушено, речь практически каждого персонажа индивидуализирована, к тому же, основной конфликт – противопоставление разгульного Дон Жуана обществу, причем резонером (тем, кто излагает общественную идею) становится слуга главного героя – Сганарель. Значит, мы видим выполнение сразу двух пунктов доктрины классицизма в комедиях 17-го века – главенствующие герои - простолюдины (к тому же девушки, в которых влюбляется Дон Жуан все простушки - крестьянки) и конфликт построен на интеллектуальной основе.

 

Проблематика комедии. В интерпретации Мольера Дон Жуан становится не только вместилищем наиболее характерных общественных пороков, но и человеком, не лишённым внешнего обаяния и некоторых индивидуальных достоинств. Автор показывает своего героя и как субъекта страстного, прямолинейного, честного в пределах своих личных желаний. Дон Жуан Мольера не верит в Бога, но свято чтит законы логики и уповает на то, что дважды два – четыре; он с презрением относится к общественной морали, но преклоняется перед женской красотой и готов женится на каждой, кто покорил его сердце. Со своим слугой Сганарелем Дон Жуан честен, как ни с кем другим и, даже несмотря на то, что он не прислушивается к его советам, мнение о своём поведении и образе жизни он у него спрашивает постоянно. Главный герой комедии не лишён и своеобразной дворянской чести: он без малейших сомнений и страха бросается на помощь дону Карлосу, когда видит, что тот бьётся один против троих. При этом с людьми, ниже его по социальному положению, Дон Жуан особо не церемонится: он без зазрения совести пользуется деньгами своего кредитора, г-на Диманша, и выставляет его из дома без единой копейки, когда тот пытается вернуть своё. Крестьянину Пьеро, вставшему на защиту чести своей невесты Шарлотты, Дон Жуан даёт несколько пощёчин – и это несмотря на то, что именно Пьеро в своё время спас его от смерти в водной пучине.

Противоречивость в характере и поведении героя – флагман, указывающий нам на то, что Дон Жуан – далеко не единственный порочный представитель своего времени. Все герои подвержимы каким-то грехам, которые осуждает Мольер. И выражена эта идея еще и устами самого Дон Жуана, который в финале пьесы решает прибегнуть к лицемерию, в своем монологе излагая идеи автора. Дело в том, что ничто духовное не страшит героя, он не пугается даже призрака.

Идея взаимоотношения Дон Жуана со слугой также выдвигается на передний план.

На протяжении пьесы мы вычитываем, как стираются границы между двумя социальными слоями, и, сперва боявшийся высказываться Сганарель, в финале открыто излагает свои мысли Дон Жуану. В конце концов, Дон Жуан даже разрешает ему угоститься со своего стола - это ли не признак грядущей буржуазной революции, отражавшийся в литературе?

 

№8. Образ слуги в комедиях Мольера.

Так как в своем творчестве Мольер во многом опирался на идеалы итальянского театра комедии Дель Арте, то и истоки образов слуг, описанных в пьесах Мольера можно искать в данной сфере.

Бригелла - ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга; развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными; всегда криклив и многоречив. Поначалу злой и безжалостный, к XVIII в. Бригелла становится более мягким и весёлым. Он всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. От актёров, играющих эту маску, требуется умение играть на гитаре и владение элементарными акробатическими трюками.  

Под этот образ легко подписываются и Маскариль из комедии Мольера «Шалый или все невпопад», и Маскариль же из другой комедии «Смешанные жеманниицы» (роль которую, кстати, исполнял сам Мольер), и Сганарель из его «Дон Жуана».

Конечно, между собой герои имеют немало отличий, например, Сганарель более сдержан в своих высказываниях, он чаще потворствует желаниям господина, чем Маскариль. Но в целом нельзя отрицать, что граница между хозяином и слугой почти стерта во всех произведениях Мольера, и что Лелий нуждается в помощи слуги и общается с ним как с товарищем, что Лагранж, что Дон Жуан.

Также Сганарель (образ из более позднего произведения Мольера) чаще чем другие слуги выступает в роли резонера - морализующего элемента, который, сперва негласно, а затем открыто выражает свое недовольство относительно аморального поведения главного героя. Несмотря на эти разногласия, слуга остается слугой и каждый раз безропотно выполняет повеления своего хозяина.

 

Что касается слуги - женщины, то она также берет свое начало в итальянском театре комедии Дель Арте, но в интерпретации французских литераторов образ типичной Коломбины (деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина) перерастает в новый прототип – образ Субертеки – (бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах), как раз таковой является Туанет в комедии «Мнимый больной», Дорина в Мольеровском «Тартюфе», последняя, между прочим, не только борется за счастье своей хозяйки поактивнее ее самой, но и пытается установить справедливость в целом, открыто говоря то, что по ее мнению нелегитимно.

