Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРИИ МИФА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX ВЕКА



2019-10-11 886 Обсуждений (0)
ТЕОРИИ МИФА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




На ранних ступенях развития человеческого общества рациональность и рациональное мышление отождествляются с мифологией, поскольку первые научные и философские опыты практически тождественны мифологии и осуществляются в ее рамках и по ее законам. Например, "первый ученый" Древней Греции Анаксимандр (VII - VI вв. до н.э.), создавший первую карту, считал, что Земля представляет собой каменный цилиндр. Да и другие философские и научные построения основывались не на эмпирических данных, а имели чисто умозрительный характер, а их исток можно усмотреть в архаических верованиях и древних культах, в орфизме. Первоначало мира Фалес усматривал в воде, Анаксимен - в воздухе, Пифагор - в числе, Гераклит - в огне. Безусловно, подобные взгляды — это чистая мифология, без которой не удалось бы обойтись первым философам и ученым, научными они могут быть названы условно. "Как это ни странно для нас, но эти борющиеся, похищающие и похищаемые герои представляют собой архаическую форму наших будущих абстракций, наших философий

66

Л.Н. Воеводина

и гносеологии, систем наших восприятий мира..." -отмечаетО.М. Фрейденберг17. Общепризнанным фактом является превращение мифологических образов в понятия.

Философы Греции - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - выступали с критикой мифа, хотя сами не могли обходиться без обращения к нему в своих натурфилосо-фиях.Философия античности имеет своим истоком рефлексию над развитым мифологическим опытом.

Первыми, кто запечатлел в стихотворном слове греческую мифологию, были певцы героического эпоса VIII - VII вв. до н.э., то есть в то самое время, когда началось разложение родового строя. Ими было написано более сотни книг, из которых сохранилась небольшая часть произведений, в частности гомеровские "Илиада" и "Одиссея".

Вторым этапом в развитии эпоса стал дидактический эпос VII в. до н.э. В содержательном плане он был посвящен выявлению генеалогии различных греческих богов и героев. К этому роду произведений относится "Теогония" Гесиода. Лирические поэты VII - VI вв. до н.э. (Алкей, Сапфо) занимались обработкой древних мифов, внося в них религиозно-нравственныйсмысл и свою индивидуальность. Новую жизнь обрела мифология в творчестве драматических поэтов V в. до н.э., в знаменитых трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Мифологический сюжет зачастую использовался ими для решения актуальных для общества проблем, решаемых в гуманистическом ключе, трагедия стала вершинным достижением литературы античности.

' Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978, С. 50

Мифология и культура

67

В это же время мифами занимаются историки-генеалоги,пытаясь систематизировать разнообразные мифы. Их работы не сохранились. В III в. до н.э. над мифами работали александрийские ученые, например, Аполлоний Родосский собирал малоизвестные мифы и поэтически их перерабатывал (его римский подражатель - Овидий, "Метаморфозы"). С другой стороны работали киклографы, которые пересказывали древние мифы по циклам со всеми вариантами. Лучше всего сохранилась та часть наследия античности, над которой работали эпигоны, жившие в первые века нашей эры. Сведения об античных мифах дошли до нас из исторических (Геродот и Фукидид) и географических (Страбон) сочинений. Хранителями мифа выступают римские поэты (Вергилий и Овидий), христианские писатели первых веков нашей эры. Расставаясь с античностью, человечество стремилось сохранить ее культуру. Так возникли "Мифологическая библиотека" Аполлодора из Афин, "Историческая библиотека" Диадора Сицилийского, "Ватиканскиемифогра-фы"- сборник VII в. н.э.

Наибольшей достоверностью отличаются пересказы мифов писателями эпохи эллинизма и первых веков христианства, целью которых была критика языческих верований и обрядов. Именно они обращались к ранним архаическим формам мифа. Объясняется это тем, что Климент Александрийский, Арнобий, Тертуллиан стремились показать нелицеприятную сторону языческих мифов, в которых описывались каннибализм, инцест, человеческие жертвоприношения. Климент Александрийский и Арнобий сохранили для нас, например, более раннюю, чем у Овидия в "Метаморфозах", версию мифа о Пигмалионе. В древнем варианте рассказывается

68

Л.Н. Воеводина

о том, что царь Кипра Пигмалион полюбил статую главной богини острова Афродиты. Этот древний миф на самом деле является зеркальным отражением ритуала священного брака, и союз правителя с богиней носит символический характер. Старое значение мифа было постепенно утрачено, и нам известен уже более поздний вариант этого мифа в пересказе Овидия.

Древним грекам принадлежат и первые толкования мифов: аллегорическое, символическое и эвге-мерическое.Поскольку мифология постепенно перешла в разряд вымышленного повествования, утратила достоверность, была отнесена к области вымысла, а не реальности, то начиная с VI - V вв. до н.э. стало возможным интерпретировать ее как иносказание. В первую очередь аллегорическому истолкованию подверглось литературное наследие Гомера, мифы которого пользовались огромной популярностью и были признаны образцом словесного творчества.

Аллегорическое толкование мифов решалось в самом различном плане: природнокосмологическом (например, Эмпедокл считал, что Зевс - аллегория огня, Гера - воздуха,

Гадес - земли); этическом - мифы истолковывались как моральные аллегории (Анаксагор, Гекатей, Плутарх и др.); философском - мифы интерпретировались как иллюстрации философских взглядов и концепций. Феа-гениз Регия (IV в. до н. э.) считал, что мифы вобрали в себя всю народную мудрость и знания, но, чтобы понять их, нужно уметь правильно истолковывать мифы, поскольку знания даны в них в иносказательной форме. Он пытается понять логику построения образов богов в произведениях Гомера, связывая образы богов с природными стихиями, например, Аполлон, Гелиос, Гефест - это аллего-

Мифология и культура

69

рии огня, Посейдон - воды, Артемида - луны, Гера - воздуха, а также с качествами ума и души человека (Афина - аллегория ума, Арес - безрассудства, Афродита - страсти).

Понимание мифа как аллегории было широко распространено в эллинистическо-иудейскойи раннехристианской литературе. Его придерживались стоики, неоплатоники усматривали в мифах аллегорическое выражение концепции о переселении душ. К аллегорической трактовке мифов склонялись Филон Александрийский (при истолковании текстов Пятикнижия), Бокаччо ("Генеалогия богов"), гуманисты. Аллегорические истолкования, предпринимавшиеся в разное время, по сути, были обусловлены поиском скрытой сущности мифологических сказаний и образов на более поздней стадии развития человечества. Поиск различного рода аллегорий в мифологических текстах зачастую оканчивался неудачей. Установление одного единственного смысла того или иного мифа вело к его упрощению, искажению или разрушениюиз-запроизвола интерпретатора.

Эвгемерические толкования возникли приблизительно в III в. до н.э. и были названы по имени грека Эвгемера, который усматривал в мифологических героях обожествление исторически существовавших правителей. Его книга "Священная запись" продолжает собой развитие идей, высказанных еще Геродотом. Мифы для него являлись своеобразными историческими памятниками. Эвгемер стал основоположником рационалистической трактовки мифов, возникновение которой свидетельствовало об утрате сакрального значения мифа, о том, что миф превращается в обыкновенную историю, рассказ о далеком прошлом, а мифологическое вое-

70

Л.Н. Воеводина

приятие мира безвозвратно потеряно. По его мнению, герои, прославленные своими подвигами, и мудрые цари обожествляются людьми.

Символическая интерпретация мифа, встречающаяся у орфиков и пифагорейцев, связана с представлением о мифе как синтезе двух планов бытия: небесного и земного, или, говоря философским языком, - идеального и материального. Для них мифы были единственной достоверной реальностью, а не безыскусными и причудливыми образами, они заключали в себе тайное знание, сокровенные смыслы бытия, природы, космоса, основы и принципы устройства потустороннего мира. В орфических табличках, найденных в гробнице, описывается, например, что должна делать бессмертная душа в загробном мире, чтобы достичь спасения: Ты найдешь слева от дома Гадеса18 источник, Рядом с ним стоит белый кипарис. К этому источнику близко не подходи. Но ты найдешь другой около Озера Памяти, Холодные воды несущий, и перед ним стоит стража. Скажи: "Я дитя земли и Звездного Неба, Но род мой - только от неба. Об этом вы знаете сами.

Ивот я, жаждой томим, погибаю. Дайте скорее Холодной воды, текущей из Озера Памяти". И сами они дадут тебе испить из святого источника,

Ипосле этого среди других героев ты место получишь...19

18

Гадес — Аид, в греческой мифологии бог — владыка подземного царства мертвых.

19 Цит. по Рассел Б. История западной философии. T.I. M., 1993, С. 36.

Мифология и культура

71

Два святых источника, о которых упоминается в табличке, Лета, источник забвения, и Мнемосина, источник памяти, из последнего и необходимо отпить воды, чтобы достичь спасения.

Преобразователь орфического учения, Пифагор (VI в. до н.э.), выступает в русле символического понимания мифа, а характер космогонической философии Пифагора, его вера в переселение душ (метемпсихоз) свидетельствуют о естественной принадлежности к мистической традиции. Пифагор считал, что первоначалом всего является число, которое понималось им первоначально материалистически, числа обладают формой - квадратной, треугольной и т.п. Лишь впоследствии пифагорейцы приходят к пониманию числа как принципа всех вещей.

Ксенофан (VI - V вв. до н.э.) выступал против антропоморфного понимания богов, с критикой Гомера и Гесиода, которые наделяли богов человеческими слабостями и пороками, а также против политеизма греческой религии. В "Насмешливой поэме" он писал:

Что среди смертных позором слывет и клеймится хулою - То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули. Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро...

Если бы руки имели быки, или львы, или кони, Если б писать, точно люди умели они что угодно, -Кониконям бы богов уподобили, образ бычачий Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

72

Л.Н. Воеводина

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен20.

Парменид (VI - V вв. до н.э.), ученик Ксенофа-на,различал истину, которую способны дать нам разум - логос - и мнение, основанное на чувствах. Мифологию он относил к последнему. Если Гесиод считал вымысел в мифе положительным фактом, приближающим человека к истине, то Гераклит (VI - V вв. до н. э.) резко высказывался против получения знания из мифов, сочиненных поэтами и мифографами. Гомер и Гесиод им осуждались: "Гомер заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и быть высеченным розгами... Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея"21.

Платон (V - IV вв. до н.э.), продолжил традицию досократиков, придерживающихся аллегорического толкования мифов. Спектр понимания мифа у Платона достаточно широк - это и обычное слово, мнение, речь, это и повествование о богах и героях, о прошлом человечества, это и басни Эзопа с их морализирующим звучанием. Поскольку главное для Платона в мифе - его воспитательная функция, то везде, где она не была выдержана последовательно, как у Гомера и Гесиода, миф считался неблагочестивым измышлением, вредным вымыслом. В своих воззрениях на миф Платон зачастую допускает, как и в других случаях, двусмысленные

20Ксенофан. Насмешливая поэма//Хрестоматия по античной литературе. М., 1965, С. 84.-'Цит. по Рассел Б. История западной философии. T.I. M., 1993, С. 60.

Мифология и культура

73

высказывания, которые можно трактовать по-разному.Мифологические и поэтические произведения есть подражание и выдумка, но в то же время они имеют непосредственное отношение к истине.

Миф для Платона - выдумка, но и возвещенное оракулом священное слово, не подчиняться которому просто невозможно, оно принимает характер закона. Миф - это еще и нечто обольстительное, магическое, способное убедить в чем угодно. Но миф уступает логосу, как в философии воображение уступает размышлениям, хотя, с другой стороны, Платон почти отождествляет миф и логос, они заменяют друг друга и дополняют. Миф - это и некое подобие вечных идей, некая парадигма, образец образца. Соединение в мифе знания и вымысла делает миф могущественным и непревзойденным по силе своего воздействия на людей, а раз это так, то Платон не мог не использовать мифы в своих произведениях. У Платона мы встречаем отношение к мифам не только как к продуктам до-рефлективногосознания, но и как кчему-то,что философски может быть сконструировано, создано. В основном же миф для Платона представляет собой область поэзии. Не с научных фактов, а с изучения мифов, считал Платон, необходимо начинать воспитание и образование юных граждан идеального государства. Аристотель (IV в. до н.э.) относил мифологию к подражательным искусствам, миф у него чаще всего равноценен фабуле. "Любящий мифы есть уже в некотором смысле философ", -

