Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расчет посадки с натягом



2019-08-13 818 Обсуждений (0)
Расчет посадки с натягом 0.00 из 5.00 0 оценок




Для неподвижного соединения рассчитать и подобрать посадку ручным способом (без ЭВМ) и с применением ЭВМ, обеспечив наибольший запас прочности соединения ∆э (запас надежности), ∆сб (запас сборки) по заданным параметрам (табл. 9).

Исходные данные берутся с выданного задания, по указанному варианту.

 

Таблица 9

Обозначения заданных параметров и нагрузок

Наименование величины, размерность Обозначение в формулах Численная величина
  Крутящий момент, Н·м Т   300
Осевая сила, Н Fa   500
  Диаметр соединения, мм dH   40
  Диаметр отверстия полого вала, мм d1   0
  Наружный диаметр втулки, мм d2   80
  Длина соединения, мм L   40
  Способ сборки   Механическая
  Материал вала и втулки   Сталь 45

На рис. 2.7 даны пояснения к определению геометрических параметров деталей прессового соединения.

 

 

                               Рис. 2.7. Схема соединения с натягом

По заданным данным (табл. 10) находят значение коэффициента трения  

ƒ= 0,15, модулей упругости материалов вала и втулки Ed= ED = 2,1×1011 Па,

коэффициентов Пуассона материалов вала и втулки =  = 0,3, пределов текучести материалов вала и втулки  = 36×107 Па.

Таблица 10

Значения коэффициента трения ƒ

Метод сборки

Материал сопрягаемых деталей

сталь-сталь сталь-чугун сталь-бронза сталь-латунь
Механическая запрессовка 0,15 0,17 0,07 0,1
При нагревании или охлаждении сопрягаемых деталей 0,20 0,15 0,20 0,17

 

 

Таблица 11

Значения модуля упругости Е и коэффициента Пуассона μ

для различных материалов

Материал Е, Па μ
Сталь Чугун Бронза 2 · 1011 1 · 1011 0,9 · 1011 0,3 0,25 0,33

 

Если в задании не указаны значения d  и d , они определяются конструктивно по чертежу задания.

При расчете посадки с натягом определяются предельные

 (N  и N ) величины натягов в соединении в миллиметрах и переводятся в микрометры.

2.2.1. Минимальный функциональный натяг определяют из условия обеспечения прочности соединения:

а) при нагружении крутящим моментом

                           , м,                         (2.2.1)

где T – крутящий момент на валу соединения, Н·м;

d Н – номинальный диаметр соединения, м;

L – длина сопряжения, м;

f – коэффициент трения;

С D, С d – коэффициенты жесткости, соответственно ступицы и вала, формулы для определения коэффициентов жесткости выбираются в соответствии для сопрягаемой поверхности (рис. 2.8, 2.9, 2.10, 2.11);

ED, Ed – модули продольной упругости, соответственно охватывающей и охватываемой поверхностей деталей;

б) при осевом нагружении

                           , м,                             (2.2.2)

где Fa – осевая сила, действующая на соединение.

в) при одновременном нагружении крутящим моментом и сдвигающей силой

                           ,м.                   (2.2.3)

Коэффициенты жесткости конструкции CD, Cd определяется в зависимости от схемы соединения вала и отверстия:

а) коэффициенты жесткости конструкции ступицы и вала (рис. 2.8):

Рис. 2.8. Схема соединения отверстия

с валом с натягом, вал полый

 

 

; ,

 

где m D, m d– коэффициенты Пуассона, соответственно материала ступицы и вала (табл. 11);

б) коэффициенты жесткости конструкции ступицы и вала (рис. 2.9):

Рис. 2.9. Схема соединения отверстия с валом с натягом,

вал цельный и d2>d н в 5 или более раз

;      ;

 

в) коэффициенты жесткости конструкции ступицы и вала (рис.2.10):

Рис. 2.10. Схема соединения отверстия с валом с натягом,

вал полый и d2>d н в 5 или более раз

;   ;

г) коэффициенты жесткости конструкции ступицы и вала (рис. 2.11):

Рис. 2.11. Схема соединения отверстия с валом

с натягом, вал цельный

; .

2.2.2. Максимальный функциональный натяг, определяют из условия обеспечения прочности сопрягаемых деталей:

                           , м,                               (2.2.4)

где ρ д – наибольшее допускаемое давление на контактной поверхности, при котором отсутствуют пластические деформации, определяется по формулам:

а) для отверстия

                           , Па                            (2.2.5)

б) для вала

                           , Па,                             (2.2.6)

где s т D, s т d – пределы текучести соответственно материалов ступицы и вала при растяжении (табл. 12).

 рассчитывать по наименьшему значению ρ д.

                                                                                                            Таблица 12

Значения предела текучести  для различных материалов

Материал , Па Материал , Па
Сталь 20 26 · 107 БрАЖН 11-6-6 39 · 107
Сталь 35 31 · 107 СЧ 12 12 · 107
Сталь 40 3 · 107 СЧ 18 18 · 107
Сталь 45 36 · 107 СЧ 28 28 · 107
БрАЖ 9-4 20 · 107 ЛМцОС58-2-2-2 34 · 107
БрОФ10-1 20 · 107    

 

В рассматриваемом примере сопряжение нагружено T Nmin ф определяется по формуле (2.2.3).

Nmin ф мкм.

Вычислим  для отверстия и для вала по формулам (2.2.5 и 2.2.6):

Па,

Па.

Меньшее из  используем в расчете по формуле (2.2.4)

Nmax ф  мкм.

Из функционального ряда допуска посадки определяют конструкторский допуск посадки, по которому устанавливаем квалитеты вала и отверстия:

TNф= TNК+ ТЭ.

Функциональный допуск посадки

TN = Nmax ф Nmin ф = 79,6 – 10,09 =69,51 мкм.

Конструкторский допуск посадки

TN = ITD + ITd,

где ITD – табличный допуск отверстия;

ITd – табличный допуск вала.

Эксплуатационный допуск посадки

TЭ= ∆Э+∆сб,

где ∆Э – запас на эксплуатацию;

 ∆сб – запас на сборку.

Конструкторский допуск посадки TN  определяется на основании экономически приемлемой точности изготовления деталей соединения и рекомендаций по точности посадок с натягом (не точнее I Т6 и не грубее I Т8). Эксплуатационный допуск посадки Т  должен быть не менее 20% Т N .

Определение квалитетов отверстия и вала.

Из ГОСТ 25346-82 или приложения 3 найдем допуски IT6 – IT8 для  

d =40мм: I Т6 = 16 мкм, IT7 = 25 мкм, I Т8 = 39 мкм.

Возможно несколько вариантов значений TNк и Tэ:

при TN = I Т D + ITd = I Т7 + I Т6 = 25 + 16 = 41 мкм,

T  = Т N  – TN  = 69,51 – 41 = 28,51 мкм, это около 40% Т Nф;

при TN = I Т7 + I Т7 = 25 + 25 = 50 мкм,

T = 69,51 – 50 = 19,51 мкм, то есть 26,8 % Т Nф;

при TN = I Т8 + I Т7 = 39 + 25 = 64 мкм,

T  = 69,51 – 64 = 5,51 мкм, то есть 6,3% Т Nф.

Первые два варианта дают удовлетворительный результат, третий – возможен только с применением селективной сборки.

Учитывая предпочтительность посадок по ГОСТ 25347-82, примем для отверстия втулки допуск I Т7, для вала – I Т6 или IT7.

Для учета конкретных условий эксплуатации в расчетные придельные натяги необходимо внести поправки:

а) поправка U , учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей соединяемых деталей:

                           U = 5(RaD+Rad)                                                   (2.2.7)

где RaD, Rad – среднее арифметическое отклонение профиля соответственно отверстия и вала;

б) поправка Ut , учитывающая различия рабочей температуры, температуры сборки и коэффициента линейного расширения,

                           ,                   (2.2.8)

где aD и ad – коэффициенты линейного расширения;

TpD и tpd – рабочие температуры деталей;

t – температура сборки детали (t = 20˚C);

d н – номинальный диаметр отверстия;

в) поправка U ц, учитывающая деформацию деталей от действия центробежных сил (для диаметров до 500 мм и υ до 30 м/с U ц = 1…4 мкм).

В данном примере Ut = 0, так как tp близка к t сборки, U ц= 0, так как скорость вращения деталей невелика.

Для поправки U значения RaD и Rad, если они не приведены в задании, определяются по формуле зависимости шероховатости от допуска на размер Ra≈ 0,05IT:

RaD= 0,05IT7 = 0,05 × 25 = 1,25 мкм;

Rad= 0,05IT6 = 0,05 × 16 = 0,8 мкм – по стандартным значениям R а принимаем Rad = 0,63 мкм, поправка U (формуле 4.4.7), U = 5 (0,63 + 1,25) = 9,4 мкм.

Определение функциональных натягов с учетом поправок:

N min ф. расч = N min ф + U = 10,09+ 9,4 ≈ 21 мкм;

N max ф. расч = N max ф.+ U = 75+9,4 ≈ 89 мкм.

 

                                2.2.3 Выбор посадки

Для обеспечения работоспособности стандартной посадки необходимо выполнить условия (неравенства):

а) Nmaxтабл.Nmaxрасч;   N max ф. расчNmaxтабл = ∆сб;

б) N minтаблN mix ф. расч; N minтаблN min ф. расч= ∆э;

в) ∆э > ∆сб.

Условия пунктов а) и б) являются обязательными. Условие пункта в) необязательно, если в допусках деталей по IT8 остается Т >> 20% TN .

Запас на эксплуатацию ∆э учитывает возможность повторной запрессовки при ремонте, наличие динамических нагрузок при работе и другие условия. Чем больше запас на эксплуатацию, тем выше надежность и долговечность прессового соединения.

Запас на сборку ∆сб учитывает перекосы при запрессовке и другие неучтенные в формулах условия сборки. Чем больше ∆сб, тем меньше усилие запрессовки, напряжение в материале деталей, приводящих к их разрушению.

При ручном подборе посадок проверяем:

2.2.3.1. Посадки с натягом из числа рекомендуемых ГОСТ 25347-82 в системе отверстия (рис. 2.2 и приложение 2).

Рис. 212. Схема расположения полей допусков с натягом

 в системе отверстия (подбор)

Из рассмотренных посадок условиям пунктов а, б, в удовлетворяет только посадка Æ 40  (табл. 13).

                                                                                                     Таблица 13

Анализ расчетных посадок

Посадки N N ∆сб
59 18 89 – 59 = 30 18 – 21 = –3
68 18 89 – 68 = 21 18 – 21 = –3
64 23 89 – 64 = 25 23 – 21 = 2
85 35 89 – 85 = 4 35 – 21 = 14

 

2.2.3.2. Посадки комбинированные (внесистемные) из предпочтительных полей допусков (см. приложение 3).

Анализ этих посадок показывает, что все посадки работоспособны (рис. 2.13), так как удовлетворяют условиям пунктов а и б. Наибольший запас эксплуатации у посадки Æ , данная посадка удовлетворяет всем условиям, и её указывают на чертеже.

Если не удается подобрать оптимальную посадку из стандартных полей допусков, то возможно применение следующих организационно-технических мероприятий.

Рис. 2.13. Схема комбинированных полей допусков

 

2.2.3.3. Селективная сборка.

 

Например: если провести сортировку на две группы отверстий и валов посадки Æ 40  (рис. 2.14), то получим больший запас на эксплуатацию, чем при         Æ .

 

Рис. 2.14. Схема полей допусков отверстия и вала

 при селективной сборке

 

 

по 1-й группе –  = 89 – 75 = 24 мкм; = 54 – 21 = 33 мкм;

по 2-й группе –  = 89 – 70 = 19 мкм; = 50 – 21 = 29 мкм.

Но из-за недостатков селективной сборки нарушения полной взаимозаменяемости останавливают выбор на посадке Æ .

1. Применяют дополнительное крепление.

2. Изменяют конструктивные параметры соединения, технологию сборки или физико-механические свойства материала.

 



2019-08-13 818 Обсуждений (0)
Расчет посадки с натягом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расчет посадки с натягом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)