Образ слуги в пьесах Мольера - наиболее яркий и, как правило, благородный, честный, справедливый. Но, не стоит забывать, что это все-таки комедии, и даже основная юмористическая ноша лежит на плечах слуг. Слуги там как сыплют саркастическими замечаниями (как, например, Дорина издевается над Оргоном в первом действии «Тартюфа»), так и являют юмор своим простоватым и вороватым поведением.

 

№9. Просвещение как идейное и культурное движение. Литературные направления XVIII века.

Экономико-политическая обстановка:

1) Приходит в упадок старая экономическая система и касается это тех стран, где сохранился феодализм.

2) Кризис политической системы, в 18м веке абсолютизм имеет регрессивный характер.

3) В этот период в политическую борьбу вовлекаются колониальные народы.

 

Изменения в экономике и политике обусловили изменения в области идеологии и в 18в и получило мировое распространение новая идеология, течение просвещения. Оно находит отражение и в социологии, и в философии, и в педагогике, и в литературе. Всех деятелей просвещения объединяет сознание внутреннего единства, поэтому называют они себя гражданами мира, что способствовало усилению культурно-исторических связей между странами. Большинство просветителей разделяло взгляды античного философа Джона Локка. Основной его работой был “Опыт о человеческом разуме”, 1690г. Он уподоблял душу человека при рождении чистой доске. Потом жизненный опыт пишет на этой доске. Таким образом просветители впервые сделали вывод о влиянии общественной и природной среды на формирование человеческой личности. Просветителя считали, что современный человек закрепощен, его нужно освободить от духовной и экономической несвободы и главное – вернуть свободу мысли.

Во-первых, просветители предлагали вернуть человека к природе. Человеку общественно, развращенному социальными отношениями противопоставляется человек естественный, близкий к природе и здоровый нравственно. Чтобы вернуть человека к естественной, гуманной основе, нужно его воспитать, просвещать на основе идей разума и справедливости. Просветители хотели изменить общество, но не революционным путем, а изменяя каждого конкретного человека.

 

Литература эпохи Просвещения:

1) Литература была тесно связана с идеологией Просвещения. Часто деятели просвещения были одновременно и философами, и писателями, и общественными деятелями.

2) Литература Просвещения была пронизана философскими проблемами. Часто писатели в произведениях задавались определенным тезисом, который и должен был раскрыть его произведение. С этим связано появление нового жанра в этот период: жанра философской повести.

3) Происходит усиление публицистического начала. Во-первых, растет количество публицистических жанров, так как журнальный очерк, эссе и трактат-рассуждение. Происходит проникновение публицистических элементов в художественную литературу.

4) Большое значение придается воспитательной функции литературы, направленной на формирование воспитания человека в идеалах разума и справедливости.

5) Конфликт старого неразумного общества и нового гуманистического. При этом деление персонажей на отрицательные и положительные происходило с точки зрения соответствия нормам здравого смысла и естественного поведения. Конфликт часто имел сословный характер.

 

Направления:

1) Просветительский реализм

2) Просветительский классицизм

3) Сентиментализм

 

Просветительский классицизм:

Доминируют те же жанры, что и в 17м веке: жанры трагедии, оды и эпопеи. Сохраняется доминанта разума и по-прежнему разум предпочитается чувствам, и, как и в 17м веке по-прежнему требования к строгости и лаконизму композиции.

Новое:

- творчество ныне подчиняется задаче борьбы с неразумным строем

- изменяется трактовка жанров, в первую очередь касается трагедии, в ней изменяется тематика с любовной на философскую. Изменяется и история конфликта: это не внутренний конфликт, как это было в 17м веке, а столкновение человека с враждебным ему обществом либо законами этого общества.

- произведения классиков 18в насыщены аллюзиями на современность.

Произведения: ранние просветители публицисты: Адиссон, Стив, Поуп, Вольтер ранний и его драматургия.

 

Просветительский реализм: зрелый этап эпохи Просвещения.

1) В основе творчества лежит принцип подражания природе

а) Достоверное изображение действия

б) Изображение всех сфер действия

2) Предпочтение современности как объекта изображения.

3) Реалисты отвергают иерархию жанра и в реализме появляются новые жанры, такие как мещанская комедия, драма, слезная комдеия и на первый план выходит жанр романа как эпоса частной жизни.

4) В центре внимания реалистов – судьба рядового человека во взаимодествии с окружающей средой, очень часто характер героя дается в эволюции и такое восприятие человеческого характера приводит к появлению нового жанра (жанра романа-воспитания).

5) Поскольку реалисты верили в торжество доброго начала в человеке, то как правило произведения заканчивались happy-endом как победой добра над злом.

Даниель Дефо, Свифт и Филдинг, Жан-Жак Руссо, Вольтер.

 



2019-08-13 2038 Обсуждений (0)
Билет №7. Комедия Мольера «Дон Жуан» и доктрина классицизма, проблематика комедии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет №7. Комедия Мольера «Дон Жуан» и доктрина классицизма, проблематика комедии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)