В республике Татарстан
Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную систему профилактики в образовательных учреждениях. На сегодняшний день республика обладает значительными исходными ресурсами для обновления и дальнейшего развития этой системы, наработанными в предыдущие годы: - проведение профилактической работы с родителями через всеобуч; - наличие государственной поддержки учреждений, работающих непосредственно с семьей; - развитие сферы дополнительного образования детей, в том числе бесплатного; - возрождение общественных детских организаций (охват детскими, молодежными общественными организациями составляет 73,4% всех учащихся республики, в т.ч. 199548 детей или 57,6% - члены самой массовой детской общественной организации республики – Союза Наследников Татарстана); - развитие сети лицеев и школ милиции (на базе 30 школ республики созданы милицейские классы, юридические лицеи, кадетские и милицейские классы и классы юных спасателей), деятельность детских общественных формирований по охране общественного порядка «Форпост», отрядов юных инспекторов движения; - разработка и реализация районных и школьных программ в области профилактики с родителями; - получила дальнейшее развитие система организации летнего отдыха школьников и летнего трудоустройства; - появилась возможность участия школ, районов в конкурсах авторских программ по профилактической работе с родителями через Госнаркоконтроль (в 2007 году Госнаркоконтроль выделил для профилактической работы с родителями 22% мест в конкурсе). Для оценки состояния профилактической работы с родителями в образовательных учреждениях Республики Татарстан была разработана специальная форма отчета и разослана во все районные и городские управления образования. Большинство районов и городов Республики представили свои отчеты, что позволило провести анализ работы по каждому из вопросов анкеты. 1. Направления работы с родителями детей по уровням образования. Основными направлениями антинаркотической работы с родителями в Республике Татарстан продолжают преобладать просветительское (родительский всеобуч) и информационное (оформление информационных стендов для родителей). Активные формы работы с родителями (тренинги, ток-шоу, деловые игры) проводятся только в одиннадцати районах республики. Основными причинами отсутствия активных форм профилактической работы с родителями называются следующие: · отсутствие специалистов, умеющих проводить активные формы занятий с родителями; · отсутствие специалистов в школах (психологов, социальных педагогов); · отсутствие сертификатов у педагогов-психологов на право проведение тренингов с родителями. Для проведения антинаркотической пропаганды среди родителей образовательные учреждения приглашают медицинских работников, работников правоохранительных органов, сотрудников Госнаркоконтроля. Участие в такой работе принимают и школьные специалисты – педагоги-психологи, социальные педагоги, представители администрации. Как правило, такие мероприятия проводятся редко и спускаются образовательным учреждениям сверху. Эффективность таких мероприятий является спорной, т.к. многое зависит от качества подготовленной информации для взрослой аудитории и лекторских способностей специалистов. 2. Работа с родителями через клубные формы. Наличие в образовательных учреждениях клубов для родителей является резервом расширения антинаркотической работы. Больше половины (67%) районов имеют клубы для родителей, пропагандирующие здоровый образ жизни. В управлении образованием Бугульминского муниципального района организован центр «Семья», который объединяет клубы, созданные в школах города. В Вахитовском районе г. Казани клубы организованы в ТГ-1, СШ №13, гимназии № 96: родительская Волонтерская группа поддержки (для родителей начального звена), РК «Ключик»; родительское общественное движение «Родители против наркотиков» (Для родителей 5-11-х классов). В г. Набережные Челны для родителей детей 5-8-х классов организованы «Клуб отцов», клуб «Семья», семейный клуб «Надежда». Для родителей детей 9-11-х классов работает клуб «Профи» - регулярно перед детьми выступает успешный взрослый, показывая на своём примере, что не стоит бояться жизненных трудностей, что если захотеть, то добиться можно всего. В Лениногорском районе для родителей по субботам работают клубы для родителей «Моя семья», «Надежда». В Мамадышском районе в МОУ МСОШ № 1 для родителей работает «Диспут клуб». В других районах открыты клубы для родителей, формирующие ценности здорового образа жизни - «Фабрика здоровья», «Цех здоровья», «Азбука здоровья и