Функционально-организационная модель Концепции
Системный подход в профилактической работе с родителями в образовательных учреждениях позволяет выделить ряд направлений, структурирующих их деятельность: 1. Содержательное направление включает: содержание профилактических программ с учетом возрастных особенностей детей, формы и методы занятий с родителями. 2. Социально-педагогическое направление включает: содержание программ по уровням, адресованных различным целевым группам родителей. 3. Программно-структурное направление включает: содержание программ для специалистов (педагог-психолог, классный руководитель). 4. Направление кадрового обеспечения включает: содержание программ повышения квалификации специалистов, (организаторы профилактической работы в районе, ответственные за профилактическую работу в школе, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги). 5. Организационно-политическое направление включает: разработку собственных программ образовательными учреждениями с учетом специфики учреждения, коррекцию действующих профилактических программ, согласно постановке новых целей по воспитанию успешного человека, доработку действующих программ работы с семьей на предмет включения профилактического содержания. 6. Экономическое направление включает: определение источников финансирования реализации профилактической работы с родителями (бюджетных, целевых, внебюджетных, частных). 7. Управленческое направление включает: управление взаимодействием всех специалистов внутри образовательного учреждения, работающих с семьей и учреждений здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов. Применение системного подхода к разработке программы профилактической работы с родителями позволяет осуществить вариативность и выделить структурирующие части: I Уровень - большинство родителей: 1. Базовая часть содержания первичной профилактической программы содержит 7 этапов и предназначена для работы с родителями образовательных учреждений на родительских собраниях, конференциях (по параллелям) и может реализовываться на протяжении всего цикла обучения ребенка в системе образования. 2. Вариативная часть содержания программы первичной профилактики для родителей определяется образовательным учреждением и включается в план работы специалистов и реализуется на классных родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях у педагогов-психологов, социальных педагогов. 3. Дополнительная часть содержания программы первичной профилактики для родителей углубляется образовательным учреждением и реализуется через клубные формы работы, родительский всеобуч (с выдачей сертификатов родителям), учреждения дополнительного образования. 4. Школьная часть содержания программы первичной профилактики для родителей дорабатывается специалистами конкретного образовательного учреждения с учетом: - наркоситуации в месте расположения образовательного учреждения, ситуации с аддиктивным поведением учащихся в этом образовательном учреждении; - расположения школы (сельская, городская, поселковая и т.д.); - особенностей контингента родителей (национальные, возрастные, образовательные, профессиональные особенности, и.д.), соотношения между благополучными и дисфункциональными семьями; - специфики школы (общеобразовательная, гимназия, лицей, малокомплектная и т.д.); - наличием специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.); Применение системного подхода к содержанию профилактических программ с родителями позволяет осуществить преемственность программ по ступеням образования и выделения этапов работы: Этап 1 – родители детей старшей и подготовительной группы ДОУ; Этап 2 – родители детей 1-х и 2-х классов школы; Этап 3 – родители детей 3-х и 4-х классов школы; Этап 4 – родители детей 5-х и 6-х классов школы; Этап 5 - родители детей 7-х и 8-х классов школы; Этап 6 - родители детей 9-х – 11-х классов школы; Этап 7 – родители детей обучающихся в УНПО. II Уровень – для родителей детей группы риска. 1. Базовая часть содержания профилактической работы предназначена для работы с родителями детей группы риска, прошедшими I уровень обучения, для углубления специфических знаний. 2. Вариативная часть адаптируется образовательным учреждением с учетом специфики группы риска. Преемственность программ осуществляется по ступеням образования по следующим этапам: Этап 1 – родители детей группы риска (ДОУ); Этап 2 – родители детей группы риска (начальная школа); Этап 3 – родители детей группы риска (5-8 классы школы); Этап 4 – родители детей группы риска (9-11 классы школы); Этап 5 – родители учащихся группы риска (УНПО). Уровни программ, целевые группы родителей и исполнители представлены в табл.1 Таблица 1 Профилактические программы для родителей | ||||||||||||||
Уровень программы | Целевые группы | Этапы работы | Программы для контингента детей родителей | Основные исполнители программы | ||||||||||
|
I уровень | Большинство родителей в учебной группе, классе, желающих пройти обучение по программе
| Этап 1 | ДОУ | Учителя, воспитатели, классные руководители, педагоги УНПО | |||||||||
Этап 2 | 1-2 классы школ | |||||||||||||
Этап 3 | 3-4 классы школ | |||||||||||||
Этап 4 | 5-6 классы школ | |||||||||||||
Этап 5 | 7-8 классы школ | |||||||||||||
Этап 6 | 9-11 классы школ | |||||||||||||
Этап 7 | учащиеся УНПО | |||||||||||||
|
II уровень | Родители детей группы риска
| Этап 1 | ДОУ | Педагоги-психологи, социальные педагоги | |||||||||
Этап 2 | Начальная школа | |||||||||||||
Этап 3 | 5-8 классы школ | |||||||||||||
Этап 4 | 9-11 классы школ | |||||||||||||
Этап 5 | учащиеся УНПО | |||||||||||||
III уровень | Индивидуальная работа с семьей | Педагоги-психологи, психологи центров, работающих с семьей |
III Уровень – осуществляется в индивидуальной работе с семьей при наличии специалистов в образовательных учреждениях. В Концепции специальные программы с родителями этого уровня не рассматривались, но образовательное учреждение на основе положений Концепции «Путь к успеху» может разработать собственные программы по третичной профилактике для индивидуальной работы с семьей.
Применение системного подхода по отношению к реализации профилактической программы с родителями позволяет объединить ее исполнителей в единую команду с едиными целями, каждый из которых имеет свои задачи:
Администрация образовательного учреждения:
- инициирует создание рабочей группы для реализации профилактической работы с родителями (для анализа ресурсов школы; для адаптации программы с учетом особенностей образовательного учреждения; для анализа других действующих профилактических программ и обеспечения единства; для разработки плана мероприятий; для определения исполнителей и т.д.);
- включает профилактическую работу с родителями в планы (школы, методических объединений, педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, клубов для родителей, педагогов дополнительного образования и др.);
- организует тематические педсоветы; привлекает родительские комитеты и попечительский совет к обсуждению содержания и плана реализации профилактической работы с родителями;
- приглашает необходимых специалистов;
- направляет на курсы повышения квалификации или организует их проведение в образовательном учреждении с приглашением специалистов;
- контролирует ход выполнения профилактической программы;
- организует проведение оценки эффективности, анализа и обсуждение результатов профилактических мероприятий;
Педагоги:
- проводят анкетирование родителей;
- информируют родителей о профилактической программе и мотивируют их участие;
- участвуют в проведении мероприятий с родителями;
- проводят занятия с родителями по профилактической программе;
- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий.
Педагоги-психологи:
- проводят занятия с родителями по профилактической программе;
- проводят групповые и индивидуальные консультации с родителями, выявляют проблемные семьи и формируют мотивацию запроса на профилактическую работу с семьей;
- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий;
Социальные педагоги:
- проводят занятия с родителями по профилактической программе;
- проводят индивидуальные и групповые беседы с родителями детей «группы риска» и мотивируют их на участие в профилактической программе;
- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий.
Стратегические цели классных руководителей при работе с родителями представлены в табл. 2. Особенностью стратегии является преемственность и добавление новых целей в каждый этап профилактической работы с родителями класса.
Таблица 2
№ п/п | Этап | Цели этапа |
1. | Все этапы | - актуализировать познавательный интерес родителей в предупреждении аддиктивного поведения своих детей; - сформировать паттерны эффективного взаимодействия родителей и детей адекватные возрасту ребенка; - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту; - сформировать ответственное поведение родителя за судьбу своего ребенка; - мотивировать родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни; |
2. | Этап 2 - 1-2 классы | - мотивировать родителя на формирование у ребенка антитабачных, антиалкогольных установок |
3. | Этап 3 - 3-4 классы | - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю. |
4. | Этап 4 - 5-6 классы | - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю. |
5. | Этап 5 - 7-8 классы | - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ, своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю, оказание помощи ему в организации контролируемого свободного времени |
6. | Этап 6 - 9-11 классы | - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю, оказание помощи ему в жизненном самоопределении |
7. | Этап 7 - УНПО | - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю, оказание помощи в построении нормального жизненного пути |
Стратегические цели педагогов-психологов при работе с родителями представлены в табл. 3. Особенностью стратегии является преемственность и добавление новых целей в каждом этап профилактической работы с родителями группы риска (в зависимости от возраста детей).
Таблица 3
№ п/п | Этап | Цели этапа |
1. | Все этапы | - повышение ответственности родителя в профилактической работе с ребенком, своевременной коррекции поведения и отклонений в развитии; - формирование ресурсов семьи на обеспечение успешного развития ребенка и формирования у него социально-нормативного жизненного стиля; - формирование родителем внутренней мотивации ребенка к ЗОЖ, негативного отношения к курению, алкогольным напиткам и вредным для здоровья веществам; - создание родителями необходимых условий для нормального развития ребенка и своевременной коррекции отклонений; - формирование личной ответственности родителей за свое поведение и поведение своих детей; - активизация семейных факторов защит и факторов развития ребенка для воспитания успешного гражданина общества, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ. |
2. | Этап 2 - Начальная школа | - повышение ответственности родителя в профилактической работе с ребенком и своевременной коррекции вредных привычек; - формирование отрицательных установок родителя к курению своих детей, употреблению ими алкогольных напитков и первых проб наркотиков; |
3. | Этапы 3, 4 - 5-8 классы; 9-11 классы | - формирование родителем внутренней мотивации ребенка к отказу от курения, приема алкогольных напитков и приема наркотиков. |
4. | Этап 5 - УНПО | - формирование негативного отношения родителей к возможной алкоголизации и наркотизации своего ребенка и на основе этого своевременной коррекции детско-родительских взаимоотношений и климата в семье; |
Содержание направлений базовой профилактической Программы
Базовая программа первичной профилактики содержит тот необходимый минимум, который позволит в дальнейшем продолжить работу с родителями по их запросу в рамках клубных форм, родительского всеобуча, дополнительных услуг и т.д. Выделение направлений позволяет четко обозначить необходимое содержание для антинаркотической работы с родителями.
Она реализуется по следующим направлениям:
1. Мотивационное направление. Цель - мотивация родителей к участию в Программе. В содержание входит:
· информация образовательного учреждения об его особенностях, знакомство со специалистами, осуществляющими работу с родителями;
· информация о дополнительных услугах для детей и родителей;
· презентация Программы «Путь к успеху»;
· анкетирование родителей по выявлению запроса на сотрудничество в области воспитания и обучения детей.
2. Психологическое направление. Цель - повысить компетентность родителей в индивидуальных особенностях своих детей. Включает материал по возрастным особенностям детей, факторам риска возраста, особенностям детско-родительских и детско-детских взаимоотношений, факторам успеха в учебной и вне учебной деятельности.
3. Педагогическое направление. Цель – повысить компетентность родителей в воспитании своих детей. Включает материал по стилям воспитания, методам воспитания, видам воспитания, методам самовоспитания, родительским ролям.
4. Социально-правовое направление. Цель – познакомить родителей с законодательством об ответственности за правонарушения детей. Включает необходимый материал по семейному, гражданскому и уголовному законодательству.
5. Профилактическое направление. Цель – повысить компетентность родителей в области профилактических мероприятий в семье. Включает материал по профилактике курения, алкоголя, наркомании.
6. Развивающее направление. Цель – мотивация родителей к саморазвитию. Включает практический материал и задания для самостоятельной работы родителя.
Построение содержания программ по уровням образования имеет следующие особенности:
· спираль, цикличность и восхождение от простого - к сложному (в формах работы, в усложнении тематики, в усложнении проблематики);
· выделение факторов риска (обсуждаются в каждой теме);
· выделение факторов защиты, ресурсов развития и факторов успеха (обсуждаются в каждой теме);
· мотивационно-активизирующий родителей этап включен в каждую тему.
Такое построение содержания программ позволяет начать профилактическую работу с родителями с любого этапа (возраста), с дополнением необходимого содержательного материала из предыдущих этапов.
2019-08-13 | 206 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Функционально-организационная модель Концепции |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы