Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №10. Специфика героя и поэтика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».



2019-08-13 951 Обсуждений (0)
Вопрос №10. Специфика героя и поэтика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Даниэль Дефо (1659-1731). В 59 лет – первый роман «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» (1719 г).

Реальная основа: в 1704 году моряк был высажен на берег с припасом еды и оружия. Через 4 года был подобран.

Распадается на 2 части:

1 часть – авантюрный сюжет, описательный характер, действие движется стремительно.

Сюжет Р.К. строится как история блудного сына. Герой наделён немотивированной жаждой странствий. Эта неуёмность ведёт к несчастьям. Весь роман – череда уроков, которые провидение даёт человеку. Его натура разнообразна. Крузо отличает оптимизм. Отрицательная черта героя – корысть. Порок стимулирует его активность.

2 часть – идейное содержание романа, т.к. человек поставлен в исключительные условия: 28 лет вдали от цивилизации один на один с природой.

 

Автор проводит эксперимент, выясняя, что поможет выжить человеку в таких условиях.

Вторая часть – новаторство , впервые показана значимость физического труда человека, вывод: труд и творческий разум – качества, которые помогли выжить и не деградировать.

 

В «Робинзоне» автор показывает черты как естественного, так и цивилизованного человека. Именно на острове, вдали от цивилизации, происходит преображение Р.К. Раньше он хотел накопить денег, а на острове стал мудрым, внутренний мир для него теперь важнее.

 

Во взаимоотношениях Крузо и Пятницы продемонстрирован колониальный дискурс, предполагающий отношения господства и подчинения. Пятница выступает в роли слуги и подчинённого.

 

Характерные черты:

1. Достоверность, правдоподобие, обращение автора к мемуарной форме, рассказ от лица героя.

2. Введение в текст документальных подтверждений рассказа (описи реестров, морских журналов и т.д.).

3. Подробная детализация, акцент на будничных занятиях рядового человека.

4. Лаконичный, простой язык, связан с фиксацией внешних фактов - от лица простого торговца и моряка.

 

Причины популярности романа " Робинзон Крузо"
1) время географических открытий, интерес европейца к новым мирам
2) жанр путешествий и записки мореплавателей, их дневники пользуются спросом у публики
3) у сюжета произведения была реалистичная основа

Проблемы: Жизнь человека в экстрим. условиях, вера, воспитание (Пятница), подчинение природы (окультуривание её), рациональный подход Робинзона ко всему.

 

Вопрос №11. «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта: объекты осмеяния и художественные средства сатиры в романе.

               

Для его произведений характерна сатирическая интонация, аллегория, памфлет.

Роман «Путешествие Гулливера» закончен в 1725 году, анонимно издан в 1726 году/

Этот роман представляет сатиру по отношению к современному английскому правительству, сатирическое изображение событий из истории Англии. Роман насыщен рассуждениями автора о сущности буржуазии и влиянии его на человека.

Проблематика:

1) Экономическая

2) Политическая

3) Философская

 

Написан в занимательной форме, чтобы привлечь внимание как можно большего количества читателей.

В основе произведения вымышленные путешествия, что совпадают с традициями прозы 18 века. Тем не менее, это не просто жанр роман-путешествие, но скорее можно говорить о гибридном жанре романа:

1) Роман приключение

2) Роман памфлет

3) Роман философский

 

Изначально предполагалось написание 2ух частей романа: Путешествие Гулливера в Лилипутию и путешествие Гулливера в Великанию. Под влиянием ирландских событий проходит вера писателя в просвещенного монарха, поэтому появляется 3 сатирическая часть, где Гулливер попадает в несколько стран, а за ней выходит и 4 пессимистичная часть, где Гулливер попадает в страну лошадей.

В произведении постоянно меняется внешний облик мира, разные страны, но не изменяются нравы и обычаи, которые показаны автором глазами Гулливера. Круг пороков, которые высмеивает автор, везде одинаков.

 

Образ героя

Все 4 части связывает образ гл. героя – Гулливера. Он был подсказан Свифту произведением Дефо о приключениях Робинзона Крузо. Однако у Свифта герой наделён более сложной системой мировоззрения, склонен к обобщению, чего не скажешь о Робинзоне Крузо.

Доброта, благожелательность к людям, находчивость, наблюдательность, устойчивые моральные принципы – вот что объединяет Робинзона с Гулливером.

 

Форма произведения:

Внешне правдивый отчет о вымышленном путешествии главного героя.

Именно взгляд из вне позволяет герою выявить абсурдность тех норм морали, которые он наблюдает в других странах.

 

Поэтика романа

 

1) 2 плана повествования: приключенческо-реальный и фантастический изображаются сходными художественными средствами:

- Детализация, фиксация бытовых фактов

- Документальность путешествий

- Самые невероятные выдумки преподносятся как реальные факты

- Сатирические образы обобщены, выражены самые существенные черты высмеиваемых явлений

- Нет описания бытовых подробностей частной жизни героев. Основное внимание - раскрытие социально политического аспекта.

- Точное пейзажное описание

2) Язык произведения с одной стороны простой, поскольку имитирует повествование от лица матроса, при этом же автор использует такие средства, как гипербола, метафоры и эпитеты при описании персонажа.

 

1 часть – «Путешествие к лилипутам». Слово «лилипут» искусно создано Свифтом. Оно восходит к англ. lililittle – малюсенький, a put - что было в то время презрительным термином.

Итак, лилипуты – маленькие и мелкие люди. Но несмотря на их малую величину, у них есть свои города, нравы, обычаи, государство, император, двор, министры. У них были старинные мудрые установления, которые постепенно вытиснились отвратительными современными нравами, очень похожими на те, которые существуют в Англии. Подобное противопоставление справедливых патриархальных обычаев и отвратительных современных нравов проходит через весь роман.

Главный секретарь по тайным делам признается Гулливеру, что государственный организм Лилипутии «разъедают две страшные язвы: внутренние раздоры партий и угроза нашествия внешнего могущественного врага».

Из дальнейшего выясняется, что враждующие партии отличаются друг от друга лишь высотой каблуков на башмаках. И борьба их служит определенной цели: отвлечь людей от насущных вопросов жизни. Партийную борьбу дополняет изображение религиозных распрей, которые показаны в виде борьбы тупоконечников и остроконечников. Из-за того, с какого конца разбивать яйцо, фанатики идут на смерть. Война двух стран – Лилипутии и Блефуску – аллегоричное изображение войны Англии и Франции за испанское наследство.

Таким образом, первая часть книги запечатлела общую картину подхалимства, шпионажа, мелочных интриг как отражение реальной жизни правящих классов.

 

2 часть – «Путешествие в Бробдингнег» – жители страны – великаны, и уже Гулливер оказывается в роли лилипута. Он выглядит как ничтожное существо, зверек, насекомое. Кошелек Гулливера с высыпанными из него монетами не производит на фермера-великана никакого впечатления. Монеты очень малы, и они оказываются ничем.

С другой стороны, маленький рост Гулливера и соответственно иной прицел его глаз дают ему возможность видеть то, чего не видят большие люди.

Великаны показаны автором двояко. Это существа огромных размеров, существа грубо материальные, не облагороженные духовностью. Их большой рост сочетается с умственной ограниченностью, грубостью. Они и ведут себя с Гулливером бесцеремонно и грубо. Так, например, хозяин-фермер в погоне за барышом объездил почти все крупные города, заставляя Гулливера показывать свои номера 10 раз в день. Грубость и жадность подорвали здоровье героя. Он стал похож на скелет. Но этим не исчерпывается характеристика великанов. Король и королева большие не только своими размерами, но и нравственно и интеллектуально.

Тема Англии вводится в эту часть книги несколько иначе. Центральное место занимают здесь беседы Гулливера с королем, в которых герой выступает как средний англичанин со свойственными ему предрассудками и неосознанной жесткостью. Гулливер хочет возвысить свое отечество, изображая политическое устройство как идеальное.

Король – «естественный человек», наделенный здравым природным смыслом. В ответ на рассказы Гулливера монарх глубокомысленно заметил, как ничтожно человеческое величие, если такие крохотные насекомые могут стремиться к нему. Свифт высказал эту мысль, сопоставляя лилипутов с Гулливером. Он повторяет ее, сопоставляя Гулливера с великанами. Взглядам и представлениям о жизни короля противопоставлены взгляды и представления о ней англичанина Гулливера. Он рассказывает королю об изобретении пороха и пушек, уничтожающих людей, в результате чего король приходит в ужас.

В общественных принципах великанов есть нечто общее с установлениями, бывшими некогда у лилипутов. В старину у лилипутов при выборе политического деятеля обращали внимание на его нравственные качества, а не на таланты. К тому же из управления государственными делами не делали никакой тайны. Нечто сходное мы видим у великанов. Политика не возведена у них на степень науки.

Король – противник государственных тайн, интриг и изощренности и в управлении акцент делает на здравом смысле, разумности, справедливости и кротости. Появляется мотив утопии – идеальное государство.

 

3 часть «Путешествие в Лапуту, в Бальнибарби, в Лагнегг, в Глаббдобдриб и в Японию» кажется разбросанной и хаотичной, но и она имеет свои план и тематику, трактуя вопрос о соотношении науки и жизни, причем делая это в философском аспекте.

Наука, которой заняты жители Лапуты, – наука абстрактная и умозрительная. Остров не просто населен учеными. Он – чудо науки, однако это чудо оторвано от народа. Сама столица государства и большинство селений помещаются на земле. Там живут подданные, передающие на остров продукты и прошения.

Гулливер посещает Великую Академию и становится свидетелем многих научных «открытий»: один ученый муж восемь лет разрабатывает проект получения солнечной энергии из огурцов, другой занимается пережиганием льда в порох, третий открыл способ пахать землю с помощью свиней, с тем чтобы избавиться от расходов на плуги; четвертый предлагал усовершенствовать родной язык путем сокращения разговорной речи выведением многосложных слов и упразднения глаголов и причастий, путем упразднения всех слов и замены их вещами.

Свифт выступает против науки, оторванной от жизни, против ученых-догматиков, которые занимаются открытиями, ненужными обществу. Против науки во вред человека.

В этой же части трактуется вопрос о развитии человечества – его историческом и биологическом развитии, о жизни и смерти.

Гулливер едет на остров Глабдобдриб – остров чародеев и волшебников, которые могут вызывать призраки умерших. Перед героем проходит вся история человечества. Автор знакомит нас со своей исторической концепцией: он питает глубокое уважение к древности, ее героям. Древние времена противопоставлены современности. Идеалами автора являются Брут, Сократ, Томас Мор. Сопоставление историй необходимо для того, чтобы показать историю и деградацию человечества.

Заканчивается 3-я часть книги посещением Гулливером восточных стран. Посетив Лаггнег, Гулливер столкнулся с нелепостью и жестокостью придворного обихода, выступающих в особенно откровенных и унизительных формах. Так, например, в странах существовал обычай лизать пол у подножия трона. Причем король мог приказать посыпать ядовитый порошок, от которого человек сразу умирал.

Особую группу жителей этой страны составляли струльдбруги, или бессмертные. Концепция струльдбругов имеет аналогию с исторической концепцией Свифта. Подобно тому как человечество деградирует в общественном смысле, деградирует и каждая личность в отдельности.



2019-08-13 951 Обсуждений (0)
Вопрос №10. Специфика героя и поэтика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №10. Специфика героя и поэтика романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (951)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)