Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Их физическое совершенствование



2019-08-14 419 Обсуждений (0)
Их физическое совершенствование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Физическое воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В этой связи огромное значение приобретает методически правильная организация занятий со студентами на кафедрах физического воспитания вузов, которые должны выпускать квалифицированных специалистов, готовых к высокопроизводительному труду и защите Отечества.

Подчеркнём, что именно такой предмет, как физическое воспитание, должен формировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы. Благотворное влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность отмечали многие исследователи.

Повседневная жизнь предъявляет к организму студентов высокие требования. Для того чтобы система регуляции функций адекватно отвечала на все предъявляемые жизненными условиями требования, необходимо расширять диапазон компенсаторных возможностей организма. Для этого дозированными физическими нагрузками разнонаправленного характера следует добиться совершенствования всех физических качеств и затем в течение всей жизни поддерживать их на должном уровне, чтобы не иссякал запас прочности организма.

Накапливать резервы следует до 25 лет, а затем нужно стараться их развивать далее, поддерживать и чем больше удастся их накопить, тем дольше при разумном использовании можно будет их расходовать. В настоящее время накоплен опыт и достаточный объём знаний по данному вопросу. Эффективность использования средств физической культуры для оздоровления студенческой молодёжи была доказана многими учёными.

Средства физической культуры, рационально используемые, способствуют нормализации энергетики организма и его психоэмоционального и физического состояния за счёт укрепления мышечной системы, а также костно-связочного аппарата и повышения функциональных возможностей всех систем организма. Это означает, что необходимо подбирать такой двигательный режим и такую физическую нагрузку, чтобы они были адекватны физиологическим и психоэмоциональным параметрам и уровню здоровья каждого студента. Мало сказать: «занимайтесь физкультурой». Необходим дифференцированный подход к каждому студенту, следует индивидуально для каждого организма определять оптимальные возможности и в соответствии с ними рекомендовать двигательную активность, соответствующую подготовленности каждого индивида.

 

Физическая культура в режиме учёбы и отдыха

Студентов

Физическая культура в режиме учёбы и отдыха студента должна рассматриваться как двигательный режим, как одна из форм проведения физических упражнений в течение учебного (рабочего) дня, а также самостоятельных тренировочных и оздоровительных занятий во внеучебное время. Проводятся все перечисленные мероприятия с целью «приобщения» будущего студента к здоровому стилю жизни. Здоровый стиль жизни современников всегда сопряжён с занятиями физкультурой и спортом, ибо только они в наш век научно-технической революции (с её механизацией и автоматизацией) в состоянии восполнить дефицит мышечной деятельности.

Двигательный режим – одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим – это как раз то, о чём точно сказал в своё время первый нарком здравоохранения нашей страны, Николай Александрович Семашко: «Физкультура 24 часа в сутки!» Физкультура – это умение владеть своими мышцами, суставами и многими другими функциями организма. Например, научившись правильно дышать, человек может управлять частотой сердечных сокращений и регулировать артериальное давление.

На учебно-тренировочных занятиях студентов обучают, как правильно использовать средства физической культуры. Доказано, что два раза в неделю оптимальных занятий достаточно для поддержания физического состояния, имеющегося на данный момент. Но этого всё же недостаточно. Для накопления резервов и совершенствования физических и функциональных возможностей следует заниматься как минимум 3 раза в неделю в оптимальном режиме, а ещё лучше – 4 или 5 раз в неделю.

Обязательным в двигательном режиме является выполнение утренней гигиенической гимнастики. К этому следует привыкнуть как к чистке зубов. Это и есть чистка, только всего организма, почему она и называется гигиенической. Но не надо её превращать в утреннюю тренировку. Не для каждого организма это полезно. В утреннюю гимнастику необходимо включать дыхательные упражнения, суставную гимнастику, упражнения на растяжку. Эти упражнения, образно говоря, заменяют зубную щётку с пастой. Но чтобы «прополоскать» организм, следует выполнить циклические упражнения типа бега или любые танцевальные движения, чтобы пульс был не ниже 130, но не выше 160 ударов в минуту. Закончить гимнастику следует обязательно расслабляющими и дыхательными упражнениями.

Рабочая поза у лиц умственного труда, в том числе и у студентов, является причиной поверхностного дыхания, застойных явлений в области малого таза и нижних конечностях. При этом сердечно-сосудистая система работает с недостаточной интенсивностью, мышцы нижних конечностей находятся в расслабленном состоянии, мышцы грудной клетки сокращены, а мышцы спины растянуты. Всё это приводит к уменьшению кровообращения, снижению обмена веществ, ослаблению скелетных мышц, нарушению осанки.Поэтому студентам в течение рабочего дня необходимо проводить производственную гимнастику, куда должны входить упражнения для улучшения кровоснабжения нижних конечностей, органов малого таза и брюшной полости, а также дыхательные упражнения.

