Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



2019-08-13 252 Обсуждений (0)
ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Система начального образования в Республике Татарстан находится на этапе модернизации. Основные тенденции, характеризующие серьезные изменения следующие:

· Постепенное развитие сети самостоятельных начальных школ. В настоящее время самостоятельно работают 724 начальные школы, 97,7% из них приходится на сельскую местность и 438 из них – малокомплектные.

· Активное внедрение новых программ по системе развивающего обучения. Оно принципиально отличается от традиционного подхода и реализует деятельностный подход в обучении.

· Вводится обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса и с 3 класса информатики и информационных технологий как учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология». В 1045 школах уже введены изучение иностранных языков и информатики и 31% (46398 человек) младших школьников уже охвачены обучением.

· Около 65% школ используют в начальной школе 12 вариативных образовательных программ с охватом обучающихся 51% (76957 человек).

Любые изменения, касающиеся методик обучения требуют и от учителя и от школьника психических затрат, что отражается на взаимоотношениях учитель-ученик. Выстраивание новых взаимоотношений происходит в реальном учебном процессе по ходу внедрения новой технологии обучения. Большинство учителей успешно справляются с этой трудной задачей, и начальная школа отличается наиболее благоприятной для ребенка средой. Учителя начальной школы умеют удерживать и внимание родителей по многим учебным вопросам, а посещаемость родительских собраний, как правило, высокая.

Это является хорошей основой для учителя в профилактической деятельности с родителями. Усиление внимания родителей к успехам обучения в начальной школе, воспитанию трудолюбия и помощи в освоении новой ведущей деятельности – учению, все это - является залогом дальнейших успехов в развитии ребенка и предупреждению отклонений в личностном развитии. Упущения родительского воспитания в начальной школе являются невосполнимыми на следующих этапах развития ребенка.

Анализ состояния деятельности органов управления образованием по профилактике употребления ПАВ в Республике Татарстан, проведённый по результатам анкетирования РОО (в опросе приняли участие 29 районных отделов образования), показал, что основное внимание в работе с родителями сосредотачивалось на вредных последствиях употребления наркотиков алкоголя и табака.  

Из общего количества тем (всего 210 тем), рассматриваемых на занятиях с родителями начальной школы, 112 тем - были посвящены медицинским аспектам наркотизации населения. В содержании этих занятий родителям предоставлялась информация о происхождении наркотиков, их воздействии на человека, видах, способах употребления и признаках наркотического состояния. Проблемы психологического характера (возрастные особенности ребёнка, детско-родительские отношения) рассматривались на 21 занятии.

Вопросам воспитания ребёнка в семье (нравственное воспитание, поощрение и наказание, и т.д.) отведено 40 занятий.

Здоровый образ жизни, охрана и укрепление здоровья, вредные привычки и пути их преодоления изучались на 31 занятии.

Проблемам досуга было посвящено 6 занятий.

В качестве наиболее часто употребляемых форм работы наиболее активно использовались лекции, беседы, тренинги детско-родительского взаимодействия и программы: «Умей сказать «НЕТ» для детей.

Основные источники информации, используемые в антинаркотической работе с родителями дошкольников, составили 33 наименования. Из них: 41%- по проблеме наркозависимости, 27% - психологического содержания, 19% - педагогического, 10% посвящены здоровому образу жизни и 3% - досугу детей.

Анализ моделей профилактической работы, осуществляемой в районах республики показал:

 - В 84% районов республики реализуется медицинская модель, которая ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование родителей о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье.

- В 16% районов профилактическая работа преимущественно строится на образовательной модели, направленной на обеспечение родителей полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы их выбора при максимальной информированности.

- В 2% районов осуществляется психосоциальная модель, своей главной целью утверждающая необходимость развития у человека определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

 Обобщающим признаком первых двух моделей является то, что они решают проблему информирования родителей о самом явлении наркотизма и его причинах, однако не содержат детальных и конкретных рекомендаций о схеме превентивной антинаркотической деятельности. Задачи превентивной антинаркотической деятельности могут быть решены в процессе первичной профилактики злоупотребления ПАВ.

 

Пояснительная записка

 

Поступление ребенка в школу и начало обучения является переломным во всех сферах личности, в общении и деятельности. Адаптация к новой социальной роли, новой детской общности, другому уровню требований со стороны взрослых, смена ведущей деятельности – все это сопровождается серьезными изменениями на физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях личности ребенка. От того, насколько успешно справится ребенок с трудностями перехода и вхождением в учебную деятельность, зависит дальнейшее нормативное или ненормативное развитие всех уровней его личности. Одним из главных факторов, способствующих преодолению трудностей, являются благоприятные семейные условия воспитания и нормальные детско-родительские взаимоотношения. Нарушения в семейных условиях воспитания и в детско-родительских взаимоотношениях приводят к отклонениям в нормативном развитии личности ребенка и, как следствие, к отклоняющемуся поведению.

По выявленным тенденциям наркоситуации в Республике Татарстан продолжается омоложение наркопотребления. В составе наркопотребителей быстрыми темпами растет доля возрастной категории до 10 лет и от 10 до 12 лет. Т.е. учащиеся начальной школы попадают в категорию наркопотребителей в республике Татарстан. Проявление интереса наркоторговцев к младшим школьникам, как наиболее незащищенной и неспособной к решительному отпору возрастной категории, должно повлиять на отношение родителей к превентивным мерам в семье.

Главными мотивирующими факторами привлечения родителей к участию в программе являются:

· обсуждение путей совместного преодоления трудностей в условиях модернизации образования для создания детям успеха в учебной деятельности;

· организация родителями свободного нерискованного времени детей и повышения внимания к кругу общения ребенка со сверстниками;

· повышение компетентности и гибкости воспитательных воздействий родителей на детей в условиях быстрого взросления ребенка.

Программа реализует два этапа I уровня Концепции (для большинства родителей) и содержит две учебные программы в соответствии с возрастом детей:

· второй этап – для родителей детей 1-2-х классов школы;

· третий этап – для родителей детей 3-4-х классов школы;

Реализация работы с родителями детей группы риска осуществляется по дополнительной учебной программе:

· для родителей детей 1-4-х классов группы риска;

Выделение программ по уровням позволяет разграничить сферы ответственности и компетентности работников школы в проведении профилактической работы с родителями:

· первый уровень – проводят классные руководители с привлечением необходимых специалистов;

·  второй уровень – проводят педагоги-психологи при активном взаимодействии с классными руководителями и привлечением необходимых специалистов.

Общешкольные профилактические мероприятия с родителями могут проводиться параллельно и отдельная тематика занятий с родителями, по усмотрению администрации школы, может выводиться на эти мероприятия.

В программе представлены учебные программы по повышению квалификации педагогов и педагогов-психологов. Особенностью этих программ является разделение на этапы. Прохождение классными руководителями и педагогами-психологами обучения первого этапа (36 часов) уже позволит начать внедрение профилактической программы на основе новых подходов и методов работы.

Изменение профилактической работы с узкой антинаркотической пропаганды - на реальную помощь в воспитании успешного человека, является той основой, на которой могут возникнуть доверительные отношения классного руководителя и родителя, повысится доверие к школе и мотивация родителей к активному сотрудничеству с классным руководителем. Специфические (информационно–медицинские) воздействия на родителей могут проводиться во время встреч со специалистами. Они, безусловно, необходимы, но недостаточны, т.к. проблема профилактики приема ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, потому что не устраняются причины, порождающие мотивацию к приему ПАВ.

 

 

2.3. Программа работы с родителями 1-2-х классов для педагогов

 

2.3.1.Основные положения программы

 

Стратегия программ I уровня. Программы опираются на основные положения Концепции и подходы к предупреждению употребления наркотиков наркомании среди детей и подростков. В центре находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

В работе с родителями решаются три проблемы:

· Понимание родителем объективной ситуации и ошибок в семейном воспитании и социализации личности ребенка.

· Принятие на себя ответственности за аномалии детско-родительских отношений и ответственности за выход из кризисной ситуации.

· Создание мотивации к самоизменению, коррекции отношений, работе над собственными внутриличностными конфликтами.

 Работа с родителями предполагает реализацию двух основных направлений:

· воспитательного (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения);

· образовательного (освоение основных приемов организации семейной профилактики).

Особую роль в работе с родителями играет педагогическая культура и воспитательная состоятельность классного руководителя. Нахождение правильной общей педагогической позиции педагога и родителя по отношению к ребенку является тем ресурсом развития, на основании которого возникает взаимное доверие и сотрудничество. Согласованность представлений и педагогических воздействий классного руководителя и родителя на ребенка является ресурсом развития ребенка.

Основные цели классного руководителя. Основными целями классного руководителя в профилактической работе с родителями являются:

· формирование отрицательных установок родителя к курению своих детей, употреблению ими алкогольных напитков и первых проб наркотиков;

· формирование личной ответственности родителей за свое поведение и поведение своих детей;

· активизация семейных факторов защит и факторов развития ребенка для воспитания успешного гражданина общества, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ.

Основные задачи классного руководителя. Основные задачи классного руководителя в профилактической работе с родителями:

· актуализировать познавательный интерес родителей в предупреждении аддиктивного поведения своих детей;

· повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту;

· активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;

· активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю.

Формы работы с родителями:

· информационно-рецептивные (мини-лекции, беседы);

· интерактивные формы (деловые игры, ролевые игры, упражнения, дискуссии, ток-шоу, свободный микрофон и др.);

· индивидуальное и групповое семейное консультирование.                              

Ожидаемый результат. Результатом работы классного руководителя является:

· активизация и вовлечение родительской общественности в профилактическую деятельность;

· формирование негативного отношения родителей к алкоголизации и наркотизации, в которой растет и общается их ребенок;

· повышение воспитательного потенциала семьи;

· создание «банка данных» для генерирования и отбора творческих идей по пропаганде здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений в семье.

Срок реализации программы. Полный срок реализации программ с учетом этапов - 4 года. Учитывая цикличность содержания программ, возможна одновременность их внедрения со сроком реализации 2 года (по 5 занятий с родителями в год) или 1 год (по 10 занятий с родителями в год).

Участники программы: родители, педагогический коллектив образовательного учреждения: классные руководители, педагоги-психологи и другие специалисты школы.

2.3.2. Тематический план и содержание тем программы

 

Программа предназначена для реализации второго этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится учителем начальной школы с привлечением необходимых специалистов школы.

После прохождения программы у родителей сформируются:

· понимание рисков, связанных с дезадаптацией детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;

· знание ресурсов семьи по снижению рисков и создания развивающих условий своим детям;

· мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы по предупреждению трудностей в обучении и дезадаптации.

Тематический план занятий с родителями

№№ п/п Темы занятий Всего час
Особенности современной школы и современных требований к школьникам 2
2 Психическое развитие и формирование личности младшего школьника 2
3 Первые трудности обучения 2
4 Мальчики и девочки учатся по-разному 2
5 У нас такие дети, каких мы заслуживаем 2
6 Отношения в семье как основа взаимопонимания 2
7 У здоровых родителей – здоровые дети 2
8 Выбираем досуг на здоровье себе и детям 2
9 Современная действительность и нравственно-духовное воспитание в семье 2
10 Много ли человеку нужно для счастья? 2

Содержание тем программы



2019-08-13 252 Обсуждений (0)
ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)