отмечает Аристотель в "Метафизике". Для Аристотеля поэтическое искусство - источник познания и удовольствия. Он признавал Гомера величайшим поэтом, а подражание лучшим людям считал характерным для

74

Л.Н. Воеводина

его поэзии. От личности поэта зависит содержание поэзии: прекрасные деяния воспроизводятся людьми серьезными, а легкомысленные изображали жизнь людей "негодных". Аристотель ценит творческое воображение поэтов и советует не держаться старых мифов, а творить новые фабулы. Из всего этого видно, что в античности миф постепенно утрачивает свое значение как некой реальности, он начинает восприниматься как художественный вымысел, род словесного творчества, поэтическое произведение, которое должно быть правильно истолковано, чтобы служить воспитательным целям.

Дальнейшая трансформация мифа как явления культуры происходит в III - II вв. до н.э., в эпоху эллинизма, когда началось быстрое усвоение греческой культуры и мифологии Римом. Греческие боги, сливаясь с местными богами римлян, накладывают на последних "следы" собственного своеобразия и истории. Политически Рим завоевал Грецию, но в области культуры римляне, однако, оказались под сильным влиянием греческой культуры, которая признавалась образцом. Римские писатели во многом подражали греческим мастерам, что проявилось в творчестве Вергилия, Горация, Овидия. Миф не утратил своей привлекательности, но стал использоваться авторами для того, чтобы с его помощью запечатлеть историю и жизнь своих современников, свой личный жизненный опыт. Какие-тоэлементы мифа видоизменяются,какие-тоутрачиваются целиком, заменяются новыми, поэтому в различных источниках один и тот же миф порой сохраняет лишь имена героев. В центре мифов-частнаяжизнь, жанровые сценки, воспитание детей.

Такие философские школы эллинизма, как школы стоиков и эпикурейцев, понимали в основном

Мифология и культура

75

миф аллегорически, считали, что в нем запечатлены философские и религиозные истины. Эпикурейцы утверждали, что мифы служат для поддержки жрецов и правителей. Одновременно с греческой мифологией, с XIII - XII до II вв. до н.э. создавалась мифология библейская, представленная сначала ветхозаветными текстами, которые повествуют об истории еврейского народа. В библейской мифологии слышны отголоски мифов Древнего Востока: Египта и Ханаана (Палестины).

Распространению христианской религии во многом способствовал кризис культуры римского общества. Фигура Христа соотносится с умирающими и воскресающими божествами земледельческого культа, египетским Осирисом, греческим Дионисом или же с солнечным божеством. Христианский миф, в отличие от греческого, носит спиритуалистический характер. Ядром христианства являлся платонизм. Неоплатоники, особенно Плотин, оказали большое влияние на формирование теологии средних веков. Им пришлось потратить немало усилий, чтобы примирить равно почитаемых Гомера и Платона. Прокл утверждал, что Платон был почитателем божественного Гомера, хотя на самом деле Платон вел борьбу со старой мифологией. Проклу принадлежит заслуга разделения мифов на воспитательные, примером чего могут служить мифы Платона, и божественно-неистовые- мифы Гомера, Гесиода. С.С. Аверинцев, анализируя этот факт, отмечает: "...в перспективе тысячелетних путей европейской эстетической мысли эта классификация - не что иное, как первый набросок...

концепции, которая приобретает четкость у Шеллин-

76

Л.Н. Воеводина

га... миф воспитательный - аллегория; миф "божественно-неистовый"- символ"22.

Для средних веков характерны гонения на мифологию античности, боги которой трактуются как нечистая сила и искушение дьявола, а также расцвет новой библейской мифологии. Религиозная тематика становится главной в искусстве того времени. С конца XIII века в Италии формируется Возрождение, искусство приобретает более светский характер, используются образы античной мифологии. Л. Баткин высказывает мысль о том, что

"Возрождение - последняя целостная культурная система, построенная на архетипах, то есть на мифе. Ренессансный миф с его антропоцентризмом, склонностью к историзму и критичности мышления, переносом внимания на реальность создает предпосылки демифологизации... Здесь античная мифология, мертвая сама по себе, включилась в некий сплав (христианство, гротеск, магия, рыцарская легенда), который в целом был еще мифологической реальностью мышления, его разумом, а не предрассудком, кровью культуры, а не реминисценцией... Пока без христианских и античных одежд не обойтись - они не могут быть только одеждами, чем-точисто формальным. Я бы сказал, что пока "использование" мифологии (при всем решающем значении того факта, что ее уже "используют", а не просто живут в ней) остается повсеместным и всеобщим свойством литературы, тепло мифа еще

"23

не совсем отлетело

22Аверинцев С.С. Мифы/ / К.Л.Э. Т. 4. М., 1967, С. 95 - 97.

23Баткин Л. Ренессансный миф о человеке//Воп. литературы. 1971, №9, С. 116.

Мифология и культура

В эпоху Возрождения мифы продолжают истолковываться как иносказания. К сторонникам аллегорического толкования мифов относится Джованни Бокаччо (1313 - 1375), настоящий знаток и ценитель античности, интерес к которой отразился в его книге "Генеалогия богов". Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) осуществлял толкование античных мифов в работе "О мудрости древних" в познавательном аспекте, усматривая в образах мифологии аллегорически данную картину мира и его происхождения. По мнению Бэкона, в мифе заложена открытая содержательная глубина, некая тайна, а не просто развлекательная история. Бэкон продолжает аллегорическую традицию интерпретации мифа, характерную для неоплатонизма и христианского аллегоризма. Обращение к античной мифологии не могло не закончиться ее пересмотром, новым прочтением и созданием заново. Таким образом, вклад Возрождения в толкование мифов не был решающим, а развивал прежние, традиционные подходы к мифологии. Миф толковался как философская, моральная, научная, религиозная аллегория. Концепции мифа разрабатывал Джанбаттиста Вико (1668 - 1744), выступивший с критикой картезианской концепции исторического прогресса и с теорией циклического развития человечества, проходящего три эпохи: божественную, героическую и человеческую, что соответствует детству, юности и зрелости человеческого общества. Он считал, что мифология была имманентна первобытной языческой культуре и ранним формам мышления, и называл ее чувственной и фантастической метафизикой. Для древнего человека характерно превалирование чувства и фантазии над рассудком. Попытки понять окружающую действительность и объяснить

78

Л.Н. Воеводина

причины видимого привели к вере в богов. Вико подчеркивал возвышенный характер первобытной поэзии и тот факт, что гомеровская поэзия проистекает из "божественной" (мифологии). Первые люди проецировали на природу свои собственные чувства и свойства, не владея абстрагированием. Он видел синкретичность мифа, в котором в начальном состоянии были заложены различные науки и поэзия. Вико отмечал, что все народы мира проходят первую поэтическую стадию, на которой происходит формирование мифологий, сходных во многих отйошениях, что объясняется тем, что различными нациями движут единообразные идеи. Поскольку Вико видел в мифах отражение истории и общественных отношений древних, то можно говорить о нем как о стороннике эвгемерическо-готолкования мифов. Вико обратился к исследованию языка древних сказаний и отметил, что он произошел от первоначального языка жестов и знаков, носивших символичный характер. Это отразилось и на следующем этапе формирования языка поэзии, мифологии, который также имел высокую степень символичности и эмоциональности. По мере развития интеллекта происходила выработка языка прозы, что указывает на движение к цивилизованному обществу.

Для Вико мифы выступают и как фантастические универсалии, которые позже сменились универсалиями рациональными. Вико считал миф пережитком древности и не видел возможности для появления мифов в современную эпоху. Его философия "содержит почти все основные направления в изучении мифа: столь различные и порой враждебные друг другу

гердеровскую и романтическую поэтизацию мифологии и фольклора, анализ связи

Мифология и культура

79

мифа и поэтического языка у Мюллера, Потебни и даже Кассирера, теорию "пережитков" английской антропологии и "историческую школу" в фольклористике, отдаленные намеки на "коллективные представления" Дюркгейма и прелогизм Леви-Брю-ля"24.Таким образом, философия мифа Вико отличается глубиной и оригинальностью по сравнению с более ранними интерпретациями мифа, а также служит отправной точкой для дальнейших исследований в этой области.

Авторитет мифологии резко упал в эпоху Просвещения, которая вообще отказала мифу в какой-либополезности и целесообразности, объявив его суеверием, выдумкой, санкционированной религией или, в лучшем случае, приравняв к сказке. В основном просветители видят в мифе предрассудок, с которым нужно бороться как с любым предрассудком разума. В этот период утрачивается исторический подход к мифу (Вольтер, Дидро, Монтескье). Дени Дидро (1717 - 1784) выступает с критикой классицистов за мистификацию античности, которая выражается в слепом следованиигреко-римскойтрадиции, что приводит современное искусство к выхолащиванию и безжизненности, он призывал учиться у древних умению видеть природу. Как и Вольтер, Дидро считал мифологию порождением суеверия первобытного человека, обманом жрецов.

Немецкие просветители относились к мифологии с большим пиететом. Тонким ценителем и знатоком искусства античности был Иоганн Иоахим Винкельман (1717 - 1768). Античность, по его мнению, дала непревзойденный идеал красоты. Изучение античности и следование ее образцам дали миру

'' Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, С. 16.

Л.Н. Воеводина

таких великих мастеров, как Микеланджело, Рафаэль, Пуссен. Винкельманом написана "История искусства древности" (1763), где он анализирует классическое искусство. Еще в "Мыслях о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре" (1755) он выдвинул свою теорию подражания античности, которая была с восторгом принята и стала основой классицизма.

Другой идеолог немецкого Просвещения Гот-тхольдЭфраим Лессинг (1729 - 1781), видный писатель и теоретик искусства выступил как критик классицистов и И.И. Винкельмана. На примерах греческого искусства, мифологических образов он создает свои эстетические концепции и становится на защиту искусства, более связанного с жизнью, против идеализма Винкельмана.

Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803), теоретик течения "Буря и натиск", говорил о необходимости перехода от следования античному искусству к его тщательному исследованию на основе исторического подхода. Гердер усматривал в мифах проявление национального своеобразия сознания народа, поэтическое выражение народной мудрости. Одним из первых он обратил внимание на народное творчество, песню, фольклор. Учение Гердера о мифе послужило отправной точкой для разработки теории мифа немецкими романтиками. Как и Ф. Шлегель, Гердер мечтал о создании новой мифологии и говорил о перспективности мифов для современного художественного творчества.

Миф становится одной из основных тем романтической эстетики. Он получает в ней предельно широкое толкование и относится к сфере всего выразительного и образного. Не только произведения искусства, но и сама человеческая жизнь трактует-

Мифология и культура

81

ся как осуществленный миф, мифическое бытие, а миф интерпретируется как действительность, реальность, правда, поэзия.

Романтизм формировался в период роста национального самосознания. Эпоха формирования наций толкала к изучению своих корней и истоков, к исследованию национального своеобразия народного творчества - к фольклору, мифологии и т.д. У романтиков уже можно обнаружить, хотя и в начальной форме, исторический подход к явлениям культуры. Впрочем, романтики порой отождествляли миф с поэзией, а поэзию считали правдой, или миф

отождествляли с религией как высшей правдой. Среди романтиков, занимавшихся теоретическим изучением мифа, можно назвать, братьев Шлегелей, Ф. Шеллинга, Ф. Крейцера, братьев Гримм. Романтики мечтали создать "новую мифологию", в которой дух и природа будут тождественны. Фридрих Шлегель (1772 - 1829) в "Речи о мифологии" (1800) высказывает мысль, что мифология - результат не столько чувственного постижения и символизации природы, сколько духовного. Мифологию он называет "поэмой природы", в которой он усматривает самые высокие идеалы. Миф -средоточиебесконечных трансформаций и превращений образов. Шлегель превозносил греческую мифологию и одновременно испытывал сильное влияние средневекового католичества и мистицизма Беме. Древние мифы уже не устраивают современного человека, а потребность остается, поэтому Шлегель считает необходимым создание новой мифологии. Все научные теории, религия, мистицизм, всесим-волотворчество,в котором выражалась духовная жизнь человека, Шлегель понимал как мифологию, которая гармонизирует окружающий мир.

82

Л.Н. Воеводина

Теоретическая разработка проблем мифологии занимает центральное место в эстетике Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775 - 1854), в частности в "Философии искусства" (1802 - 1805). Шеллинг считал, что миф - не фантазия, а форма проявления абсолюта. Чтобы понять мифы, нужно не просто их изучать, противопоставлять их как объект самому себе, а смотреть на них "изнутри", только таким образом можно уловить законы построения мифов. Противопоставление природы искусству снимается мифологией, которая в символической форме выражает обожествление природных явлений. Аллегорическое и эвгемерическое толкование мифа им отвергается. Именно символ является конструктивным элементом мифологии, его первоначалом и основой, причем Шеллинг первым из немецких романтиков дает четкое разграничение трех способов изображения в искусстве: символа, схемы и аллегории. До этого эти категории употреблялись как тождественные, например у Шлегеля. Символ есть образ, непереводимый на языки других знаковых систем. Его отличает целостность и смысловая неисчерпаемость. Искусство символично по своей природе, это эманация абсолютного. Шеллинговский подход к символизму предвосхищает теории символа XX столетия.

Вслед за Винкельманом и Гете Шеллинг превозносит античную мифологию, сопоставляя ее с древневосточной и христианской. Он высказывает мнение, что греческая мифология символична и реалистична, индийская в большей степени аллегорична, персидская - схематична. Восточная мифология венчается христианской, самой идеалистичной, материалом же ее служит не природа, а историческая религия откровения. В мифологии символичес-

Мифология и культура

83

ки запечатлены вечные начала. Шеллинг отмечает трудность постижения мифологии современным сознанием и призывает преодолеть его при исследовании мифа, то есть призывает к историческому подходу при обращении к мифу. Шеллинг приходит к выводу, который отчасти предугадывает некоторые тенденции современного литературоведения, пытающегося осмыслить существование единой образной системы автора, наиболее часто повторяющиеся символы и мифологемы, которые, например, P.O. Якобсон называл "поэтической мифологией". Шеллинг считал, что поэт создает собственную целостную мифологию, постигая открывшуюся ему при созерцании часть универсума, а поскольку человеческие возможности ограничены, то завершить ее под силу только мировому духу. Великие поэты человечества (Данте, Шекспир, Сервантес) создают собственный художественный универсум, величественную и оригинальную мифологию, по которой читатель может легко и безошибочно отличить их произведения. Образы таких героев мировой литературы, как Дон Кихот и Санчо Панса, Шеллинг называет вечными мифами. Очевидно, что миф понимается им как образ, персонаж, и как отдельное произведение, и как творчество писателя в целом. Мифотворчество для него не локализовано на ранней ступени развития человечества, а осуществляется на протяжении всей истории культуры, и в этом смысле вечно.

Точка зрения Шеллинга и романтиков актуализировалась в нашем веке, на нее, в частности, опирался А.Ф. Лосев. Мечта о создании новой мифологии осуществилась в том плане, что само движение романтиков воспринимается как мифология с резко выраженными чертами эстетизма. После ро-

84

Л.Н. Воеводина

мантиков миф в культуре понимается в более широком смысле, чем до них. Они впервые заговорили о мифотворчестве и дали блестящие примеры его как своим творчеством, так и жизнью.

Попытки научной интерпретации мифа усиливаются в XIX веке вместе с ростом влияния позитивизма. В целом, взгляд на миф ограничивается пониманием его как формы целостного интуитивно-эмпирическогопостижения окружающего мира первобытным человеком, как способа объяснения природных явлений иродо-племенныхотношений на основе примитивных представлений о мире. В начале XIX века предпринимаются попытки истолковать античные мифы как заимствования из библейской мифологии или как результат усвоения мифов Востока (ориенталистское направление-Фр.Крейцер, Бенфи, Глэдстон). Но в основном борьба развернулась между двумя школами мифологов: натурмифоло^ической школой (А. Кун, В. Шварц, М. Мюллер, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев), которая опиралась на новейшие исследования лингвистики с применением сравнительной этимологии к изучению древних мифов, и антропологической.

Британский лингвист Макс Мюллер (1823 -1900),переводчик индуистских Священных Писаний, утверждал, что мифология неизбежна и необходима, она возникает потому, что является врожденной необходимостью языка, который для Мюллера есть внешняя форма и проявление мысли: "...мифология естественна; это врожденная необходимость языка, если признать язык внешней формой и проявлением мысли; по сути, это теневой покров, который язык набрасывает на мысль и который не может исчезнуть до тех пор, пока язык не

Мифология и культура

85

станет полностью соразмерен с мыслью, чего не произойдет никогда... В наши дни тоже есть мифология, как и во времена Гомера, но только мы не воспринимаем ее и постольку, поскольку мы сами живем под ее тенью, и поскольку все мы прячемся от полуденного сияния истины..."25. К появлению мифов привела "болезнь языка", когда забылось первоначальное значение метафорических эпитетов, с помощью которых выражались абстрактные идеи. В результате такого семантического взрыва языка и возникают мифы, но эпоха мифов не осталась в прошлом. Власть языка, заключенная в мифологии, распространяется на все виды умственной деятельности человека. Современный человек пребывает в мифе, но не воспринимает это как миф.

Натурмифологическая школа делилась на сторонников солярной, лунарной теорий и т.д. Одни видели в древних богах олицетворение солнца, другие - луны, третьи - метеорологических явлений (грозу - Кун, Шварц), четвертые - астральных. Идея натурмифологов заключается в том, что мифы возникли из попыток объяснить природные явления. Последовательное применение лингвистической методологии приводило к натяжкам и нелепостям, когда все мифы толковались, например, с точки зрения солярной символики, а теория "болезни языка" впоследствии будет отвергнута наукой.

Позитивистское крыло в изучении мифа представлено К. Марксом, а также английской антропологической школой. Для Карла Маркса (1818 - 1883) миф является исторически преходящей формой общественного сознания, которая может возникнуть и функционировать только на самой ранней стадии

А> Цит. по Бирлайн Д.Ф. Параллельная мифология. 1997, С. 260.

Л.Н. Воеводина

развития человеческого общества26. Он считал, что мифологическое мышление исчезнет с развитием общества, его производительных сил и установлением господства над природой. Конечно, миф не является неким трансцендентальным феноменом, существующим в застывшей форме в любые эпохи.

Во второй половине XIX века появилась английская антропологическая школа, представители

которой Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, Дж. Фрэзер исходили из новейших открытий в сравнительной этнографии. Если немецкая школа на-турмифологииимела своим истоком романтизм, работы Я. Гримма, то английская антропологическая школа развивалась в русле позитивизма и английского эмпиризма. Антропологи усматривали в мифе результат ошибочного объяснения первобытным человеком непонятных явлений окружающего мира, вплоть до признания мифологии "первобытной н?укой", а так как романтизм был им враждебен, то они игнорировали поэтическое содержание мифа. Материалом их исследований были обычаи, ритуалы, сказания и повседневная жизнь архаичных племен.

Учение о мифе изложено, в частности, в книге Эрнста Тайлора "Первобытная культура" (1871). Э. Тайлор был убежденным эволюционистом и считал, что поскольку мифы принадлежат душевной жизни дикаря-ребенка,то их следует изучать, чтобы понять развитие сознания. Начало мифологии Тайлор усматривал в первобытном анимизме, который является результатом жизненных наблюдений человека над загадочными явлениями: сна-

26 Маркс К. Введение. Из экономических рукописей 1857-1858годов//'Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т. 12, С. 737.

Мифология и культура

87

ми, болезнями, смертью. Миф есть итог мыслительной деятельности "дикаря-философа",отдельного индивида, который пытается объяснить мир. Тайлор видел в мифе воплощение философии природы, а также источник всего последующего литературного творчества, которое есть лишь комбинация мифологических элементов.

Анимистической теории мифологии придерживался и представитель классического позитивизма Герберт Спенсер (1820 - 1903), который считал, что первобытный человек распространяет свои представления на природу, одушевляет окружающие его явления и предметы. В рамках позитивизма XIX века развивались и такие теории мифологии, как теория низшей мифологии - демонология, в которой миф является идеальной проекцией обыденных явлений, а также историко-филологическаятеория (миф изучается с помощью лингвистических и литературоведческих методов).

Среди ученых XIX столетия, занимавшихся проблемами мифологии, обращают на себя внимание теории мифа Александра Афанасьевича Потебни (1835 - 1891) и Александра Николаевича Веселов-ского(1838 - 1906). Потебня испытал большое влияние немецкой философии и языкознания, в частности В. Гумбольдта, мифологической школы М. Мюллера. В русле идей Гумбольдт<



2019-10-11 886 Обсуждений (0)
ТЕОРИИ МИФА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРИИ МИФА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (886)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)