Для повышения функционального состояния организма 4 часов в неделю, которые занимают обязательные учебно-тренировочные занятия, как было сказано, недостаточно. Студенту необходимо научиться самостоятельно выполнять упражнения во внеучебное время. Самостоятельные занятия направлены на закрепление полученных во время плановых занятий с преподавателем знаний и умений, на устранение недостатков в физическом развитии и на ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний. Программа самостоятельных занятий для студентов должна быть составлена преподавателем и врачом с учётом состояния здоровья, вегетативной реактивности, уровня физической подготовленности, индивидуальных особенностей студентов, условий профессиональной направленности вуза и будущей профессии студента.

Оздоровление средствами физической культуры требует постоянного контроля за физическим и функциональным состоянием, данные о котором фиксируют в специальном дневнике. Периодически проводят тестирование, определяющее функциональные возможности организма, физическую работоспособность и уровень развития физических качеств. Улучшение результатов свидетельствует о правильном подходе к постановке оздоровительного процесса, а ухудшение результатов – это сигнал о необходимости коррекции методики занятий. Необходимо ежедневно постепенно, правильно и постоянно применять средства физической культуры, контролируя эффективность использования этих средств.

Здоровый образ жизни

Образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Академик Ю. Лисицын понятие «образ жизни» рассматривает в таких аспектах:

– характер активности людей – интеллектуальная, физическая;

– сфера активности – трудовая, нетрудовая;

– виды (формы) активности – производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская, деятельность в быту и другие виды.

Образ жизни– устойчивая система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества. Под образом жизни понимается деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни, реагирует на них и зависит от них.

Условия жизни– это материальные и нематериальные факторы (социально-политические и духовно-нравственные, культурные и природные), определяющие и обусловливающие образ жизни.

Образ жизни, как уже отмечалось ранее, непосредственно влияет на здоровье человека, но в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни. Таким образом, данные понятия объединены следующими категориями:

– экономическая – представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие;

–социологическая– каково качество вашей жизни;

–социально-психологическая– каков стиль вашей жизни;

–социально-экономическая– каков её уклад.

Понятно, что под уровнем жизни мы понимаем уровень благосостояния, а под укладом жизни – порядок общественной жизни, быт, культуру. Термин «стиль жизни» (греч. «стиль» – стержень для письма) характеризует тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Например, «аристократический» стиль, «спартанский» стиль жизни и т. д. Стиль жизни характеризует индивидуальность. Следовательно, можно сказать, что понятие «образ жизни» многогранно, оно охватывает все существующие сферы деятельности людей.

Что же такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Итак, под здоровым образом жизни понимают типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Следует отметить, что активность, проявленная, прежде всего, индивидуумом по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного коллектива (макросреды) и на показателях общественного здоровья. Наиболее благоприятной почвой для оздоровления нации является социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни зависит не только от личности, но и является элементом государственной социальной политики.

По мнению академика Ю. Лисицына, именно образ жизни формирует здоровье, занимая 50–55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения. В эту же модель входят экологические факторы (20–25%), наследственность (20%), недостатки здравоохранения (10%).

Отметим, что существуют различные модели, где показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. Так, в частности, экологи, изучающие влияние факторов среды (природных и социальных) на здоровье человека, отводят им до 40–50 % и более. То есть, по их мнению, именно экологический фактор является главным виновником ухудшения состояния здоровья человека. Например, в связи с нарушением экосистемы, особенно в крупных промышленных городах России, отмечается рост заболеваемости бронхитами, астмой, эмфиземой лёгких и даже раком лёгких. Эти данные не требуют опровержения, но необходимы новые доказательства, подтверждающие нарушение генной структуры человека, проживающего в неблагоприятных районах.

Итак, попытаемся оценить факторы, оказывающие положительное влияние на здоровье человека, и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью.Для характеристики здорового образа жизни используется восемь основных позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия на здоровье. Это и активная жизненная позиция, и полноценный отдых, и сбалансированность питания и др. Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Противоположная позиция (неудовлетворенность жизненной ситуацией, гиподинамия, злоупотребление алкоголем, курением и т. д.) характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе человека, первой ступеньке начала заболевания организма.



2019-08-14 419 Обсуждений (0)
Их физическое совершенствование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Их физическое совершенствование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)