Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФУНКЦИИ МИФА В КУЛЬТУРЕ



2019-10-11 795 Обсуждений (0)
ФУНКЦИИ МИФА В КУЛЬТУРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Остановимся подробнее на функциях мифа, то есть на его ролях в культурно-историческойжизни общества, так как одной из существенных характеристик мифа является его полифункциональность. Поскольку миф исторически изменчивое явление, то, естественно, функции мифа в различные эпохи будут меняться, функции мифа в первобытном обществе будут отличаться от его функций в последующие эпохи.

Среди многообразных функций архаического Мифа следует отметить особенно важные для примитивных культур функции - социально-интегра-тивнуюинормативно-регулятивную.С помощью мифа происходит процесс интеграции индивидов в социум. Миф формировал первобытный коллектив, прививая индивидам социальные качества, благодаря которым они становились полноправными членами общества. Мифология служила в данном случае заменой еще не возникших общественных и правовых институтов, она закрепляла существующие порядки и обычаи, увековечивала и оберегала их. Миф провозглашал незыблемость общественного порядка. Он выступал в качестве регулятора общественной жизни первобытного коллектива. При этом выживание индивида и всего рода зависело от того, насколько глубоко индивид воспринимал доминирующие ценности и моральные нормы данной группы, то есть насколько успешно проходил процесс адаптации. Не последнюю роль в процессе социализации играли различного рода запреты, табу и другие системы знаков, посредством которых управляются индивид и коллектив.

Л.Н. Воеводина

Сакральная функция мифа - одна из существенных, на основе которой миф отграничивается от других форм культуры, так как миф несет в себе заряд сверхъестественного, представление о запредельной действительности, качества которой наделяются чудесной силой, что приводит к созданию мифологических образов, различного рода сверхъестественных существ

- демонов, духов, богов.

Мнемоническая связь возникает благодаря изначальной направленности мифологического сознания на специфический род духовного общения. Миф, таким образом, выступал как средство и способ общения. Повышенная эмоциональность, экспрессивность и суггестивность мифа облегчали его функционирование в обществе. При этом духовные ценности транслировались в горизонтальном плане от одной группы, племени, нации к другим, и в вертикальном - от одного поколения к другому. Причем с превращением мифа в литературный факт эта функция не утратила своего значения, поскольку коммуникативная функция литературы и искусства связана с их семиотической природой, благодаря чему они и являлись средством коммуникации. В дописьменный период культуры вполне естественно миф выполнял мнемотическую функцию, играл роль памяти. Мнемоническая функция мифа способствовала сохранению культурных стереотипов, жизнеспособных в данной культурной среде. Данную функцию миф начал выполнять со времен мезолита, но и после изобретения письменности она частично сохранилась.

Мифология выполняет и не менее важную сигнификативно-моделирующуюфункцию, которая заключается в построениях знаковой системы действительности и моделей окружающего природного

Мифология и культура

59

исоциального мира. В мифах, особенно космогонических, закреплена модель Вселенной, отражающая миропонимание древнего человека. Так, в мировых мифологиях структура мира состоит из трех частей: небесной, земной и подземной. Первым и основным ярусом в иерархии мира был мир небесный, населенный небожителями - богами. Срединный, земной мир был местом обитания человека, а также местом пересечения путей человека и разного рода сакральных существ, всевозможных духов природы. Подводный и подземный миры представлялись своеобразной преисподней, где жили боги подземного мира. Зачастую основные модели космоса у различных народов совпадали, например, для индоевропейской мифологии характерно представление о мире, как о диске, который держится на спине кита или черепахи.

Важными функциями мифа являются аксиологическая и телеологическая, поскольку мифологическое сознание выступает носителем ценностного отношения субъекта к миру, показывая общезначимые ценности и цели исторического развития, с помощью которых индивид может ориентироваться в различных жизненных ситуациях и соответствующим образом корректировать свои поступки. В мифе закреплена безусловная ценность данного носителя мифологического сознания или целого рода, ярко выражен эгоцентризм первобытного человека и архаического коллектива в целом, а также ценностное самоопределение субъекта мифологического сознания, а поскольку для него возможное и действительное тождественны, то и собственная роль в истории понимается как выдающаяся

иисключительная. Члены архаичных коллективов считают себя во всех отношениях выше других, а мес-

60

Л.Н. Воеводина

то своего обитания принимают за центр мироздания. Более того, уже в древнейших мифах, ритуалах и празднествах в символической форме закреплен принцип инверсии статусов, миф о реванше всего маргинального, лиминального и бесструктурного над структурно оформленным и сильным. В. Тэр-нери другие исследователи в этой связи замечают, что взгляды коммунитас (структурно низших, тяготеющих к полной бесструктурности) связаны с ожиданиями эсхатологической катастрофы, важное звено которой составляет момент гибели богов или их добровольное принесение себя в жертву для искупления грехов человечества и рода. Тоталитаризм с его выраженным эсхатологическим аспектом и ритуалы инверсии общественного статуса в архаичном коллективе имеют несомненное сходство. Миф вселяет надежду, но в действительности реальные противоречия не исправляются с его помощью, и в конце кондов общество испытывает полный крах всех своих надежд.

