Философские аспекты позитивной профилактики
Идеология наркотизма – феномен сложный. Ее корни уходят в религиозные практики многих народов мира, где наркотические вещества (растения, грибы) выступали важнейшей составляющей обрядов и мистерий, объектом поклонения и охранения от «чужих», непосвященных. Первая массовая вспышка наркомании в Европе была связана с выходом в свет книги Ш. Бодлера "Исповедь курильщика опиума", сразу же завоевавшая большую популярность. Современную идеологию наркотизма связывают с именами крупных писателей, философов, антропологов, психологов — Олдасом Хаксли, Карлосом Кастанедой, Тимоти Лири, Рамм Дасс и др. Большинство из них относится к поколению «хиппи», когда молодежь и часть старшего поколения была захвачена волной интереса к эзотерическим и мистическим традициям древнего Востока, Центральной Америки. Сотни молодых людей отправлялись в Индию и Тибет в поисках откровения о смысле жизни. Десятки восточных «гуру» проповедовали в самой Америке (Махараджджи, Ошо). Концерты «психоделической» (псевдомедитативной, зачастую навеянной наркотиками) музыки («Джефферсон Эйрплейн» и др.) собирали тысячи поклонников. На страницах книг описывались опыты путешествий в иных реальностях и субъективном времени, говорилось о «расширении сознания» и «освобождении духа», необыкновенных возможностях человека, депривированных техногенной цивилизацией, и перспективах новой цивилизации, основанной на гармонии людей, достигших высоких уровней сознания. Кто-то (Дж. Лилли, Т.Лири, С. Гроф) находил все это - в новом для того времени ЛСД, другие (К. Кастанеда, Т. Маккена) – в тех самых «священных» растениях и грибах древних и традиционных культур Мексоамерики, Северной Европы и т.д. Некоторые просто обретали в героине и кокаине творческий импульс для описания ирреального существования в наркотическом сне себя и сообщества себе подобных (У. Берроуз). В конце шестидесятых годов рухнул очередной миф о некоей необходимости для общества, о непременной нужде человека в наркотических веществах. Именно поэтому все попытки легализации наркотиков происходивших в странах Европы не дали особых результатов, ни в культурном, ни в социальном, ни в правовом аспектах. Современные передовые науки о человеке, как и технологии мистического совершенствования человеческого существа, могут легко и непринужденно заниматься своими увлекательными и высокими делами, совершенно не опираясь на какие - либо психоактивные вещества. Однако общество потребительской культуры конца XX начала XXI в.в. оставляет за собой право производства своих собственных культурных товаров и ценностей, манипулируя сознанием и поведением наиболее внушаемой части населения – молодежи. Современные исследования молодежной субкультуры ориентируются на изучение новых форм культурных активностей современной молодежи. Особенное внимание уделяется формам телесного ухода и наслаждения. Эксперименты со своей внешностью осуществляются уже не только через одежду, а через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В том числе, употребление наркотиков, рассматривается как своеобразный способ экспериментирования, манипуляции со своей телесностью и чувственностью. Психологи отмечают, что большинство молодежи, посещающей клубы, как это было в культуре хиппи, стремится использовать такие «легальные» наркотики, как табак и алкоголь, для символического достижения взрослого статуса, в то время как использование недозволенных наркотиков может уже обозначать протест и сопротивление культуре «взрослости» (С. Торнтон). В целом, специалисты выделяют следующие смысловые координаты наркотиков в молодежной субкультуре: · гедонизм – «надо брать от жизни все»; · досуг-развлечение – танцы, музыка, секс; · потребительство – целенаправленная работа структур наркобизнеса; · мода – противопоставление по принципу «современно-несовременно»; · переживание «настоящего» - сужение временной перспективы; · творчество – стимуляция творческой активности1. Безусловно, далеко не каждый подросток, читающий Хаксли или увлеченный рейвом, обязательно попробует наркотик. Однако их освоение является своеобразным способом «постепенного вхождения в культуру наркотизма, формирования определенного — «либерального» отношения к проблеме, значительно облегчающего реальное приобщение к одурманиванию»2. Именно поэтому, технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью требует разработки адекватных подходов актуальных для современного типа культуры и общества. Существует много теорий, объясняющих, почему человек начинает принимать наркотики и все сильнее вовлекается в этот процесс, почему возникает наркозависимость, почему наркоман не отказывается от наркотиков, несмотря на все неблагоприятные последствия, и почему человек перестает принимать наркотики. Экономические модели выдвигают на первый план денежные отношения, которые определяют поведение поставщиков и потребителей наркотиков в разнообразных условиях, связанных с торговлей наркотиками. Биологические теории стремятся объяснить поведение наркоманов на основе физиологических факторов, либо предшествующих наркотизации, либо возникающих как ее следствие. Социологические теории рассматривают влияние социальных условий, таких как, например, безработица и культурная традиция. Поскольку употребление наркотиков начинается, как