развития», «Будем здоровы», «Здоровье», «Здоровый жизненный стиль», «Здоровая семья - счастливая семья», «Здоровье и личность», «Клуб здоровья» и др. Интересен опыт Буинского района, показавшего определенную преемственность клубов для родителей по ступеням образования: · «Клуб молодой семьи» для родителей детей, обучающихся в дошкольных образовательных (функционирует с мая 2004 года); · «Клуб молодой семьи» для родителей детей начальной школы; · «Клуб отцы и дети», «Клуб счастливые родители» для родителей детей 5-8-х классов; · «Клуб заботливых родителей» для родителей детей 9-11-х классов; · родительский клуб «ЗОЖ» для родителей детей обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. В Елабуге при МУ «Гимназия №4» работает «Клуб родителей будущих первоклассников», а для родителей детей 5-8-х классов при гимназии №2 – «Совет отцов» и «Университет для родителей». В Тукаевском районе для родителей детей обучающихся в учреждениях начального профессионального образования организован Клуб «Милосердие». Основная работа с родителями большинства районов республики проводится в школах (основной акцент делается на родителях 5-11-х классов). Однако, не все ДОУ и учреждения начального профессионального образования проводят антинаркотическую работу с родителями (не проводится работа в 23% районов в ДОУ и 19% районов в УНПО). 3. Тематика занятий с родителями. Всю представленную управлениями образования тематику занятий с родителями можно классифицировать по следующим направлениям: - медицинские аспекты (вредные последствия употребления ПАВ) – 11,7%; - педагогические аспекты (воспитание детей, влияние референтных групп на ребенка, половое воспитание, нравственное воспитание и т.д.) – 15,8%; - психологические аспекты (возрастные особенности, развитие эмоциональной сферы, развитие личностных качеств и т.д.) – 17,8%; - семейные аспекты (детско-родительские взаимоотношения, семейные ценности, поведение родителей, стиль общения с ребенком и т.д.) – 1,7%; - учебные аспекты (адаптация, трудности, мотивация к учебно-профессиональной деятельности) – 1,7%; - здоровый образ жизни – 6,3%; - досуг ребенка – 1%; - правовые аспекты – 1,5%; - «философские аспекты» – 54,5%. Анализ тематики профилактических мероприятий, предлагаемых родителям, показывает отсутствие их продуманности, последовательности, системности и экологичности (в 65% районов). Наибольший процент занятий условно названы «философскими аспектами». Приведем примеры занятий с родителями, вошедшие в эту группу: «Размышление о наркомании», «Наркомания - болезнь века», «Небо, цвета крови», «Там, на неведомых дорожках», «Признаки надвигающейся беды», «Как воспитать ненаркомана», «Наркотики вчера и сегодня», «Алкоголь и наркомания – чума 20 века!», «Мифы и реальность», «Бездна, в которую надо заглянуть», «Здоровы ли Вы душевно?», «Свобода и наркомания», «Плата за обман природы», «Похититель рассудка», «Гашишизм» и т.п. Можно только предположить содержание выше обозначенных занятий, но трудно определить какой из специалистов (педагог, медик, психолог, философ) берет на себя смелость квалифицированно обсуждать предлагаемые темы с родителями. Тем не менее, 35% районов предлагают родителям необходимый минимум профилактических знаний. Следует отметить, что отсутствие четкости в формулировке занятий может свидетельствовать об отсутствии их структурированности и размытости, что снижает профилактический эффект. 4. Использование литературы для подготовки к занятиям. Всю представленную управлениями образования литературу можно классифицировать по следующим основаниям: - медицинская – 19,6%; - педагогическая – 23,3%; - психологическая – 18,3%; - другая (здоровье, насилие в школе, семья, и др.) – 38%. Наиболее часто встречающимися авторами книг, используемых в профилактической работе с родителями, являются: А.Г. Макеева, А.М. Карпов, Л.М. Шипицына, Л.К. Шайдукова, Н.А. Сирота, В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова, А.Г. Жиляев, Л.М. Зорина, В.Н. Касаткин, Р.Х. Шакуров, Г.Н. Тростанецкая, Л.С. Шпиленя, Л.Ф. Блинова, М.И. Буянов и др. Многие районы используют в профилактической работе памятки для родителей, разработанные А.А. Идрисовой и Л.А. Кудряшовой. Представленная управлениями образования литература в основном содержит информацию для специалистов, работающих с подростками и их семьями в области вторичной и третичной профилактики. В области первичной профилактики литература предназначена для работы с учащимися, преимущественно подросткового возраста. Специальной целевой литературы по работе с родителями в области первичной профилактики, содержащей методические рекомендации, формы и методы работы представлено мало. 5. Критерии эффективности профилактической работы с родителями, используемые районами. Выделение критериев эффективности является важным показателем правильной постановки целей, задач, направлений, адекватности путей их достижения, методов и форм работы. Большинство районов выделили критерии эффективности антинаркотической работы с родителями, недостижимые или слабо зависящие от нее. Для примера перечислим некоторые из таких критериев: - отсутствие учащихся, состоящих на учете в ПДН, ПНД, КДН; - отсутствие курящих и употребляющих алкогольные напитки школьников; - уменьшение численности неблагополучных семей, отсутствие трудных семей; - уровень образования родителей, уровень общий культуры, психологический микроклимат в семье; - благополучие внутрисемейных отношений и т.п. Эти критерии можно назвать идеальными, но недостижимыми в реальной деятельности образовательного учреждения. Ориентируясь на первые два критерия эффективности в профилактической работе, школа может скрывать реальную картину и замалчивать появление негативных фактов, избирательно принимать детей в школу, избавляться от школьников из проблемных семей. Влияние школы на последующие показатели не является прямым, а опосредовано множеством других факторов. Среди критериев эффективности в профилактической работе с родителями указаны спорные, с точки зрения адекватности, неточные и неизмеримые. Для примера перечислим некоторые из таких критериев: - профессионализм работников здравоохранения, социальной службы и правоохранительных органов района, ведущих активную просветительскую работу в образовательных учреждениях; - повышение качества профилактической работы; - благополучная семья, обладающая высокой нравственностью; - уровень здоровья детей, уровень нравственности; дисциплинированность учащихся; микроклимат в классе и в микрорайоне; - по работе с родителями детей ДОУ: ребенок владеет информацией о наркотиках, родители отмечают, что у детей формируется понятие о вреде курения, понятие о вреде наркотиков; - по работе с родителями детей начальной школы: учащиеся знают для чего предназначен наркотик, как он влияет на функции дыхания, на желудочно – кишечный тракт; - анкетирование, диагностирование; - изменение отношения к школе, изменение в поведении ребенка и т.п. Можно выделить удачные критерии, используемые в районах республики, которые могут измерять эффективность профилактической работы с родителями в зависимости от ее целей, задач, направлений и методов: - увеличение количества родителей, активно включающихся в учебно – воспитательный процесс; - рост количества положительных отзывов родителей по организации профилактической и просветительской работы в учреждениях образования; - рост уровня занятости детей в системе дополнительного образования; - увеличение количества обращений родителей и подростков по проблемам воспитания и обучения к педагогу-психологу, классному руководителю; - появление и рост числа родителей, участвующих в антинаркотической волонтерской работе; - рост количества родителей, понимающих необходимость проведения профилактических медицинских осмотров на выявление употребления подростками наркотических средств; - рост количества родителей, посещающих родительские собрания и совместные с детьми мероприятия, проводимые в школе; - увеличение % учащихся профессионально самоопределившихся; - повышение заинтересованности родителей в работе школы; - увеличение числа детей, посещающих кружки, клубы, секции; - рост количества родителей, принимающих участие в совместной деятельности с детьми и сотрудничество родителей с классным руководителем. Используемые в образовательных учреждениях критерии требуют уточнения и разработку единого инструментария для их измерения. 6. Основные трудности в профилактической работе с родителями. Каждый район представил информацию о наличии трудностей в профилактической работе с родителями. Основная часть из них являются общими для большинства районов республики: - отсутствие психологического запроса на профилактическую работу со стороны родителей и, как следствие, плохая посещаемость мероприятий, несерьезное восприятие данной проблемы родителями: «С моим ребенком этого никогда не случиться» – 75% ; - в сельских школах нет специалистов по данной проблеме для работы, как с родителями, так и с детьми, недостаточное количество подготовленных специалистов в области профилактики, отсутствие ставок педагогов-психологов и социальных педагогов – 75%; - отсутствие конкретных методических разработок для антинаркотической работы именно с родителями, недостаточное количество необходимой литературы, видео, наглядных пособий, мало разработок на татарском языке, отсутствие свежей информации – 65%; - психологическая и педагогическая безграмотность родителей – 40%; - небольшое количество специалистов, владеющих тренинговой формой работы, недостаточное владение интерактивными методами в профилактической работе с учащимися и родителями, неумение выступающих владеть аудиторией при проведении лекций для родителей – 40%; - рост количества «неблагополучных семей», которые не идут на контакт ни с учителями, ни с психологами; нежелание родителей идти на контакт с образовательным учреждением, наркологическим кабинетом в вопросах лечения и профилактики заболевания учащихся; недоверие родителей к школе – 65%. 7. Предложения к разработке Республиканской программы профилактической работы с родителями. Ниже представлены предложения районов республики по совершенствованию профилактической работы с родителями: - найти механизмы для создания единства детей, родителей, педагогов, специалистов; разработать рекомендации о том, как объективно информировать взрослых и детей о наркотиках, их воздействии на человека, последствиях их применения; найти пути активизации психолого–педагогической и просветительской работы среди родителей; пропагандировать здоровый образ жизни (Алексеевский район); - разработать отдельный раздел для работников дошкольных учреждений, учителей начальных классов с тематикой родительских собраний и рекомендуемой методической литературой, предусмотреть курсовую подготовку работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов по вопросам антинаркотической профилактической работы с родителями (Апастовский район); - необходимо включить в республиканскую программу антинаркотической профилактической работы с родителями меры по социальной поддержке семьи (Альметьевский район); - принудительно лечить наркоманов (Балтасинский район); - предусмотреть курсовую подготовку специалистов-педагогов, тренеров с правом ведения тренерской деятельности; обеспечить образовательные учреждения пособиями, методическими и практическими материалами, видеоматериалами по профилактической работе с родителями (Бугульминский район); - разработать и обеспечить методической литературой и инструментарием образовательные учреждения (различные анкеты, тесты, памятки, диски, пособия) для антинаркотической работы с родителями; организовать всеобуч специалистов на уровне районов; для эффективности профилактической работы с родителями необходимо найти механизмы межведомственного взаимодействия с различными службами (правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты, центрами труда и занятости населения) (Буинский район); - разработать приемы группового взаимодействия (игры-активаторы, ролевые игры, групповые дискуссии), т.к. подобный подход к изучаемому материалу настраивает родителей на самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формирует у них адекватные антинаркотические установки и расширяет возможности социальной адаптации; рекомендовать психологические игры (семейные) для развития эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и культуры общения членов семьи; научить тренеров прочным моделям семейного реагирования на проблемы табакокурения, алкоголизации и наркомании (Верхнеуслонский район); - предусмотреть освещение проблемы в СМИ; давать спецвыпуски или заставки на ТВ (вместо рекламы пива и сигарет) для родителей (Дрожжановский район); - увеличить количество ставок психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях; обеспечить образовательные учреждения методическими материалами, предназначенными для родителей и учащихся (буклеты, памятки и т.д.); выпускать на республиканском телевидении программу «Школа для родителя»; организовать обучающие семинары для специалистов, работающих с родителями по повышению их воспитательной компетентности (Елабужский район); - своевременно издавать документы по программе; разработать комплекс мероприятий с родителями и семьей в целом, направленных на создание престижа семейного воспитания; предусмотреть подготовку специалистов для проведения лекций и тренингов (г. Казань, Вахитовский район); - необходимо разработать курс лекций с видеоматериалами, наглядными пособиями для всех типов образовательных учреждений с учетом возрастных особенностей детей и учащихся; рекомендовать создание единого плана-графика выхода медработников с профилактическими лекциями (г. Казань, Кировский район); - оснастить кабинеты по первичной профилактике