Расчет посадок с зазором
Посадки с гарантированным зазором имеют широкое применение. В подвижных соединениях зазор обеспечивает свободу перемещения сопрягаемых деталей относительно друг друга, размещение слоя смазки между трущимися поверхностями, компенсацию температурных деформаций, величину отклонений формы и расположения поверхностей, погрешностей сборки и т. п. На основе гидродинамической теории смазки подлежат расчету посадки с зазором в ответственных подвижных соединениях, требующих работы в условиях жидкостного трения (например – подшипники скольжения). Пример – для подвижного соединения 1 – 2 (рис. 2.1) рассчитать и подобрать посадку. Обеспечить свободу перемещения сопрягаемых деталей относительно друг друга, размещение слоя смазки между трущимися поверхностями, компенсацию температурных деформаций. Исходные данные для расчета приведены в таблице 5 Таблица 5 Обозначения заданных параметров и нагрузок
Рис. 2.1. Схема соединения вала с вкладышем и зубчатым колесом
В данном случае втулка поз. 2 является подшипником скольжения (вкладышем). Исходные данные для расчета приведены в табл. 5. Остальные данные назначаются по условиям, обеспечивающим указанный в задании режим работы. Основными эксплуатационными требованиями к подшипникам скольжения являются: - износостойкость деталей; - точность центрирования; - надежность и долговечность работы. Эти требования лежат в основе расчета посадок с зазором. На рисунке 2.2 показаны геометрические параметры цапфы и вкладыша и схемы расположения зазоров в подшипнике скольжения в состоянии покоя (рис. 2.2а) и в рабочем режиме (рис. 2.2б). а) б)
Рис. 2.2. Схемы положения цапфы вала и подшипника скольжения: а – в состоянии покоя, б – в рабочем режиме
Задачей расчета является определение оптимального зазора S опт, наибольшего Smax , и наименьшего Smin зазоров, обеспечивающих условие жидкостного трения в подшипнике (наименьший износ деталей), хорошее центрирование и долговечность работы. 1. Оптимальный зазор определяется по формуле S опт = 𝚿 оп m d н, (2.1) где 𝚿 оп m – оптимальный относительный зазор. Оптимальный относительный зазор через исходные данные: 𝚿 оп m = 0,293Kφe , (2.2.) где Kφe – коэффициент учитывающий угол обхвата и отношение ; μ – динамическая вязкость масла, Па·с; n –частота вращения, мин ; p = − cреднее давление на опору, Па; R – радиальная нагрузка на подшипник, Н; d н и L – номинальный диаметр и длина сопряжения, м. Угол обхвата для цельного вкладыша без смазочных канавок φ= 360 , для вкладыша из двух половин или с двумя продольными диаметрально противоположными смазочными канавками φ= 180 . Для данного примера φ = 360 = = 1 p = = 8,75· Па Таблица 6 Значения коэффициента Kφe
Подставив найденные значения в формулы (2.1 и 2.2): 𝚿 оп m = 0,293×1 S опт = 0,0016 × 40 = 0,064 мм = 64 мкм. 2. Наибольшая возможная толщина масляного слоя между поверхностями скольжения = 0,252 S опт = 0,252× 64 = 16,13 мкм 3. Средний расчетный зазор определяется с учетом изменения зазора в процессе работы из-за разности температур и рабочей температуры Ut и приработки микронеровностей U = S опт − Ut− U, (2.3) Рабочая температура Ut = ( )( − ) , (2.4) где - коэффициенты линейного расширения материалов вкладыша и цапфы (табл. 7); − рабочая температура в подшипнике; − номинальный диаметр подшипника, мм. Приработка микронеровностей
U = 2( ) 5, (2.5) где – среднее арифметическое отклонение профиля неровностей Ut = ( 17,1· −11,6· )( − ) 40 = 0,0066 мм = 6,6 мкм; U = 2(0,63+ 0,32) 5 = 0,0095 мм = 9,5мкм. Подставив эти значения в формулу (2.3) = 64 – 0,0066 −0,0095 = 47,9 мкм. Рис. 2.3. Схема расположения полей допусков вала и подшипника скольжения для посадок в системе отверстия
4. По среднему расчетному зазору выбирают стандартную посадку с зазором так, чтобы ≈ . Здесь – средний табличный зазор в стандартной посадке. По ГОСТ или по приложениям это могут быть посадки в системе отверстия и комбинированные
Рис. 2.4. Схема расположения полей допусков вала и подшипника скольжения при комбинированных посадках Таблица 7 Значения коэффициента линейного расширения α для некоторых материалов
Посадки, приведенные на рисунках 2.3 и 2.4, наилучшее соответствие значению табличного среднего зазора .у ком-бинированной посадке 40F6/h6
Рис. 2.5. Схема расположения полей допусков вала, подшипника скольжения при комбинированных посадках и величина максимального и минимального зазора по посадке 40F6/h6
