Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типичные особенности жизнедеятельности



2019-08-14 948 Обсуждений (0)
Типичные особенности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Студентов в период экзаменов

                                                                 

Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами – это зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены – это своеобразный критический период в учебной деятельности, подведенияитогов учебного труда за семестр. Они служат стимулом кувеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации сил организма. Здесь определяется самоутверждение личности, соответствие качества учёбы студента требованиям вуза, получение стипендии. 

Сама экзаменационная ситуация характеризуется неопределенностью исхода. В отличие от зачётных испытаний, где студент имеет возможность повторного испытания, оценка знаний на экзамене является окончательной. Это позволяет отнести такую ситуацию к сильным эмоциогенным факторам. Ситуации экзаменов сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые индивидуально различны и зависят от уровня подготовленности студентов. Это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность. Студентам удается побывать на свежем воздухе до 30 мин в день, нарушается режим сна, питания. Продолжительность самоподготовки длится 8–9 часов, интенсивность учебного труда повышается на 86–100%.

В этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность, чрезмерноеволнение. При обследовании 637 студентов установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную тревогу, 63,4% – плохо спят накануне экзаменов.На протяжении экзаменационной сессии, под влиянием напряженной умственной деятельности и при отсутствии физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается стойкое снижение умственной работоспособности.

Наблюдения в период экзаменов показывают, что частота сердечных сокращений у студентов повышается до 88–92 уд/мин, против 76–80 в период обычной учебы. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация сил организма настолько велики, что перед входом на экзамен, частота сердцебиений нарастает до 118–144 уд/мин. Артериальное давление повышается до 135/85–155/95 мм рт. ст. против 115/70 мм в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин у испытуемых студентов артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс– 70,3 удар/мин, тремор (дрожание конечностей)– 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.

Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6–3,4 кг. В большей степени это присуще студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию выше. Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку в 20 приседаний показало, что восстановление пульса затягивается до 5–6 мин против 1,5–2 мин в период учебных занятий.

Примечательно, что напряжение на экзаменах у студентов, слабо- успевающих, выше, чем у хорошо успевающих. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости тренированные студенты показывали более экономичные функциональные сдвиги. Они быстрее возвращаются к норме. Здесь видно, что уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Экзаменыявляются и своеобразным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации сил организма. Этому способствует высокий уровень физической подготовленности, который помогает организму справиться с требованиями экзаменационногопериода, с наименьшими психоэмоциональнымии энергетическими затратами, без негативного влияния на состояние здоровья факторов, приведённых выше.

 

Средства физической культуры в регулировании

Психоэмоционального и функционального состояния

Студентов

 

В процессе обучения студентам предоставляются возможности для отдыха: кратковременные перерывы между занятиями, день отдыха в течение недели, отдых в зимние каникулы и летом. Цель всех видов отдыха одна – восстановить нарушенное учёбой оптимальное соотношение основных нервных процессов и увеличить потенциал умственной работоспособности. Умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого важная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. После прекращения физической деятельности человек почти сразу может переключиться на другую. При умственном труде деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения её. Так, напряженная умственная деятельность непосредственно перед сном затрудняет отход ко сну, приводит к "ситуационным сновидениям". Человек и во сне продолжает решать нерешенные вопросы. В таких условиях нервная система не получает необходимого отдыха.

Связь движений человека с умственной деятельностью характеризуют внешние проявления. В ходе напряженного умственного труда наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, шея напряжена, отмечено, что чем сложнее задача, тем выше напряжение мышц. Оказывается, что импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система стремится сохранить работоспособность. Если этот процесс проходит долго и монотонно, головной мозг адаптируется к этим раздражителям, что ведёт к ее торможению и работоспособность снижается. Длительное поддержание работоспособности мозга поддерживается в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений аналогичен движениям ходьбы, бега и других физических упражнений с умеренной интенсивностью. Не менее важно и состояние мускулатуры человека. Если студент после работы спал меньше необходимого времени, то тоническое напряжение мускулов увеличивается. Поэтому для обеспечения успешной умственной работы необходим не только тренированный мозг, но и тренированный организм в целом.

При рациональной организации умственной деятельности необходимо соблюдение принципа активного отдыха, когда при подготовке, в ходе её выполнения и при окончании работы, используются направленные движения и упражнения, способствующие сохранению и повышению умственной работоспособности. Ежедневные занятия такими упражнениями способствуют возникновению «доминанты движения». Она оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную область коры головного мозга, поднимает тонус организма. Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимальная мышечная деятельность способствует повышению эмоционального тонуса, бодрого настроения, создаёт благоприятный фон для умственной деятельности, профилактику переутомления. И. П. Павлов называл  такое состояние «чувством мышечной радости».

В ряде вузов накоплен замечательный опыт продолжения систематических занятий физической культурой и спортом в период зачётов, экзаменов. В волейбольных командах студентов СибАДИ, ОмГТУ, возглавляемых одним из авторов настоящей работы, существовало правило, сформулированное самими студентами,– тренироваться в период сессий, не снижая интенсивности тренировочного процесса. И это не отражалось отрицательно на успеваемости участников команд и на качестве тренировки и соревновательного процесса. А в другом вузе проводились занятия после сдачи каждого экзамена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнениям умеренной интенсивности, продолжительностью до 60 мин. У студентов, посещавших занятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, оказались выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния. В другом исследовании занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин. Содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись ежедневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия в течение 5–10 мин после двух часов учебного труда. Исследование показало, что у активных занимающихся, по сравнению со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, в конце сессии существенно выше оказались показатели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания, в среднем на 6–12%.

Эффект занятий физическими упражнениями будет выше, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности. Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я–имела произвольный режим жизнедеятельности и отсутствие элемента физической активности; 2-я– имела обычную двигательную активность; 3-я– в добавление к режиму второй группы имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воздухе, учебного труда. В результате показатели умственной и физической работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались выше за период сессии на 7–13%, чем во 2-й группе, и на 12–18% лучше, чем в 1-й. Процесс восстановления после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказался более полным. В других группах отмечалось выраженное недостаточное восстановление работоспособности.

Благоприятное воздействие на студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120–140 уд/мин). Эффект здесь будет тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные циклические упражнения. Резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры) ведет к угнетению умственной работоспособности, но это касается слабо подготовленных спортсменов.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в период экзаменов позволили установить определённые трудности при овладении техникой новых упражнений, в 1,5–2 раза. Больше времени приходилось тратить на их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений, проявлялись старые технические ошибки. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и технико-тактической подготовленности. Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими методами.

Дыхательные упражнения:

1. Полное брюшное дыхание– вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выдвигается вперёд. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. В том же порядке выполняется полный выдох: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

2.Полное дыхание в определенном ритме ходьбы. Полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4, 6, 8). Количество повторений определяется самочувствием занимающихся.

3. Третье упражнение отличается от второго условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений растёт по мере освоения упражнений занимающимися.



2019-08-14 948 Обсуждений (0)
Типичные особенности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типичные особенности жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)