по подобию городского кабинета профилактики А. Алиша (г. Казань, Приволжский район); - рассмотреть и изыскать возможность введения в штат сельских малокомплектных школ должность психолога; обеспечить подготовку педагогических кадров, владеющих тренинговой формой работы; в целях повышения функциональной грамотности педагогов в вопросах профилактики наркотизации организовать курсы повышения квалификации по возрастной психологии, психофизиологии развития и обучению формам и методам работы с группой, способам анализа актуального состояния и эффективности профилактической работы (Кайбицы); - организовать проведение обучающих семинаров, конференций, «круглых столов» совместно для родителей, детей и классных руководителей (Лаишевский район); - обеспечить наглядным и методическим материалом специалистов, ввести в школьную программу спецкурс по профилактике аддиктивных форм поведения подростков (Лениногорский район); - разработать методы мотивации родительской заинтересованности в профилактической работе (Мамадышский район); - разработать больше конкретных рекомендаций для родителей с детьми разных возрастов; разработать наглядный материал (Менделеевский район); - разработать и издать доступные брошюры для родителей по проблемам антинаркотической профилактической работы; предусмотреть создание совместных клубов родителей и детей «Мы - против наркотиков!», «Мы любим жизнь!» (Муслюмовский район); - давать больше информации в СМИ, на телевидении, например, различные ток – шоу с участием родителей, детей и узких специалистов; давать информацию в СМИ в виде роликов о необходимости пополнения антинаркотических знаний у родителей; предусмотреть проведение информационно-просветительской работы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения на местах работы родителей; создать условия для здорового образа жизни трудящихся на работе; найти пути повышения ответственности семьи за воспитание детей; предусмотреть обучающие тренинги для психологов с выдачей сертификата; снабдить каждую школу новыми научно-познавательными фильмами по антинаркотической пропаганде; проводить просветительские мероприятия, распространение печатной продукции на местах работы родителей; увеличить финансирование молодежных вечеров, встреч, конкурсов, специальных встреч с людьми разных профессий, успешными людьми; сделать доступными посещение культурно-досуговых центров, где бы осуществлялся строгий контроль над отсутствием распространения психотропных веществ; поддержать на уровне республики возможности большего общения родителей и детей, совместного проведения досуга (концерты, театры, развлекательные центры, конкурсы); провести углубленный медицинский осмотр учащихся на выявление ПАВ (желательно с 7-го класса); отмена на телевидении и средствах массовой информации рекламы на алкоголь и курение; для лучшего восприятия проблем профилактики наркомании разработать программы с использованием современных мультимедийных средств и видеоматериалов (г. Набережные Челны); - необходимо введение ставок педагогов-психологов и социальных педагогов во всех образовательных учреждениях независимо от количества учащихся; предусмотреть систему поощрений педагогических кадров, участвующих в профилактической антинаркотической работе; нехватка квалифицированных подростковых наркологов; обновить информационные носители и видео материалы по антинаркотической профилактике (г.Казань, Ново-Савиновский район); - увеличить выделение денежных средств для профилактики и лечения наркозависимых (Ново-Шешминский район); - создать республиканскую комиссию, регулирующую работу по поддержке малообеспеченных слоев населения, по поддержке семей с детьми, по поддержке многодетных семей, поддержке неполных семей и поддержке детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; создать базовые и экспериментальные площадки по разработке и апробации технологий социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (Нурлатский район); - продолжить проведение курсов «Система управления антинаркотической деятельностью в образовательной среде» для разных категорий работников образования, в том числе, для классных руководителей и воспитателей групп детских садов (Сармановский район); - найти пути укрепления института семьи, повышения ее воздействия на воспитание детей; обучить педагогов школ методике ведения профилактической работы; научить организации семейных мероприятий, показу видео сюжетов на данную тему (Спасский район); - обеспечить школы методическими, дидактическими материалами, качественной учебной видеопродукцией, включающей в себя материал