Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ НАРОДОВ ОКЕАНИИ



2019-10-11 312 Обсуждений (0)
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ НАРОДОВ ОКЕАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СКАЗКИ И МИФЫ ОКЕАНИИ Кондратов А.

МЕЛАНЕЗИЯ

Островной мир Океании, разбросанный по безбрежным просторам Тихого океана, принято делить на три части: Меланезию, Микронезию и Полинезию. Меланезия (от греческого "мелас" - черный, "несос" - остров; "Черные острова") занимает запад Океании и населена темнокожими курчавово-лосымилюдьми, относящимися к австралоидной расе. Цепь островов Меланезии начинается со второго по величине острова земного шара - Ириана, или Новой Гвинеи...

Уровень развития папуасов различен, как различны и их языки и антропологический облик: наиболее отсталые племена недалеко ушли от австралийцев, а наиболее развитые занимаются земледелием, разводят свиней, знают гончарное искусство. Из отсталых племен лучше всего изучены маринд-аним,живущие наюго-западеНовой Гвинеи. Несмотря на низкий уровень развития материальной культуры,маринд-аним,как показали исследования Вирца, обладают сложной и богатой мифологией, связанной с причудливыми обрядами.

Миф буквально является основой как всех больших празднеств, на которых фигурируют замаскированные актеры, представляющие дем, так и тайных культов, отмечает Вирц. В любой момент даже в повседневной жизни маринд-анимна каждом шагу

Мифология и культура

159

наталкиваются на мифы о демах, о предках, от которых все пошло, от которых все зависит и которые являются создателями всего - магии, магических формул, древних обычаев, празднеств, плясок, гимнов, церемоний размножения и тайных культов. Все покоится на мифологии и на демах. Демы обладают сверхъестественными способностями: они могут быть оборотнями, могут порождать отдельные предметы; демы породили растения, животных, и даже людей. Все живые существа тесно связаны между собой, все они восходят к одному и тому же творцу - к деме.

Таким образом, представлению о тотемистических предках, существовавшему у австралийцев, у маринд-анимсоответствует несколько более сложное представление о творцах всего сущего - демах... С.А. Токарев объясняет это тем, чтомаринд-анимочень недалеко ушли от племен Австралии: ихпо-лусобиоательское-полуземледельческоехозяйство, не совсем оседлый быт создают впечатление той же австралийской бродячей родовой группы,только-толькоосевшей на землю. И в общественном строе много общего: полное господствообщинно-родовойсобственности на средства производства, на все виды угодий; родовая организация, правда, более сложная и развитая, чем у австралийцев;возрастно-по-ловоеразделение труда, как у них, но на его основе - сравнительно сложная структура "возрастных классов" для мужчин и женщин. Институт возрастных посвятительных обрядов превратился умаринд-анимв более развитую систему тайных культов...

Формальное предназначение этих союзов - совершение обряда посвящения и других тайных церемоний. На самом же деле роль тайных союзов в

160

Л.Н. Воеводина

жизни меланезийцев была гораздо более значительной, ибо союзы эти, по словам Риверса, крупнейшего знатока их, были "тесно связаны с уважением к собственности и к поддержанию социального порядка". Члены союза делились на высшие и низшие ранги; во главе его стоял влиятельный человек; вступление в союз требовало обязательного взноса "деньгами"; чтобы подняться на более высокую ступень, необходим был новый, более высокий взнос.

Вступление в союз, а также повышение в ранге сопровождалось церемониями с плясками в специальных масках, символизирующих "духов-покровителей".Члены тайных союзов терроризировали остальное население, учиняли тайные суды и расправы. Главной целью союза было накопление богатства, "денег", которые поступали в качестве взносов и вымогались у непосвященных...

На Новых Гебридах после каждой церемонии посвящения устанавливался каменный монолит; церемонии любого союза совершались в масках тончайшей работы - великолепных образцах искусства Меланезии. Из дерева вырезались скульптуры -фигурыпредков, крупные массивные скульптуры и небольшие раскрашенные статуэтки. Они служили не только для ритуалов тайных союзов. Когда умирал богатый или знатный человек, для его похорон также изготовлялось изображение, вырезанное из дерева. На Новых Гебридах в виде человеческой фигуры делались высокие стоячие барабаны. Жители Новой Ирландии, особенно славящиеся искусством резьбы, создавали своеобразные, покрытые резьбой статуи в рост человека, огромные колонны из дерева высотой до 4 м и даже целые скульптурные фризы...

Мифология и культура

161

Почитание умерших предков и обычно связанный с ним культ черепов, а также вера в духов умерших и духов природы - таковы основные черты меланезийской религии, являющейся как бы следующим шагом по сравнению с религией ряда отсталых папуасских племен, вродемаринд-аним.

Первые люди (Группамаринд-аним54)

Вдавние времена в краю Имас демы55 однажды справляли праздник.

Всамый разгар пира вдруг хлынул ливень, и они спрятались под землей. Толькопсу-демеудалось отыскать среди всеобщего потопа одно сухое местечко, где он и дождался, пока не сошла вода.

Демы, сидевшие под землей, решили перебраться из Имаса в Гавир. Им пришлось идти в полной темноте, но пес-демаНгилуй сверху указывал им дорогу. Чтобы проверить, под ним ли демы, он то и дело рыл в земле ямы. Для тех, кто был внизу, это отдавалось громом, и по его грохоту они узнавали, куда держать путь. Если же Нгилуй не слышал шагов, он догадывался, что демы уснули, и тоже ложился отдыхать.

34 Маринд-аним- группа папуасоязычных племен в южной части Западного Ириана. Все племена этой группы говорят на диалектах одного и того же языка (маринд) и имеют сходную культуру. По уровню хозяйственного и культурного развития это одна из самых отсталых групп папуасов.55 Дема - все необычное, сверхъестественное. В более узком значении - этозоо-антропоморфныетотемические предки, от которых, в частности, ведут свое происхождение люди, им приписывается создание всех животных, растений, предметов материальной культуры. Считается, что демы могут оборачиваться людьми, животными и т.д.

162

Л.Н. Воеводина

Наконец демы добрались до Сендара на земле Кондо-Мирав.Здесь Нгилуй вырыл особенно глубокую яму, и через нее демы вышли наружу. Потом яма наполнилась водой. Так у Сендара возникло озеро, которое можно видеть еще и теперь.

По озеру плавали какие-тосущества из бамбука, очень похожие на рыб.Дема-аистхотел было поймать их и съесть, ноогонь-демане позволил ему этого сделать. Он сказал: "Это вовсе не рыбы, а люди, и принадлежат они мне". Единственное, что он разрешил аисту, - вытащить их из воды на берег.

Тем временем другие демы сложили на берегу большую кучу хвороста. Им было холодно, и, чтобы согреться, они решили развести костер. Они не подумали, что лежавшие рядом бамбуковые люди могут пострадать от пламени, и зажгли огонь.

От жары бамбук потрескался, и лучины разошлись в разные стороны. Так у первых людей появились руки и ноги, а на голове - глаза, уши и ноздри. Но вот раздался особенно громкий треск: "Вааах!". Это у первых людей открылись рты, и они обрели дар речи.

Огонь-демавзял бамбуковый нож и принялся за окончательную отделку людей. Он вырезал им пальцы на руках и ногах.

Поначалу дема оставил между пальцами плавательные перепонки, но они ему не понравились. Тогда он их срезал и выбросил. Конечно, ему не следовало так делать, потому что эти обрезки впоследствии превратились в пиявок. Но уж так у него получилось.

Мифология и культура

163

Первым человеком, возникшим в Сендаре, был молодой мужчина по имени Ворью. Он же был самым первым, кто отправился в странствие вдоль морского побережья. За ним последовали другие люди. Постепенно они заселили все деревни в Гавире, а потом и в Имасе.

Из земляной ямы в Сендаре вышли только ма-ринд-аним.Потому они называют себя еще ианим-ха- "истинными людьми".

Все остальные племена... появились на свет позднее, когда пес-демавырыл вторую яму. Самые плохие из них куркари. Трое из этих людей изобрели смертельное колдовство. И первым, кого они умертвили, был Ворью.

После своей гибели Ворью - теперь уже не человек, а дух - продолжал жить среди людей. Но люди стали его бояться, а исходивший от него запах тления сделался им противен. Тогда они

прогнали Ворью, и он ушел дальше, за устье Ди-гула,где с тех пор живут все души умерших.

Кват 56

Отца у Квата не было. Его мать звали Кватго-роили Иро Ул. Она была камнем на дороге. Камень раскололся, и из него вышел Кват. Он был уже большой и умел говорить.

- Как меня зовут? - спросил он у матери. -Еслиу меня есть отец или дядя, твой брат, пусть он даст мне имя.

Он сам дал себе имя - Кват.

У Квата были братья. Они тоже родились из камня. Первый брат - это Тангаро Гилагила, Тан-

56 Кват - наиболее популярный герой мифов нао-вахБанкс. Как правило, выступает в роли культурного героя, а также веселого и добродушного проказника.

164

Л.Н. Воеводина

гаро Мудрый. Он знал все и мог учить других. Второй брат - это Тангаро Лолоконг, Тангаро Глупый. Он не знал ничего и делал одни лишь глупости. Остальных братьев звали Тангаро Си-риа,Тангаро Нолас, Тангаро Нокалато, Тангаро Ноав, Тангаро Нопатау, Тангаро Номатиг, Тангаро Новунуэ, Тангаро Новлог. Было одиннадцать братьев, все Тангаро, а двенадцатым был Кват.

Кват начал создавать людей, свиней, деревья, скалы и все, что ему вздумается. Он создал все вещи, но не знал, как сделать ночь. Тогда еще не было ночи, и все время было светло. Братья сказали Квату:

-Послушай, не очень-топриятно, что все время день. Не можешь ли ты сотворить для насчто-нибудьеще?

Кват стал узнавать, что можно сделать с дневным светом, и услышал, что на острове Вава бывает ночь. Тогда Кват взял свинью., связал ее, положил в лодку и отплыл на остров Вава. Там жил некий И Конг, и Кват купил у него ночь.

Рассказывают еще, что Кват подплыл к подножию неба и купил там темноту. И ночь научила его, как засыпать вечером, а утром делать рассвет.

Кват вернулся к своим братьям. Теперь он знал, что такое ночь.

И у него был петух и другие птицы, для того чтобы узнавать, когда наступает время рассвета. Кват велел братьям приготовить место для сна, и они настлали в доме листьев кокосовой пальмы. И вот братья впервые увидели, как солнце двинулось и стало склоняться к западу.

-Оно уползает! - вскричали братья.

Мифология и культура

165

-Оно скроется, - сказал Кват, - и вы увидите, как все на земле изменит вид, и это будет ночь. И Кват пустил ночь. Братья закричали:

-Что это выходит из моря и покрывает небо?

-Это ночь, - ответил Кват. - Войдите в дом и сядьте, а когда вы почувствуете, что у вас глаза слипаются, лягте и спокойно лежите.

Стало темно, и глаза у братьев начали слипаться.

-Кват! Кват!- закричали братья. - Что это? Мы умираем?

-Это сон, - сказал Кват. - Закрывайте глаза и спите.

Но вот прошло время ночи, и петух закукарекал, а другие птицы защебетали. Кват взял кусок красного обсидиана57 и разрезал ночь. И свет, который был покрыт темнотой, снова ярко заси-

ял. Братья проснулись.

А Кват продолжал создавать разные вещи.



2019-10-11 312 Обсуждений (0)
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ НАРОДОВ ОКЕАНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ НАРОДОВ ОКЕАНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)