Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Луна и Утренняя Звезда



2019-10-11 251 Обсуждений (0)
Луна и Утренняя Звезда 0.00 из 5.00 0 оценок




Двое молодых мужчин, недавно прошедших инициации, шли с юга на северо-восток.Они были братьями. У них не было жен, так как в то время не было женщин.

Они шли и шли. Они пели весь день, пока шли вдоль песчаного берега. Пели всю ночь, лежа на земле. Они пели до рассвета. Песня, которую они пели весь день и всю ночь, называлась Теть-ямпа...

В те времена, очень-оченьдавно, не было рек, и братья создавали реки на своем пути. Старший брат сделал копье с одним длинным зубцом из кости ската (волка) и копье с несколькими зубцами из костей ската (каийа). Прикрепляя зубцы к копьям, он пел Тетьямпу. Старший брат бил копьем скатов. Потом они клали на землю свои копья, боролись, играя, и продолжали петь. Старший брат снова брал копья и шел за рыбой, продолжая петь. Потом опять они откладывали в сторону копья, боролись и пели. А после ставили копья к дереву и

устраивали себе ночлег.

До этого никто никогда не делал копий с зубцами из костей ската, и никто никогда не жарил скатов.

Старший брат сказал:

- Приготовь скатов, а я буду петь!jVfijin/гогияи культура

153

Младший брат набрал дров и развел костер, затем разрезал рыбу, вынул внутренности и положил их на кору чайного дерева. Потом положил рыбу на угли и рукой переворачивал ее с боку на бок, пока она жарилась. Потом побежал и принес еще коры чайного дерева и коры гибискуса, полоски которой используют как веревки. Он положил рыбу на кору, снял с нее кожу и вынул кости, чтобы сделать из них зубцы для копий. Потом положил печень и сердце на кору бумажного дерева, а рядом, на коре чайного дерева, разложил мясо без костей. Потом все это завернул и положил свертки в золу. Пока еда готовилась, они пели Тетьямпу, хлопая в ладоши...

Теперь младший брат вынимает свертки из золы, разворачивает их, кидает на землю. Старший брат говорит:

- Неси сюда!

Он делит рыбу пополам и говорит: - Это тебе, а это мне! Они едят.

Через некоторое время они снова идут на юг, делают еще одну стоянку по пути. Ставят копья к дереву и идут за дровами, приносят дрова, бросают на землю, разводят костры. Старший брат говорит:

Сделай для себя костер с северной стороны, а для меня - с южной!

Теперь они лежат между кострами и поют Тетьямпу, хлопая в ладоши. Они останавливаются ненадолго, чтобы перевести дух, и опять поют. Полная луна светит на них. Всю ночь напролет они поют. Полная луна светит на них. Всю ночь напролет они поют, до самого рассвета.

154

Л.Н. Воеводина

Луна заходит. Появляется утренняя звезда. Кричит пересмешник. Светает. Приходит день. Они лежат там и поют, не сомкнув глаз всю ночь, поют до восхода солнца.

Ну все, конец! Они берут копья и говорят: - Теперь пойдем!

Идут дальше на юг вдоль песчаного берега. По дороге ловят рыбу и несут ее сырой до Калбунги. Там старший брат говорит:

- Вот тенистое место, сядем здесь. Пойди принеси мне воды!

Младший брат идет за водой, приносит воду в раковине-черпаке,потом бросает пустой черпак на траву, так, чтобы он был виден и его легко было найти. Затем разводит огонь и жарит скатов, переворачивая их рукой. Пока скаты жарятся, братья едят мелкую рыбу.

Теперь младший брат кладет поджаренных скатов на кору, и старший брат делит еду на две части:

- Это тебе, а это мне!

Потом они выходят из зарослей, где сидели в тени, и идут на песчаный берег. Собирают дрова

ипоют. Складывают дрова, разводят огонь, раздувают его. Потом бросают и поют Тетьямпу. Ложатся на землю и поют всю ночь, прерываясь, только чтобы перевести дыхание. Луна заходит. Рассвет. Они встают и идут дальше. Подходят к Йонгке. Создают еще одну реку и устраивают стоянку на берегу.

В то время еще не было моря. Был только узкий ручей, который тянулся вдоль песчаного берега, а за ручьем, далеко на запад, туда, где теперь море, простирались мангровые заросли. Поэтому было очень мало места. Братья бросили на

и кильтцра

155

запад в заросли бумеранг. Он описал круг, вырубая заросли, и возвратился. Братья подняли его и бросили еще раз. Бумеранг снова облетел круг, вырубая заросли. Они повторяли это много раз и так расчистили много земли от зарослей. После этого они смогли идти на запад, ивода следовала за ними. Там, где они прошли, образовалось море. Они сделали песчаную отмель, Тева-ну,потом пошли назад, и вода отступала вместе с ними. Все время они держались за руки и пели...

Луна заходит, а они все еще поют. Всходит утренняя звезда. Они поют. Кричит пересмешник. Солнце! Они садятся и раздувают огонь. Потом встают.

- Хорошо! Идем дальше!

И они шли дальше на запад, а вода следовала за ними. Они опять кидали бумеранг, освобождая землю от джунглей, расчищали себе путь на запад, морская вода разливалась за ними. Они расчистили большой участок земли и нашли сухое место в тени деревьев. Там они устроили стоянку. Это место называется Унтьянпаланга. Они сидели и сидели там. Наступил вечер, и они пели. Потом старший брат сказал:

- Ляжем спать!

Младший брат ложится и засыпает. Старший брат все еще сидит.

Ну, теперь он спит! - Старший брат пододвигается ближе к младшему. - У меня нет женщины, я сделаю его женщиной!

Он отрезает половые органы брата и делает отверстие. Потом делает груди. Младший брат ничего не чувствует. Потом оба крепко спят.

156

Л.Н. Воеводина

Наступает день. Старший брат встает очень рано. Теперь просыпается младший брат. Садится. Изумленно смотрит на себя:

-О, я больше не мужчина! Кто сделал это? Я стал женщиной! Кто сделал меня женщиной? Еще вечером я ложился спать мужчиной!

Старший брат говорит:

-А теперь ты - моя жена!

Он берет копья младшего брата и кладет их рядом со своими...

Они пробыли там три дня, и муж сделал палку-копалкудля жены. Она сплела себе сумку из растительных волокон и отправилась собирать раковины, складывая их в сумку. Потом она сделала себе большую корзину, чтобы собирать в нее ямс.

Потом они снова пошли на запад. Мужчина продолжал кидать бумеранг, освобождая место от джунглей и расчищая путь...

Теперь они останавливаются на ночь. Женщина собирает дрова и разводит костры. С одной стороны она делает костер для мужа, с другой -длясебя. Они ложатся между кострами. Мужчина поет Тетьямпу.

Светает. Он берет копье, женщина поднимает с земли сумку и выдергивает свою палку (вечером она воткнула ее в землю). Они идут дальше на запад...

Но вот их странствия подошли к концу. Они нашли место, которое теперь называется Пинман-гка.Там они сделали себе стоянку.

- Давай останемся здесь навсегда! - сказали они.

Все время они продолжали петь Тетьямпу, прерывая пение только для того, чтобы перевести

Мифология и культура

157

дыхание. Всю ночь они лежали на земле и пели. Там они навсегда и поселились вместе - муж и жена.

Вода отступила назад. Песню Тетьямпу они оставили позади, говоря: "Мы оставляем эту песню там, позади, для тех, кто придет после нас на песчаный берег, пусть они поют эту песню. Мы оставляем им нашу песню Тетьямпу..."52

Итеперь, когда вы ночуете на песчаном берегу, вы видите бумеранг (молодой месяц), который старший брат, луна, бросал вперед, когда шел с северо-востокана запад. За ним следовала утренняя звезда, так же как теперь женщины следуют за своими мужьями. Оставляя позади себя серебряные следы на воде, они вели за собой отливы, затем посылали воду обратно,

полную рыбы, - это были приливы. Потом они ушли вниз, на запад, и некоторое время были там в своем аува53.

Итеперь, когда люди песчаного берега танцуют и поют при свете луны в счастливый и благодатный период сухой зимней погоды, они вспоминают человека-лунуи все то хорошее, что он

сделал на земле для них,.

Текст печатается по изд.: Макконнел У. Мифы мункан. М., 1981, С. 33 - 38.

"-'Часто представления аборигенов о нематериальных явлениях сходны с представлениями о материальных предметах; так, песни и танцы являются объектами индивидуальной и коллективной собственности, ими "владеют", их "дарят" и "передают по наследству". Их можно "оставить" в одном месте, уходя в другое, а можно унести с собой.

•'•* Аува - букв, "жилище", это религиозные тотемистические центры у вик-мункан.Мифическое существо, которое ассоциируется с таким аува, считается прародителем местного клана.



2019-10-11 251 Обсуждений (0)
Луна и Утренняя Звезда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Луна и Утренняя Звезда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)