о путях борьбы и решения проблемы подростковой наркомании (массового характера на Республиканском уровне) (Тукаевский район); - разработать методические рекомендации по проведению занятий по профилактике наркотизации с детьми старшего дошкольного возраста; предусмотреть трудоустройство несовершеннолетних и мероприятия по ликвидации безработицы их родителей; необходимо ввести в каждое образовательное учреждение ставку педагога-психолога для более продуктивной работы в сфере профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних (Чистопольский район); - в каждом образовательном учреждении иметь психолога и инспектора по профилактике правонарушений, которые могли бы вести психокоррекционную и профилактическую работу с учащимися и родителями по профилактике наркомании и правонарушений; обеспечить ДОУ методическими разработками и пособиями для работы с детьми и родителями (Ютазинский район).
Анализ проблем
По результатам отчетов о профилактической работе с родителями детей, обучающихся в образовательных учреждениях Республики Татарстан можно сделать следующие обобщенные выводы: · Состояние профилактической работы в образовательных учреждениях с родителями продолжает оставаться на начальной стадии развития. С одной стороны – деятельность проводится во всех школах, в отдельных дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях начального профессионального образования, а с другой – недостаточно развиваются формы и методы работы с родителями. Преобладание информационно-просветительского и негативного оттенка характера мероприятий приводит к слабой посещаемости их родителями, что снижает эффективность профилактической работы. · Педагогов волнуют многие насущные вопросы: Как «строить» взаимодействие педагогов, детей и родителей? Как сделать каждого родителя членом содружества «учитель - ученик – родитель»? Какие формы работы с семьей необходимо использовать в современных условиях? Какие существуют этико-педагогические и психологические основы позитивного взаимодействия людей? Как повысить доверие родителей к администрации образовательного учреждения и классному руководителю? Как сделать профилактическую работу эффективной? Все это свидетельствует о понимании работниками образования необходимости изменений в формах и методах работы, поиска новых путей для сотрудничества с родителями в профилактической и повседневной работе, готовности обучиться и сделать определенный прорыв для улучшения наркоситуации в республике. · Большинство проводимых с родителями профилактических мероприятий не опирается на научный подход, системность работы. Отсутствие методических рекомендаций, профилактических программ, прошедших экспертизу, негативно сказывается на отношении родителей к работе с ними. Предлагаемая тематика просветительских лекций (например «философских аспектов») отпугнет любого здравомыслящего родителя. Неумение выделять целевые группы среди родителей и определять содержание работы с каждой из них приводит к низкой мотивации родителей посещать профилактические мероприятия. · Полученные работниками образования знания в области профилактики со школьниками трудно применить в работе с родителями. Деятельность по обучению родителей требует специальных знаний и умений, иных методов преподавания, других принципов, особой культуры и способностей. Проблемы повышения квалификации в области профилактики и работы с родителями, нехватка специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) продолжают оставаться и на сегодняшний день актуальными для образовательных учреждений. · Средства массовой информации и республиканское телевидение не используют в полной мере свои ресурсы для обращения к родителям как целевой профилактической группе. Создание профилактической, регулярно выходящей в эфир программы для родителей (на русском и татарском языках), может явиться хорошей основой для активизации родительской общественности, повышения воспитательного и профилактического потенциала семьи. · Необоснованность критериев эффективности антинаркотической работы с родителями делают ее неэффективной, а порой и пронаркотической, что требует коррекции и выстраивания единой стратегии работы с родителями, единых подходов и разработки единой Программы на основе единой республиканской Концепции. Анализ существующего положения в профилактической работе с родителями в Республике Татарстан позволил определить проблемы, выделить положительный опыт образовательных учреждений в работе с родителями и учесть предложения к разработке Республиканской Программы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |