Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И реакция на них организма студента



2019-08-14 374 Обсуждений (0)
И реакция на них организма студента 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс, протекающий в условиях объективно существующих противоречий. К ним относят:

– противоречия, связанные с большим объемом учебной ин­формации и недостаточностью времени на её освоение;

– противоречия, между стремлением студента к быстрому самоутверждению и постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости;

– противоречия между стремлением к самостоятельности при отборе знаний, удовлетворении собственных интересов и требованиями программы обучения. Это связано с высоким нервно-эмоциональным напряжением, которое может отрицательно отражаться на здоровье и психофизическом состоянии студентов. Понимание студентами упомянутых противоречий, личная дисциплина необходимы для нормального протекания учёбы.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием личности, стиля поведения. Это время поиска ответов на нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий этап жизни является заключительным этапом развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. В этот период студенты обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, занятий спортом, общественной деятельностью.

Существуют другие трудности, которые сказываются существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов. Это ряд обстоятельств студенческой жизни, дающих отрицательный эффект и отражающий особенности адаптации к обучению в вузе. В числе причин такого явления выделяют следующие:

– методы и организация обучения существенно отличаются от школьных и требуют значительной самостоятельности в овладении учебного материала;

– отсутствие налаженных межличностных отношений с сокурсниками и преподавателями, группового контакта, что характерно для любого формирующегося заново коллектива;

– необходимость формирования нового "вузовского" жизненного стереотипа, существенно отличающегося от сложившегося за годы учебы в школе;

– новые в какой-то степени хозяйственные бытовые заботы, возникающие у студентов, в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и рациональное использование учебного и свободного времени). Особенно трудно студентам младших курсов. Они должны сразу включаться в на­пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, и преодоление новизны условий учебной работы требует значительных напряжений. Включение в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться для некоторых лиц нервным напряжением, раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством.

Для становления личности специалиста значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим эти виды адаптации.

Профессиональная адаптация означает идентификацию себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после обучения. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и положительное отношение к избранной специальности, формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студенты получают целостное представление о предстоящей деятельности специалиста. Формируется профессиональный идеал как ориентировочная основа будущей деятельности.

Социально-психологическая адаптация предусматривает интеграцию личности со средой студентов, принятие ее ценностей, положительных норм поведения. Это определяет изменение направленности потребностей личности. На процесс внутренних изменений личности влияют межличностные отношения, здесь складываются установки, личностный статус, формируется уровень притязаний. Укрепление межличностных отношений способствует активному включению студентов в деятельность коллектива.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения, кновым формам и методам учебно-воспитательной работы. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, к ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов первого курса, характеризующего трудности при переходе на новые формы обучения. Среди причин отмечена необходимость организовывать самостоятельную работу – 31% из опрошенных студентов; изменение системы контроля за успеваемостью – 23,8 %; изменение опросной системы – 16,4%; необходимость конспектировать лекции – 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий – 6,9% (М. Я.Виленский).

Серьезное испытание для студентов – информационная перегрузка при изучении многочисленных учебных дисциплин. Учебное время в среднем составляет 52–58 часов в неделю (включая самоподготовку). То есть, ежедневная нагрузка равна 8–9 часам. Поэтому их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.    В возрасте 17–25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, где определяющую роль играет формирование новых знаний, умений, навыков. В то же время восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, недостаточного использования средств физической культуры. Период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. Нужно иметь ввиду, что у одних студентов выработка нового стереотипа происходит скачкообразно, у других–ровно. До35% студентов страдают дезадаптационным синдромом.

Экзаменационная сессия – является стрессовой ситуацией, протекающей в условиях дефицита времени. В этот период к интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. К психологическому дискомфорту могут вести и учебная перегрузка, и плохая организация учебного труда, в том числе – неритмичность учебной работы, недостаточный отдых, неправильное питание, отсутствие оздоровительных мероприятий.

Специалисты отмечают, что влияние негативных объективных и субъективных факторов отрицательно воздействует на молодой организм. Это провоцирует возникновение сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. К таким факторам относят: 1) социальные перемены, жизненные трудности, усиление субъективного фактора в оценке жизненных ситуаций, ощущение недостатка времени; 2) перенапряжение организма из-за неравномерной загрузки работой, неуверенность в своих силах, хроническое психическое напряжение, ограничение двигательного компонента в жизнедеятельности, агрессивность и невротизм (проявление эмоциональной неустойчивости, тревоги);3) нервное и умственное переутомление, хроническая усталость, хронический отрицательный эмоциональный фон, пассивное поведение, хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, употребление алкоголя, курение; 4) артериальная гипертензия (стойкое повышение кровяного давления при диастолическом давлении свыше 100 мм рт. ст.), повышение содержания сахара в крови, уменьшение половых гормонов, начальные нарушения мозгового кровообращения. Влияние нескольких факторов риска становится выше, если они наступают одновременно и имеют длительный период. При этом развитие нервного переутомления ведёт к падению процесса возбуждения и лабильности и далее – к процессу истощения. Накапливание же утомления в организме происходит в результате несоответствия между утомлением и отдыхом.



2019-08-14 374 Обсуждений (0)
И реакция на них организма студента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И реакция на них организма студента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)