правило, в подростковом возрасте, были предприняты значительные усилия, чтобы определить, что предшествует и что способствует наркотизации подростков. До сих пор исследования в этой области были сфокусированы на факторах, которые могут формировать предрасположенность личности к наркомании, а именно: · антисоциальное поведение в раннем возрасте; · качество и последовательность воспитания в семье, общение между членами семьи, подражание ролевому поведению родителей; · адаптированность к социальной среде и учебному процессу в первые годы учебы в школе и степень желания ребенка учиться; · вовлеченность в группу сверстников, чьи стиль поведения и социальные установки предполагают употребление наркотиков; · личностные характеристики, такие, как непокорный нрав, неприятие традиционных ценностей, равнодушное или одобрительное отношение к фактам отклонения от нормы, сопротивление традиционным институтам власти и ярко выраженное стремление к независимости; · степень личностной компетентности и социальной ответственности. Вопросы, связанные с мотивацией употребления наркотических веществ, разработаны недостаточно. Данные о том, почему подросток прибегает к наркотикам, немногочисленны. Выяснение данного вопроса невозможно без полного взаимопонимания между врачами и пациентом. Однако и сам подросток далеко не всегда осознает причину наркотизации. При интервьюировании подростков они склонны описывать внешнюю сторону приобщения к наркотикам, обстоятельства наркотизации, часто подчеркивают влияние друзей. Большинство зарубежных исследователей мотивацию употребления наркотиков связывают с влиянием микросоциальных факторов, характерологических особенностей подростка, то есть речь идет о внешней мотивации. Так, М. В. Holmberg (1989) считает, что основным причинным фактором подростковой наркомании является социальная дезадаптация, наблюдающаяся преимущественно у мальчиков (у девочек преобладают невротические нарушения). Неблагополучная семья, психические отклонения, делинквентное поведение рассматриваются как причины наркомании. По-другому трактуют мотивацию наркомании представители психоаналитической школы, которые полагают, что в основе развития наркомании лежит глубокий регресс либидо, стремление оградить себя от влияний внешнего мира, достичь состояния абсолютного спокойствия – «нирваны». Конечной целью наркомана является самоуничтожение. В отечественной литературе проблемам мотивации посвящены работы В. Ю. Завьялова. Им разработана классификация мотивационных факторов при алкоголизме, которая на взгляд специалистов, может быть использована и в клинике подростковых наркоманий. Первая группа мотивов образуется из трех «социально-психологических» факторов: 1) традиционные, социально обусловленные мотивы; 2) субмиссивные мотивы отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; 3) псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении подростка приспособиться к «наркоманическим ценностям» подростковой группы. На ранних этапах злоупотребления психоактивными веществами главную роль играют «социальные мотивы», в частности, субмиссивный мотив. Социальные мотивы у подростков имеют свою специфику. Они тесно связаны с типичными подростковыми реакциями, характерными для более раннего возраста. Стериотипы употребления наркотиков навязываются подростку группой. Существенным социальным мотивом является доступность наркотического вещества. Вторая группа мотивов отражает потребность в изменении собственного состояния: 1) гедонистические мотивы - стремление испытать чувство эйфории; 2) атарактические мотивы - желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания; 3) мотивы гиперактивации поведения - стремление выйти из апатического состояния, улучшить на краткий период интеллектуальную и физическую работоспособность. Третья группа мотивов отражает патологическую мотивацию, связанную с абстинентным синдромом и патологического влечения к наркотику: 1) мотив купирования абстиненции - стремление избавиться от тягостных проявлений абстиненции с помощью приема очередной дозы наркотика, тесно связанный с мотивами гиперактивации и атарактическими мотивами; 2) мотив зависимости (аддиктивный мотив) - фиксация в сознании патологического влечения к наркотику; 3) мотив самоповреждения - стремление употребить наркотик «назло себе и другим» для того, чтобы ускорить наступление социальных осложнений («Пусть лучше меня заберут в ЛТП»), либо соматических осложнений - смерти («Пусть лучше я умру от передозировки»). Под профилактикой наркомании современные отечественные специалисты понимают систему социальных, правовых, организационных мер, направленных на: · разъяснение возможных последствий и создание атмосферы общественной нетерпимости к потребителям наркотиков; · выявление и пресечение немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ населением; · упреждение совершения правонарушения на почве потребления наркотиков; · оказание медицинской и реабилитационной помощи наркозависимым; · пропаганду ЗОЖ и формирование общественного мнения против потребления наркотиков; · осуществление государственного контроля за изготовлением, хранением, транспортировкой, реализацией наркотиков, их незаконным оборотом1. Успешность осуществления данных мер напрямую связана с решением, на наш взгляд, следующих проблем: · Импортируемые из-за рубежа программы реабилитации и психотерапевтические системы помощи наркозависимым лицам оказываются не комплиментарны базовому менталитету российского населения и, следовательно, не имеют весомых шансов быть успешными. · Инновационные программы профилактики наркомании должны основываться на традициях национальной концепции образования, способной нейтрализовать тлетворное влияние «либеральной идеологии». · Государственная система профилактики наркологических заболеваний, основанная на «лозунгах» и так называемом культе «здорового образа жизни», мало что сделала и сделает с ситуацией потребления наркотических средств, потому что не касается фундаментальных причин распространения наркомании в России. · Отсутствует какое-либо позитивное мировоззрение, способное защитить человека в достаточно суровых условиях российской действительности от разрушающего воздействия агрессивной и деструктивной информационной среды. Специфика Концепции состоит в том, что в основе разработки Программы работы с родителями по профилактике наркомании в Республике Татарстан лежат следующие принципы: · Гуманизм и экология. Позитивность должна стать основной характеристикой первичной профилактики. К сожалению, во многих современных формах «борьбы» с наркоманией латентно присутствуют механизмы запугивания, агрессии и пренебрежения, что негативно сказывается на эффективности ожидаемых результатов. Информационные кампании «против наркотиков» внедряют в коллективное бессознательное миф о непреодолимой привлекательности наркомании. Помогают ли, например, предостережения ограничить потребление сигарет? Совсем наоборот. Именно опасность их употребления подстрекает подростков испытать действие сигарет на себе. Нас и так тянет к тому, что философ И. Кант назвал «негативным удовольствием». Предостережения и запреты лишь подогревают любопытство. Психологи отмечают, что существуют психологические механизмы «запускающиеся» в ситуации введения запретов, ограничений. Согласно теории реактивного сопротивления Дж. Брема, любая «внешняя» попытка ограничить для человека возможность выбора повышает для человека его субъективную значимость и заставляет принимать значительные усилия для сохранения данной возможности («запретный плод – сладок»). Поэтому прямое запрещение и преследование может лишь стимулировать интерес молодежи к наркотикам. «Для многих молодежных субкультур присущ феномен «гедонистический риск» (получение удовольствий, сильных эмоциональных переживаний, путем создания опасных, угрожающих удовлетворению потребностей ситуаций)» (И.Ю. Борисов). · Активность и деятельность. Повсеместному разрастанию эпидемии наркомании как общественной болезни необходимо противопоставить идеологию открытой и энергичной жизненной позиции каждого гражданина общества по отношению к своему личному успешному, благополучному и здоровому будущему. Активное и деятельностное отношение к индивидуальной и социальной жизни основывается на примате общечеловеческих ценностей, таких как: благо, красота, соразмерность, истина, добродетель над индивидуально-эгоистическими ценностями гедонизма: наслаждение и удовольствие. В частности, одним из решений задачи профилактики потребления наркотиков является механизм формирования у отдельной личности психологической защищенности от наркотиков. Под психологической защищенностью от наркотиков мы понимаем «систему внутренних условий (психологические свойства и состояний), определяющих способность личности самостоятельно сопротивляться воздействиям, стимулирующим потребление наркотиков, готовность самостоятельно защититься от таких стимулов»1. Профилактическая работа по эмоциональной защите от наркотиков должна вестись в скрытой форме. · Инновация и замещение. Современное общество должно вырабатывать новые культурные формы замены «эффекта» наркотиков, воспитывая с ранних лет жизни - человека будущего незнающего наркотики. Столь популярное среди отечественной молодежи учение К. Кастанеды рассказывающее о возможностях человеческого сознания при употреблении наркотических веществ, фактически является философией оправдания экзистенции человека, его богатого внутреннего мира и, следовательно, его безграничных возможностей, а не преимуществ употребления наркотиков для получения сиюминутного удовольствия и наслаждения. Сам Кастанеда в зрелом возрасте отказался от употребления наркотиков, считая их ненужным инструментом для достижения высших уровней своей субъективности. Наркотики, так же как и алкоголь, являются примитивными средствами достижения глубоких экзистенциальных состояний личности, находящихся за пределами рациональности. На смену рационально-прагматическому подходу в профилактике употребления наркотиков должен придти экзистенциальный заключающийся в том, чтобы «навести», восстановить связи человека с миром, путем реконструкции его мировоззрения, через примирение с миром, обнаружения их общего основания, ликвидируя кризисность и пограничность переживаний человека. Проблема воспитания осознанного негативного отношения к употреблению наркотиков среди современной молодежи остается все еще актуальной. Слабым звеном по-прежнему являются родители, школа и вуз. Это связано с тем, что зачастую в образовательной среде отсутствует комплексная система антинаркотической работы. Образовательные учреждения все еще пытаются избавиться от «трудных» детей. Не до конца преодолен информационно-просветительский подход к решению проблем профилактики. Антинаркотическая деятельность во многих случаях по-прежнему обеспечивается за счет более или менее регулярных, но как показывает практика и результаты мониторинга, недостаточно эффективных мероприятий (лекции, антинаркотические акции, конкурсы рисунков, плакаты и др.). Работа идет вхолостую. По – видимому, не найдена убедительная форма диалога с детьми, подростками и молодежью. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуальным сознанием, новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. Недостаточно специалистов, занятых междисциплинарными исследованиями, способных разрабатывать и внедрять обучающие программы, совершенствовать нормативное и методическое обеспечение в области профилактики наркомании. В реальной профилактической работе практически не учитываются данные мониторинговых исследований. Например, по результатам мониторингового опроса (октябрь 2005г.) в РТ1 на решение отказа от экспериментирования с наркотиками влияет: 1. Фактор разума, здравого смысла («стал умнее, одумался»). 2. Фактор страха: - перед «ломкой»; - перед оглаской; - перед передозировкой. 3. Фактор индивидуальной реакции («не получил удовольствия»). 4. Фактор среды: - влияние семьи; - влияние любимого человека; - влияние новых друзей; - пропаганда ЗОЖ. Как видим, по шкале ранжирования первые позиции занимают экзистенциально-личностные факторы, затем физиологические и только на последнем месте социально-воспитательные факторы. Несмотря на это, по-прежнему преобладающей формой работы по профилактике наркомании является вербальная пропаганда. Методологически Концепция выстроена по трем уровням: I. Социально-правовой – профилактика наркомании как проект защиты общества от девиаций и патологий. Специалисты выделяют несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиации: · Социальный: базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. · Психологический подход: рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и разрушением личности. · Психиатрический подход: девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. · Этнокультурный подход: девиация рассматривается сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. · Возрастной подход: рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. · Гендерный подход: исходит из представления о существовании традиционных половых стереотипов поведения, мужском и женском стиле. · Профессиональный подход: девиация базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. · Феноменологический подход: учитывает все отклонения от нормы (аутизм, трудоголизм и пр.). II. Культурно-национальный - профилактика наркомании как проект формирования в обществе единых и аутентичных культурных ценностей. Необходимо заметить, что разработка профилактических мер по предупреждению наркомании должна осуществляться с учетом национальных, этнических и конфессиональных особенностей региона. В частности, конфессиональные различия населения сказываются на характере отношения молодого поколения к употреблению наркотиков. Согласно результатам мониторингового опроса (октябрь 2005г.) в РТ «в конфессионально определившихся группах молодежи (ислам и православие) общий уровень наркотизации стабильно ниже, чем среди молодых людей, заявивших о своей атеистической ориентации. Среди сторонников ислама общий уровень наркотизации и степень активности наркопотребления несколько ниже, чем среди молодежи, ориентированной на православие»1. III. Личностно-экзистенциальный - профилактика наркомании как индивидуально-личностный проект успешной/благополучной жизни. Основной «экзистенциальной» проблемой в употреблении наркотиков является так называемый «функциональный дефект субъективности» человека: неразвитость и неустойчивость, повышенная внушаемость, податливость к чужым мнениям. Человек ведет себя не столько от «себя», сколько следуя особенностям поведения других. С целью преодоления подобных экзистенциально-личностных барьеров Концепция опирается на антропологический подход, который рассматривает проблему истоков и движущих сил индивидуального развития человека как «многофакторную». В современном человекознании достаточно определенно полагается, что развитие человека, всего его психологического строя – это одновременно и естественный (спонтанный), и искусственный (регулируемый) процесс. Однако необходимо ввести и особое – третье представление о «развитии вообще» как о кардинальном структурном преобразовании своей собственной самости; как о сдвиге, скачке в общем ходе развития, которые не сводятся ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам. Речь должна идти о развитии по сущности человека – о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. Особенность антропологического подхода в образовании как раз и состоит в том, что в его рамках одновременно рассматриваются все эти три типа развития человека. Очевидно, для того, чтобы такое рассмотрение было полноценным и продуктивным, необходимо использовать не только данные, но и категориальную и методологическую базу разных теорий: и физиологии, и медицины, и социологии, и психологии, и педагогики, и многих других, а также данные практики.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |