Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гейдельбергский этап немецкого романтизма.



2019-08-13 420 Обсуждений (0)
Гейдельбергский этап немецкого романтизма. 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале 19 века происходят изменения в немецком романтизме. Для второго этапа характерен интерес к народному искусству в целом, фольклор. Это связано с пробуждением национального самосознания, с усилением антифранцузских настроений в связи с захватнической политикой наполеона.

 

Романтики ощущают противоречия мира, его трагизм (война), усиление пессимизма, появление мотивов смерти, крови, гибели семьи.

Во главе движения Ахим фон Арнин, Клеменс Брентано, к ним примыкают фон Клейст, Эйхендорф, Б. Гримм, они обращаются к философии Шопенгауэра, Шеллинга и Фихте. Шопенгауэр пессимистичен по своему настроению: человек живет в бессмысленном мире, и мир есть таков каким субьект его представляет. Гениальность – не высшее начало.

В произведении появляется реальная действительность и реальные люди в их обычной жизни, но все это соседствует с фантастикой и волшебством. Часто переосмысливаются сюжеты и образы первого периода, пересматривается отношение к гениальной личности и художнику.

Изменяется восприятие природы. Характерно отсутствие прежней философской наполненности природы. Ее силы не абстрактны, а проявляются в конкретных образах.

Более значительную роль играет гротеск. Контраст реального и нереального миров. Поэтому двоемирие становится существенной частью произведений позднего этапа. Так же романтическая ирония продолжает свое развитие, но она соединяется гротеском, в ней уже нет философской наполненности. Она служит для создания гротескного образа.

Более значительную роль играет символика. Таким образом г. романтизм отличает сложность фабул, внимание к видимому миру. К реальности. Изменение характера иронии. Усиление гротеска и двоемирия, которые используются для раскрытия противоречий действительности.

Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы.

В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности, критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью. Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы).

 

27. Двоемирие и сатирическое начало в сказках Гофмана.

 

Для Гофмана несомненно превосходство мира поэтического над миром реальной повседневности.

В основе же своей художественное мироощущение писателя отнюдь не провозглашает полной победы поэтического мира над действительным.

Принцип двоемирия отражен в целом ряде произведений Гофмана, пожалуй, наиболее ярких в своем художественном качестве и наиболее полно воплотивших противоречия его мировоззрения. Такова прежде всего сказочная новелла «Золотой горшок» (1814), название которой сопровождается красноречивым подзаголовком «Сказка из новых времен». Смысл этого подзаголовка заключается в том, что действующие лица этой сказки - современники Гофмана, а действие происходит в реальном Дрездене начала XIX в. Так переосмысляется Гофманом иенская традиция жанра сказки - в ее идейно-художественную структуру писатель включает план реальной повседневности.

Герой новеллы студент Ансельм - чудаковатый неудачник, наделенный «наивной поэтической душой», и это делает доступным для него мир сказочного и чудесного. Ансельм начинает вести двойственное существование, попадая из своего прозаического бытия в царство сказки, соседствующее с обычной реальной жизнью. В соответствии с этим новелла и композиционно построена на переплетении и взаимопроникновении сказочно-фантастического плана с реальным. Романтическая сказочная фантастика в своей тонкой поэтичности и изяществе находит здесь в Гофмане одного из лучших своих выразителей.

Немалую роль в характеристике персонажей играет реалистическая деталь.

Двуплановость творческого метода Гофмана, двоемирие в его мироощущении сказались в противопоставлении мира реального и фантастического и в соответствующем делении персонажей на две группы. Конректор Паульман, его дочь Вероника, регистратор Геербранд - прозаически мыслящие дрезденские обыватели, которых как раз и можно отнести, по собственной терминологии автора, к хорошим людям, лишенным всякого поэтического чутья. Им противопоставлен архивариус Линдхорст с дочерью Серпентиной, пришедший в этот филистерский мир из фантастической сказки, и милый чудак Ансельм, поэтической душе которого открылся сказочный мир архивариуса.

В счастливой концовке новеллы, завершающейся двумя свадьбами, получает полное истолкование ее идейный замысел. Золотой горшок - эта своеобразная ироническая трансформация «голубого цветка» Новалиса - сохраняет исходную функцию этого романтического символа. Вряд ли можно считать, что завершение сюжетной линии Ансельм - Серпентина является параллелью филистерскому идеалу, воплощенному в союзе Вероники и Геербранда, а золотой горшок - символом мещанского счастья.

 

Философская идея новеллы о воплощении, царства поэтической фантастики в мире искусства, в мире поэзии утверждается в последнем абзаце новеллы. Её автор, страдающий от мысли, что ему приходится покидать сказочную Атлантиду и возвращаться в жалкое убожество своей мансарды, слышит ободряющие слова Линдхорста: «Разве сами вы не были только что в Атлантиде и разве не владеете вы там по крайней мере порядочной мызой как поэтической собственностью вашего ума?»

В новой сказке «Крошка Цахес»полностью сохраняется двоемирие Гофмана в восприятии действительности, что опять нашло отражение в двуплановости композиции новеллы, в характерах персонажей и в их расстановке. Многие основные действующие лица новеллы-сказки «Крошка Цахес» имеют своих литературных прототипов в новелле «Золотой горшок»: студент Балтазар - Ансельма, Проспер Альпанус - Линдхорста, Кандида - Веронику.

Двуплановость новеллы раскрывается в противопоставлении мира поэтической мечты, сказочной страны Джиннистан, миру реальной повседневности, тому княжеству князя Барсануфа, в котором происходит действие новеллы.

Двойственное существование ведут здесь некоторые персонажи и вещи, поскольку они совмещают свое сказочное волшебное бытие с существованием в реальном мире. Фея Розабельверде, она же канонисса приюта для благородных девиц Розеншен, покровительствует маленькому отвратительному Цахесу, наградив его тремя волшебными золотыми волосками.

В таком же двойственном качестве, как и фея Розабельверде, она же канонисса Розеншен, выступает и добрый волшебник Альпанус, окружающий себя различными сказочными чудесами, которые хорошо видит поэт и мечтатель студент Балтазар. В своей обыденной ипостаси, только и доступной для филистеров и трезвомыслящих рационалистов, Альпанус всего лишь доктор, склонный, правда, к весьма затейливым причудам.

Художественные планы сопоставляемых новелл совместимы. В идейном же, новеллы довольно различны. Если в сказке «Золотой горшок», высмеивающей мироощущение мещанства, сатира имеет нравственно-этический характер, то в «Крошке Цахесе» она становится более острой и получает социальное звучание.

 

 



2019-08-13 420 Обсуждений (0)
Гейдельбергский этап немецкого романтизма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гейдельбергский этап немецкого романтизма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)