С аксиологической тесно связана теологическая функция мифа, так как в мифе отражаются исторические цели и задачи племени, нации, народа, дается определенная картина прошлого и

конструируется будущее. Цели субъектов мифологического сознания формулируются в имплицитной форме, в ярких и запоминающихся образах, способных сразу же привлечь к себе внимание и оказывать сильное психологическое давление. Главным в данном случае становится привлечение наибольшего количества сторонников, желательно всего народа. Познавательная функция мифа заключается в попытках дать объяснение причинам и способам возникновения отдельных частей мира, а также человека. Сюда же относится объяснение гибели че-

Мифология и кцлътцра

ловека, живых существ и мира в целом. Миф, например, дает ответ на вопрос: каким образом из Хаоса возникла Вселенная (космогонические мифы). Очень распространен в мифологиях различных народов миф о браке неба и земли, миф о Мировом яйце, мифы о происхождении космоса из расчлененного тела бога или тотема. Этиологическую нагрузку несут и полярные космогоническим эсхатологические мифы (наиболее известный из них запечатлен в "Апокалипсисе"). Полностью этиологическую функцию выполняют так называемые этиологические мифы, в которых дано приемлемое для мифологического сознания объяснение причин возникновения отдельных явлений универсума и человека (антропологический миф о создании человека). Этиологические мифы призваны объяснить внешний облик и характерные черты живых существ, появление того или иного предмета или природного явления. Сакральная часть этиологических мифов объясняла, например, каким образом появился огонь, горы, леса; профанный массив - каким образом возникли более мелкие и незначительные природные объекты (отдельные реки и многое другое).

"Солярная" мифология объясняла причины возникновения солнечных затмений и других явлений природы, связанных с солнцем. Так, славяне связывали солнечное затмение с тем, что волкодав-оборотеньсъедает солнце. Астральная мифология давала детерминацию причинам возникновения различных созвездий, отдельных звезд и планет, а календарные мифы - смене времен года. Понятно, что познавательная функция со временем приведет к ограничению сферы мифического и расширению сферы критического, интеллектуального.

62

Л.Н. Воеводина

Познавательная функция зачастую объявлялась в истории изучения мифологии основной, но на самом деле она носит скорее факультативный характер, является побочным продуктом мифологического сознания. Такие признанные авторитеты в деле изучения мифологии, как А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг, отмечали нецеленаправленный характер познания и антикаузальность мифологического мышления, отличающие миф от других форм освоения действительности. Безусловно, в мифе так или иначе откладывались в начальной форме продукты рационального знания и интуитивного постижения, объяснения мироздания, определенные крупицы общечеловеческого опыта. Известно, что отличительной особенностью мифологического сознания является проекция качеств и свойств индивида на все мироздание, что приводит к социоант-ропоморфизму.Мифологическое сознание очеловечивает природные силы, перенося на них свои природные переживания, носящие субъективный характер, и в результате природные явления воспринимаются им как сверхъестественные и демонические.

Компенсаторной функции мифа в последнее время исследователи отводят значительную роль. Миф выступает как средство утешения, замещения и восполнения недостающего, он обнадеживает индивида и тем самым создает, пусть ненадолго, состояние психологического комфорта. Сильное эмоциональное воздействие увеличивает компенсаторную способность мифа, при этом происходит отождествление реального и воображаемого, желаемого и действительного. Ограниченность человеческих возможностей и непрочность собственного существования, постоянно находящегося во власти непонят-

Мифология и культура

63

ных человеку сил, страх перед необъяснимым и таинственным в мире природы, осознание конечности земного бытия и неизвестность посЛертно-го- все эти факторы приводили к необходимости адаптации к окружающей действительности, подхлестывали воображение.

Интерес к мифу обострялся в переломные моменты истории, в эпохи кризисов и потрясений, и

это происходило, наряду с другими причинами, и потому, что с помощью мифологии человек пытался сделать жизнь более приемлемой, обжить непонятный мир, сконструировать более привлекательное и светлое будущее. Таким образом, миф - явление многогранное, сложное, претерпевающее эволюцию и поэтому меняющее свои функции в истории культуры.

Обращение к его свойствам и функциям позволяет лучше понять феномен человеческой цивилизации, а сформулированные особенности мифологического мышления, рассмотренные с самого раннего периода истории развития человека, помогают не только проследить эволюцию сознания и способов его выражения, но и увидеть его характерные черты в ментальности современного человека. Архаические формы мышления и поведения не ушли в прошлое, они имманентны в своих реликтовых формах поведению и психике цивилизованного человека. Человеческая ментальность не является чем-топостоянным и неизменным, она зависит от многих факторов и конкретных условий существования, от психофизиологического состояния организма, от степени сосредоточенности. Архаические формы или элементы поведения могут проявиться в нетипичных экстраординарных ситуациях или в пограничных состояниях сознания на границе бодрствования и сна. Диапазон колебаний

64

Л.Н. Воеводина

ментальной активности у цивилизованного человека представляется современным психологам и антропологам чрезвычайно широким с параллельно идущими латентными мифологическими рудиментами, которые носят бессознательный характер и проявляются не в суждениях, а, скорее, в аффективно-интуитивныхреакциях, в способе и характере символизации окружающего мира.

Архаический пласт ментальности детерминирует собой не только цепочку специфических реакций, но и является резервуаром мифопоэтических представлений и образов, истоком "космического" мышления с ярко выраженным личностным отношением к реальности, когда универсум наделяется чертами одушевленного существа, предстает не объектом, а субъектом; отсюда же проистекает ощущение глубинного родства и единства человека с космосом. Мифологический модус человеческого опыта, хранящийся и в бессознательных слоях психики, становится источником креативных находок, нетривиальных ассоциаций и аналогий. Эти атрибутивные формы мировосприятия и поведения, трансформируясь в различные мифологемы, приобретают новые конфигурации в сочетании с образами обыденного сознания, сформированного не в последнюю очередь техногенной цивилизацией.

Контрольные вопросы:

1.Назовите основные функции мифа в архаической культуре.

2.Как эволюционируют функции мифа в истории.

ТЕОРИИ МИФА



2019-10-11 795 Обсуждений (0)
ФУНКЦИИ МИФА В КУЛЬТУРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФУНКЦИИ МИФА В КУЛЬТУРЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)