Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды информации в тексте



2019-08-13 875 Обсуждений (0)
Виды информации в тексте 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когнитивная ( познавательная, референциальная) информация – объективные сведения о внешнем мире и о человеке, если он предстает как объект объективного рассмотрения. Наличие трех параметров когнитивной информации: объективности, абстрактности и плотности (компрессивности).

Объективность – она выражается с помощью языковых средств различного уровня.

На уровне текста характерна атем поральность, она выражается с помощью форм презенса глагола. Атемпоральность представляет информацию как «вечную», вневременную, хотя, разумеется, не полагает ее «абсолютной истиной». Преобладает модальность реальности (выражаемая формами индикатива глагола), которая может дополняться модальностью вероятности в рамках клишированных языковых средств, оформляющих научную гипотезу.

На уровне предложения – нейтральный, преимущественно прямой порядок слов, исключающий эмоциональность и соответ-ствующий «простому» тема-рематическому членению (1. тема;
2. рема) и ясной логической схеме субъект-пре дикат-объект. Характерна неличная семантика субъекта (подлежащего). Она выражается либо с помощью безличных и неопределенно-личных подлежащих, либо с помощью подлежащих, выраженных существи-тельными абстрактного или конкретного неличного значения (преимущественно терминами). С такой спецификой подлежащего согласуется пассивность действия по отношению к субъекту, которая оформляется с помощью глагольных форм пассива и других лексико-грамматических средств со значением пассивности.

На уровне слова объективность обеспечивают термины - это особый слой лексики, для которого характерны однозначность, эмоциональная неокрашенность (нейтральность) и независимость от контекста (внеконтекстуальность). Фон – нейтральная литера-турная норма языка, представленная лексикой общенаучного описания. Целый ряд слов, относящихся к лексике общенаучного описания, обладает фондом семантически и стилистически равно--правных синонимических вариантов.

Абстрактность, а точнее, повышенная степень абстракт-ности: логический принцип построения текста, проявляющий себя в сложности и разнообразии логических структур синтаксиса. Это различные виды сочинительной и подчинительной связи, причастные обороты, инфинитивные группы. Логическая схема харак теризуется полнотой, что проявляется в полносоставности предложения и отсутствии эллипсиса. Широкий диапазон дублирующих возможностей передачи логических отношений: так, определительные отношения могут выражаться с по мощью согласованного определения, генитивного определения, сложного слова, определительного придаточного. Логический принцип реализуется также в предельной степени экспликации формаль ных средств когезии текста.

На уровне слова абстрактность проявляется в обилии и разнооб разии используемых словообразовательных моделей с абстрактной семантикой. Симптоматична также тенденция к выражению процес са через существительное и к одновременной десемантизации гла гольных компонентов. Это приводит к преобладанию существитель ных в таких текстах и возникновению номинативного стиля.

Плотность (компрессивность) - это уникальный параметр, свойственный только когнитивной информации. Он заключается в тенденции к сокращению линейной (горизонтальной) и вертикальной протяженности языкового кода при оформлении текста. Существуют разнообразные средства компрессивности: лексические сокращения разных типов (аббревиатуры, сложно-сокращенные слова и пр.); компрессирующие знаки пунктуации - скобки и двоеточие; использование при оформлении текста компонентов других знаковых систем - цифрового кода, символов, формул; применение графических и других изобразительных средств - схем, графиков, условных рисунков, фотографий и т. п.

Отметим, что плотность, свойственная когнитивной инфор-мации, не означает неполноты информации, а представляет собой ее «сжатие».

ОПЕРАТИВНАЯ (апеллятивная) ин формация – это побуж-дение (призыв) к совершению определенных действий. Языковыми средствами оформления этого вида информации являются побудительные средства разного рода: все формы глагольного императива, инфинитив со значением императивности, модальные глаголы, глагольные конструкции со значением возможности и необходимости, модальные слова, конъюнктив, сослагательное наклонение. Значение императивности может подчеркиваться лексическими усилителями-интенсификаторами (напр., в рус. яз.: всегда, никогда, обязательно и т.п.). Оформление этих основных средств оперативной информации в тексте чаще всего сопровож-дается нейтральным фоном лексики и нейтральным (не эмо цио-нальным) порядком слов. Это наблюдение позволяет сделать вывод о том, что оперативная информация эффективнее передастся в нейтральном лексико-грамматическом обрамлении.

На синтаксическом уровне для оперативной информации характерны простые полносоставные предложения малого и среднего объема.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ информация служит для передачи эмоций (чувств) в процессе коммуникации. По своим типологи-ческим признакам этот вид информации во многом представляет собой противоположность когнитивной информации.

Ведущий признак – субъек тивность. Она выражается с помощью самых разнообразных языковых средств. Темпораль-ность представлена разрядами настоящего, прошедшего и будущего времени и выражается в каждом языке с помощью соответствующих форм. Преобладающей формой модальности при оформлении субъективности является модальность реальности, но вполне вероятна и модальность возможности, предполо-жительности, сомнения - одним словом, нереальности; для этого используется целый спектр средств: сослагательное наклонение, глагольные конструкции с модальным значением, модальные слова и т. п.

На уровне предложения - преобладание личного подлежащего, разнообразие лица подлежащего (1, 2, 3-е лицо); преобладание активного залога при оформлении сказуемого; сложную структуру актуального членения и, соответственно, разнообразие порядка слов, в том числе и его отклонение от литературной нормы; неполноту структуры предложения (эллипсис), которая восполняется ситуативным контекстом; парцелляцию; наличие односоставных предложений.

Специфичны и лексические средства, отражающие субъектив-ность эмоциональной информации. Это – широчайшая палитра средств, способных передавать вес нюансы настроений и эмоций человека: 1) вненормативная лексика, в том числе и относящаяся к социальным вариантам языка, просторечие, ругательства, табуи-рованная лексика, жаргонизмы, профессионализмы, лексика высокого стиля; 2) территориальные варианты лексики: диалектизмы; 3) диа хронические варианты: архаизмы, историзмы, неологизмы, модные слова. Подавляющее большинство лекси-ческих единиц этих групп содержит эмоционально-оценочные коннотации. Встречается здесь и специализированная лексика, передающая эмоции: междометия.

Конкретность – еще одна значимая черта эмоциональной информации. Она проявляется и в привязке содержания к конкрет-ному времени и в преобладании лексики, организованной по словообразовательным моделям, и в обилии семантически полно-ценных глаголов. В организации текстового единства эмоциональная информация заявляет о себе малой эксплицированностью средств когезии; преобладает ассоциативный принцип соединения отдель-ных предложений в единое целое.

Эмоциональная информация чужда каким-либо обобщениям. Абстрактность для нее не характерна, но абстрактность и обобще-ние, типизация – не одно и то же. Для оформления эмоциональной информации характерна образность. Фразеологизмы, пословицы, клишированные метафоры, сравнения и т.п. позволяют ассоциа-тивно обобщить информацию, образно сопоставить ее с другой, уже известной реципиенту. Сюда же относятся разного рода цитаты, а также различные виды текстовых алгоритмов (стилизации). Все эти средства - как образные, так и цитатные и алгоритмические - можно объединить в понятии интертекстуализмов.

Однако сама по себе эмоциональная информация неоднородна, как многообразны, неоднородны и сами эмоции - и включает один подвид, который специализируется па оформлении чувства прекрас ного; этот подвид можно назвать ЭСТЕТИЧЕСКОЙ информацией. Эстетическую информацию необходимо рассмат-ривать отдельно, поскольку, обладая всеми признаками эмоцио-нальной информации, она специализируется на передаче чувств, возникающих от средств оформления ее самой, тех чувств, которые пробуждает в человеке словесное искусство. Это тот редкий случай, когда текст является не только средством передачи информации, но и объектом этой информации. Игра сочетаниями слов, причудливое сочетание смысла и формы служат основой для эстетической информации.

Итак, для текста характерны четыре вида информации. Текст редко заключает в себе один вид информации в чистом виде. Как правило, в тексте присутствует сочетание нескольких видов информации.


П Р И Л О Ж Е Н И Е  2



2019-08-13 875 Обсуждений (0)
Виды информации в тексте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды информации в тексте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)