Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Измененияеё у студентов



2019-08-14 396 Обсуждений (0)
Измененияеё у студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Под влиянием учебно-трудовой деятельности в показателях работоспособности студентов наблюдаются определённые изменения в течение учебного дня, недели, полугодия, учебного года.

Рассмотрим особенности работоспособности в течение учебного дня, содержащего шесть условных периодов времени.

Начальный период называется врабатыванием. Он характеризуется постепенным повышением работоспособности до необходимого уровня. Утром учебную работу трудно начинать сразу с высоким темпом и продуктивностью. Не все могут немедленно сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10–20 мин, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня.

Второй период оптимальной (устойчивой) работоспособности. Его продолжительность 1,5–3 часа. В процессе его изменяется функциональное состояние организма до уровня, соответствующего требованиям к выполняемой деятельности.

Третий период –полной компенсации– характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием исполнителя деятельности и положительной мотивацией к предмету деятельности.

В четвертом периоде, называемом неустойчивой компенсацией, нарастает дальнейшее утомление организма. Здесь наблюдаются колебания волевого усилия, наступает неустойчивая продуктивность учебной деятельности.

Пятый период, прогрессивного снижения работоспособности, его ещё называют конечным порывом, наблюдается перед завершением работы. Здесь может произойти кратковременное повышение качества деятельности за счет мобилизации резервов организма. Это явление мы объясняем высоким уровнем мотивации, ответственности или интереса к выполнению учебной или трудовой деятельности.

При дальнейшем продолжении работы наступает шестой период, снижения работоспособности. Здесь происходит резкое уменьшение продуктивности труда ввиду угасания рабочей доминанты, временно господствующего очага возбуждения в ЦНС, способного тормозить работу других нервных центров. Независимо от уровня мотивации, качество такого труда будет низким.

По окончании аудиторных занятий учебный день содержит и самоподготовку. В этот период может наблюдаться второй подъём работоспособности. Объясняется это не только влиянием суточного ритма, а в большей степени психологической установкой, направленностью деятельности на выполнение учебных заданий. Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и постоянным переключением на различные виды занятий: лекции, семинары, практические занятия.

Учебная неделя. Динамика работоспособности в недельном учебном цикле состоит условно из периода врабатывания в начале недели (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности, в середине (среда–четверг) и снижения в завершающие дни недели. В конце недели возможен её подъем, связанный с явлением "конечного порыва" либо с эмоциональной стороной удовлетворённости результатами труда (рис.1). Такими факторами могут быть и успешное выполнение заданий, сдача зачета и т.п.

 

 

 

Рис.1. Динамика работоспособности студентов в течение учебной

недели. Пунктиром отмечено явление «конечного прорыва»

 

В начале учебного года, в течение 3–3,5 недели, наблюдается период врабатывания, постепенное повышение работоспособности. На протяжении 2–2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. Затем, в конце семестра, при подготовке и сдаче зачетов работоспособность снижается. В период экзаменов снижение наблюдается в большей степени, а в зимние каникулы работоспособность восстанавливается до исходного уровня. В то же время если во время отдыха студенты активно занимаются физической культурой и спортом, наступает феномен повышенной работоспособности.

    Начало второго полугодия вновь сопровождается периодом врабатывания. Продолжительность его короче по сравнению с первым полугодием, до 1,5–2 недель. Уровень работоспособности до начала апреля характеризуются устойчивостью. Этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии, но в течение апреля наблюдается некоторое снижение работоспособности, обусловленное наступающим утомлением. В период зачетной сессии и экзаменов снижение работоспособности выражается больше, чем в первом полугодии, а процесс восстановления развивается более медленно под влиянием значительного утомления (рис. 2).

В каждый данный момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

 

 

Рис.2. Изменение умственной (сплошная линия) и физической

(пунктир) работоспособности студентов в течение учебного года

Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я– физиологического характера– состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я– физического характера– степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера– самочувствие, настроение, мотивация и др.

Работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, проявления особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается большее снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка на деятельность также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, сам процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад. В определенной мере снижение работоспособности можно представить как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать снижение ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Высокая работоспособность организма обеспечивается только в случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебной деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее результаты этого труда. Изменения работоспособности в течение 24 часов (суточный ритм организма) представлены на рисунке 3.

Студентов, отнесенных к «утреннему» типу, условно называют "жаворонками". Характерно, что встают они рано. Утром бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны они с 9 до 14 ч. Однако в вечернее время работоспособность у них заметно снижается. Это тип наиболее адаптированных к режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного обучения.

 

Рис.3. Физиологические изменения работоспособности

почасам суток (по Леману)

 

Студенты «вечернего» типа – «совы»–наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях. Очевидно, что период снижения работоспособности студентов обоих типов правильно использовать для отдыха, обеда, физкультпауз. Если же в это время необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. В связи с этим, для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по сложным разделам программы.

Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе "жаворонков", в 1,5 раза чаще возникают симптомы гипертонии, чем в группе "сов". Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу –уже в 6 часов у этих студентов больше вбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.

Есть еще и третья группа студентов–аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они считаются по характеристикам ближе к «жаворонкам».

 



2019-08-14 396 Обсуждений (0)
Измененияеё у студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Измененияеё у студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)