Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функционально-организационная модель Концепции



2019-08-13 206 Обсуждений (0)
Функционально-организационная модель Концепции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Системный подход в профилактической работе с родителями в образовательных учреждениях позволяет выделить ряд направлений, структурирующих их деятельность:

1. Содержательное направление включает: содержание профилактических программ с учетом возрастных особенностей детей, формы и методы занятий с родителями.

2. Социально-педагогическое направление включает: содержание программ по уровням, адресованных различным целевым группам родителей.

3. Программно-структурное направление включает: содержание программ для специалистов (педагог-психолог, классный руководитель).

4. Направление кадрового обеспечения включает: содержание программ повышения квалификации специалистов, (организаторы профилактической работы в районе, ответственные за профилактическую работу в школе, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги).

5. Организационно-политическое направление включает: разработку собственных программ образовательными учреждениями с учетом специфики учреждения, коррекцию действующих профилактических программ, согласно постановке новых целей по воспитанию успешного человека, доработку действующих программ работы с семьей на предмет включения профилактического содержания. 

6. Экономическое направление включает: определение источников финансирования реализации профилактической работы с родителями (бюджетных, целевых, внебюджетных, частных).

7. Управленческое направление включает: управление взаимодействием всех специалистов внутри образовательного учреждения, работающих с семьей и учреждений здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов.

Применение системного подхода к разработке программы профилактической работы с родителями позволяет осуществить вариативность и выделить структурирующие части:

I Уровень - большинство родителей:

1. Базовая часть содержания первичной профилактической программы содержит 7 этапов и предназначена для работы с родителями образовательных учреждений на родительских собраниях, конференциях (по параллелям) и может реализовываться на протяжении всего цикла обучения ребенка в системе образования.

2. Вариативная часть содержания программы первичной профилактики для родителей определяется образовательным учреждением и включается в план работы специалистов и реализуется на классных родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях у педагогов-психологов, социальных педагогов.

3. Дополнительная часть содержания программы первичной профилактики для родителей углубляется образовательным учреждением и реализуется через клубные формы работы, родительский всеобуч (с выдачей сертификатов родителям), учреждения дополнительного образования.

4. Школьная часть содержания программы первичной профилактики для родителей дорабатывается специалистами конкретного образовательного учреждения с учетом:

- наркоситуации в месте расположения образовательного учреждения, ситуации с аддиктивным поведением учащихся в этом образовательном учреждении;

- расположения школы (сельская, городская, поселковая и т.д.);

- особенностей контингента родителей (национальные, возрастные, образовательные, профессиональные особенности, и.д.), соотношения между благополучными и дисфункциональными семьями;

- специфики школы (общеобразовательная, гимназия, лицей, малокомплектная и т.д.);

- наличием специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.);

Применение системного подхода к содержанию профилактических программ с родителями позволяет осуществить преемственность программ по ступеням образования и выделения этапов работы:

Этап 1 – родители детей старшей и подготовительной группы ДОУ;

Этап 2 – родители детей 1-х и 2-х классов школы;

Этап 3 – родители детей 3-х и 4-х классов школы;

Этап 4 – родители детей 5-х и 6-х классов школы;

Этап 5 - родители детей 7-х и 8-х классов школы;

Этап 6 - родители детей 9-х – 11-х классов школы;

Этап 7 – родители детей обучающихся в УНПО.

II Уровень – для родителей детей группы риска.

1. Базовая часть содержания профилактической работы предназначена для работы с родителями детей группы риска, прошедшими I уровень обучения, для углубления специфических знаний.

2. Вариативная часть адаптируется образовательным учреждением с учетом специфики группы риска.

Преемственность программ осуществляется по ступеням образования по следующим этапам:

Этап 1 – родители детей группы риска (ДОУ);

Этап 2 – родители детей группы риска (начальная школа);

Этап 3 – родители детей группы риска (5-8 классы школы);

Этап 4 – родители детей группы риска (9-11 классы школы);

Этап 5 – родители учащихся группы риска (УНПО).

Уровни программ, целевые группы родителей и исполнители представлены в табл.1

Таблица 1

Профилактические программы для родителей

Уровень программы Целевые группы Этапы работы Программы для контингента детей родителей Основные исполнители программы

 

I уровень

Большинство родителей в учебной группе, классе, желающих пройти обучение по программе

 

Этап 1  ДОУ

Учителя, воспитатели, классные руководители, педагоги УНПО

Этап 2 1-2 классы школ
Этап 3 3-4 классы школ
Этап 4 5-6 классы школ
Этап 5 7-8 классы школ
Этап 6 9-11 классы школ
Этап 7 учащиеся УНПО

 

II уровень

Родители детей группы риска

 

Этап 1 ДОУ

Педагоги-психологи,

социальные педагоги

Этап 2 Начальная школа
Этап 3 5-8 классы школ
Этап 4 9-11 классы школ
Этап 5 учащиеся УНПО
  III уровень Индивидуальная работа с семьей       Педагоги-психологи, психологи центров, работающих с семьей

 

III Уровень – осуществляется в индивидуальной работе с семьей при наличии специалистов в образовательных учреждениях. В Концепции специальные программы с родителями этого уровня не рассматривались, но образовательное учреждение на основе положений Концепции «Путь к успеху» может разработать собственные программы по третичной профилактике для индивидуальной работы с семьей.

Применение системного подхода по отношению к реализации профилактической программы с родителями позволяет объединить ее исполнителей в единую команду с едиными целями, каждый из которых имеет свои задачи:

Администрация образовательного учреждения:

- инициирует создание рабочей группы для реализации профилактической работы с родителями (для анализа ресурсов школы; для адаптации программы с учетом особенностей образовательного учреждения; для анализа других действующих профилактических программ и обеспечения единства; для разработки плана мероприятий; для определения исполнителей и т.д.);

- включает профилактическую работу с родителями в планы (школы, методических объединений, педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, клубов для родителей, педагогов дополнительного образования и др.);

- организует тематические педсоветы; привлекает родительские комитеты и попечительский совет к обсуждению содержания и плана реализации профилактической работы с родителями;

- приглашает необходимых специалистов;

- направляет на курсы повышения квалификации или организует их проведение в образовательном учреждении с приглашением специалистов;

- контролирует ход выполнения профилактической программы;

- организует проведение оценки эффективности, анализа и обсуждение результатов профилактических мероприятий;

Педагоги:

- проводят анкетирование родителей;

- информируют родителей о профилактической программе и мотивируют их участие;

- участвуют в проведении мероприятий с родителями;

- проводят занятия с родителями по профилактической программе;

- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий.

Педагоги-психологи:

- проводят занятия с родителями по профилактической программе;

- проводят групповые и индивидуальные консультации с родителями, выявляют проблемные семьи и формируют мотивацию запроса на профилактическую работу с семьей;

- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий;

Социальные педагоги:

- проводят занятия с родителями по профилактической программе;

- проводят индивидуальные и групповые беседы с родителями детей «группы риска» и мотивируют их на участие в профилактической программе;

- участвуют в проведении оценки эффективности, анализе и обсуждении результатов профилактических мероприятий.

Стратегические цели классных руководителей при работе с родителями представлены в табл. 2. Особенностью стратегии является преемственность и добавление новых целей в каждый этап профилактической работы с родителями класса.  

Таблица 2

№ п/п Этап Цели этапа
1. Все этапы - актуализировать познавательный интерес родителей в предупреждении аддиктивного поведения своих детей; - сформировать паттерны эффективного взаимодействия родителей и детей адекватные возрасту ребенка; - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту; - сформировать ответственное поведение родителя за судьбу своего ребенка; - мотивировать родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;
2. Этап 2 - 1-2 классы - мотивировать родителя на формирование у ребенка антитабачных, антиалкогольных установок
3. Этап 3 - 3-4 классы - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю.
4. Этап 4 - 5-6 классы - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю.
5. Этап 5 - 7-8 классы - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ, своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю, оказание помощи ему в организации контролируемого свободного времени
6. Этап 6 - 9-11 классы - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю, оказание помощи ему в жизненном самоопределении
7. Этап 7 - УНПО - активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к табаку и алкоголю, оказание помощи в построении нормального жизненного пути

Стратегические цели педагогов-психологов при работе с родителями представлены в табл. 3. Особенностью стратегии является преемственность и добавление новых целей в каждом этап профилактической работы с родителями группы риска (в зависимости от возраста детей).  

Таблица 3

№ п/п Этап Цели этапа
1. Все этапы - повышение ответственности родителя в профилактической работе с ребенком, своевременной коррекции поведения и отклонений в развитии; - формирование ресурсов семьи на обеспечение успешного развития ребенка и формирования у него социально-нормативного жизненного стиля; - формирование родителем внутренней мотивации ребенка к ЗОЖ, негативного отношения к курению, алкогольным напиткам и вредным для здоровья веществам;  - создание родителями необходимых условий для нормального развития ребенка и своевременной коррекции отклонений; - формирование личной ответственности родителей за свое поведение и поведение своих детей; - активизация семейных факторов защит и факторов развития ребенка для воспитания успешного гражданина общества, ориентированного на ЗОЖ и не нуждающегося в приеме ПАВ.
2. Этап 2 - Начальная школа - повышение ответственности родителя в профилактической работе с ребенком и своевременной коррекции вредных привычек; - формирование отрицательных установок родителя к курению своих детей, употреблению ими алкогольных напитков и первых проб наркотиков;
3. Этапы 3, 4 -  5-8 классы; 9-11 классы - формирование родителем внутренней мотивации ребенка к отказу от курения, приема алкогольных напитков и приема наркотиков.
4. Этап 5 - УНПО - формирование негативного отношения родителей к возможной алкоголизации и наркотизации своего ребенка и на основе этого своевременной коррекции детско-родительских взаимоотношений и климата в семье;

Содержание направлений базовой профилактической Программы

Базовая программа первичной профилактики содержит тот необходимый минимум, который позволит в дальнейшем продолжить работу с родителями по их запросу в рамках клубных форм, родительского всеобуча, дополнительных услуг и т.д. Выделение направлений позволяет четко обозначить необходимое содержание для антинаркотической работы с родителями.

Она реализуется по следующим направлениям:

1. Мотивационное направление. Цель - мотивация родителей к участию в Программе. В содержание входит:

· информация образовательного учреждения об его особенностях, знакомство со специалистами, осуществляющими работу с родителями;

· информация о дополнительных услугах для детей и родителей;

· презентация Программы «Путь к успеху»;

· анкетирование родителей по выявлению запроса на сотрудничество в области воспитания и обучения детей. 

2. Психологическое направление. Цель - повысить компетентность родителей в индивидуальных особенностях своих детей. Включает материал по возрастным особенностям детей, факторам риска возраста, особенностям детско-родительских и детско-детских взаимоотношений, факторам успеха в учебной и вне учебной деятельности.

3. Педагогическое направление. Цель – повысить компетентность родителей в воспитании своих детей. Включает материал по стилям воспитания, методам воспитания, видам воспитания, методам самовоспитания, родительским ролям.

4. Социально-правовое направление. Цель – познакомить родителей с законодательством об ответственности за правонарушения детей. Включает необходимый материал по семейному, гражданскому и уголовному законодательству.

5. Профилактическое направление.  Цель – повысить компетентность родителей в области профилактических мероприятий в семье. Включает материал по профилактике курения, алкоголя, наркомании.

6. Развивающее направление. Цель – мотивация родителей к саморазвитию.  Включает практический материал и задания для самостоятельной работы родителя.

Построение содержания программ по уровням образования имеет следующие особенности:

· спираль, цикличность и восхождение от простого - к сложному (в формах работы, в усложнении тематики, в усложнении проблематики);

· выделение факторов риска (обсуждаются в каждой теме);

· выделение факторов защиты, ресурсов развития и факторов успеха (обсуждаются в каждой теме);

· мотивационно-активизирующий родителей этап включен в каждую тему.

Такое построение содержания программ позволяет начать профилактическую работу с родителями с любого этапа (возраста), с дополнением необходимого содержательного материала из предыдущих этапов.

 



2019-08-13 206 Обсуждений (0)
Функционально-организационная модель Концепции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функционально-организационная модель Концепции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)