На рисунке 2.5 для посадки соединения вала с подшипником скольжения 40F6/h6 показана величина максимального и минимального табличного зазора. . = 66 мкм; .= 25 мкм; .= 45,5 мкм. 5. Действующие зазоры (образующиеся в процессе работы) с учетом температурных деформаций Ut и шероховатости поверхностей (поправки Ut и U из расчета пункта 3): = .+ Ut + U =66 + 0,0066 +0,0095 = 82,1 мкм = 0,082 мм. = .+ Ut + U =25 + 0,0066 +0,0095 = 41,1 мкм = 0,041 мм. 6. Определение действующей толщины масляного слоя h д: – при наименьшем зазоре; – при наибольшем зазоре. В этих формулах 𝑥– относительный эксцентриситет, определяется по таблице 8 в зависимости от коэффициента нагруженности С R и отношения . Относительным эксцентриситетом 𝑥 называется отношение удвоенного абсолютного эксцентриситета e к величине зазора в подшипнике S (см. рис.2.2), Таблица 8 Коэффициент нагруженности С R для подшипников
Коэффициент нагруженности определяется по формуле = 9,4 , (2.6) где ρ – среднее удельное давление на опору, Па 𝚿 – относительный зазор, 𝚿 = ; μ – динамическая вязкость масла, Па; n – частота вращения, . Коэффициент нагруженности при наименьшем зазоре по формуле Коэффициент нагруженности при наименьшем зазоре = 9,4 =0,318 Коэффициент нагруженности при наибольшем зазоре = 9,4 =1,272 Определение толщины масляного слоя h при данном зазоре S производиться по коэффициенту нагруженности (табл.4) определяется x; толщина масляного слоя h = (1– x). При расчетном значении =0,318 и табличном = 0,391 при =1, по таблице 4 относительный эксцентриситет x = 0,3; при = 1,272 при =1, по таблице 4 относительный эксцентриситет x2 = 0,62 Толщина масляного слоя:
(1–0,3) = 0,01435 = 14,35 мкм – при наименьшем зазоре; (1–0,62) = 0,0156 = 15,6 мкм – при наибольшем зазоре. Определенной толщине масляного слоя соответствуют два зазора. Наименьшая толщина масляного слоя устанавливается при наименьшем и при наибольшем зазоре. В подшипнике с первоначальным (сборочным) зазором Si толщина масляного слоя при эксплуатации вследствие увеличениязазора Si из-за износа (интенсивного в периоды пусков и остановок механизма) будет вначале возрастать, а затем снижаться вплоть до разрыва масляной пленки и прекращения режима жидкостного трения (отказ машины). Допускаемая минимальная толщина масляного слоя , при которой еще обеспечивается жидкостное трение, принимается с учетом шероховатости поверхностей вала и вкладыша, погрешности их изготовления и сборки, упругой деформации деталей, отклонений температуры, нагрузки и.т.д. ≥ + где – средняя высота неровностей поверхностей вала и вкладыша (рис.2.6); –добавки, учитывающие влияние соответственно погрешностей формы и взаимного расположения поверхностей вала и вкладыша, упругого изгиба вала, отклонения скорости , нагрузки, температуры от расчетных значений . При практических расчетах минимальную толщину масляного слоя определяют по формуле = ≈ где k ≥2 – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя, = 2...3 мкм – добавка на неразрывность масляного слоя. k = 2,474. Итак, посадка работоспособна и по выбрана правильно.
Рис. 2.6. Параметры шероховатостей вала и вкладыша
Так как жидкостное трение обеспечивается и создается достаточный запас по толщине масляного слоя, следовательно .= 25 мкм можно принять за . Так как . = 66 мкм соответствует масляный слой мкм, у которого есть еще запас надежности по толщине, то
=0,00019 м =190 мкм. Коэффициент точности посадки 40F6/h6 К Т = ,
Запас на износ определяется: Практически при сборке зазоров не будет, меньших, чем вероятностный минимальный зазор . = 45,5 –0,5 Зная величину запаса на износ и скорость изнашивания сопрягаемых деталей, можно определить время надежной работы соединения. Для обеспечения жидкостного трения необходимо соблюдение условия h ≥ . = Следовательно, условия подбора посадки должны быть следующими: 1. Минимальный зазор в подобранной посадке – минимальный допускаемый зазор, при котором толщина масляного слоя равна допускаемой минимальной величине . При малых зазорах могут возникнуть самовозбуждающиеся колебания вала в подшипнике, если x 0,3. Относительный эксцентриситет соответствующий зазору должен быть не менее 0,3.
2. Максимальный зазор в подобранной посадке с учетом износа и шероховатости поверхностей вала и вкладыша – 8( ), где – максимальный допускаемый зазор, при котором толщина масляного слоя равна допускаемой минимальной величине ; – высота параметров шероховатостей поверхностей вала и вкладыша (рис.2.6). = 61,05мкм Минимальный запас на износ Для определения и используется формула = .+ Ut + U; = .+ Ut + U
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |