Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение соревновательной деятельности в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков



2019-10-11 1308 Обсуждений (0)
Значение соревновательной деятельности в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ученые и специалисты-практики лыжного спорта считают, что соревновательная деятельность является важнейшей составляющей в подготовке спортсменов, т. к. она представляет исходную основу построения тренировочного процесса.

Значение соревновательных упражнений в подготовке спортсменов определяется тем, что они представляют собой единственное средство, позволяющее воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену, и тем стимулировать развитие специальной тренированности. Специфичность воздействия соревновательных упражнений на организм спортсмена характерна приспособительными реакциями как для отдельных физических качеств (и видов подготовки), так и для возможностей интегральной подготовки, позволяющей объединить весь комплекс технико-тактических, физических и психических предпосылок, качеств и способностей в единую систему, направленную на достижение запланированного результата. Выявлено, что даже при оптимальном планировании тренировочных нагрузок, моделирующих соревновательные, и при соответствующей мотивации спортсмена на их эффективное выполнение, функциональная активность регуляторных и исполнительных органов значительно ниже, чем в соревнованиях. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.

Цель соревновательной деятельности заключается в обеспечении слаженности и эффективности комплексного проявления всех многообразных составляющих и определяющих успеш­ность спортивной деятельности. С ростом тренированности и квалификации спортсмена объем соревнований должен увеличиваться особенно на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

В настоящее время у лыжников-гонщиков наблюдается тенденция к увеличению количества соревнований в годичном цикле, что целесообразно на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования.

Количество стартов у квалифицированных лыжников может достигнуть 30-40 в сезон в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей. Специалисты считают, что для лыжников-гонщиков высокой квалификации необходимо в конце подготовительного периода (специальной базовой подготовки, ноябрь) участвовать в 2-3 контрольных стартах. В начале соревновательного периода (январь) лыжники-гонщики, как правило, принимают участие в 5-8 контрольных и официальных стартах. В основном соревновательном мезоцикле (февраль, март) квалифицированные лыжники-гонщики стартуют в 8-10 официальных соревнованиях. С достижением спортивной формы (январь) рекомендуется регулярно выступать в соревнованиях различного масштаба.

В современном спорте высших достижений крайне сложно четко определить, что оказывает большее влияние на прирост результатов –соревнования или собственно тренировочный процесс. Ведь за календарный год 5-5,5 месяцев (с конца октября до середины апреля) приходится на соревнования, примерно столько же времени уходит на тренировки (с конца мая – начала июня до середины октября) и еще 1-1,5 месяца – на реабилитацию и восстановление (конец апреля – май).

Таким образом, на соревновательную деятельность отводится не меньше времени (если не больше, с учетом стартов летом и осенью в кроссе, на лыжероллерах), чем на тренировочную. В связи с этим не основные старты стали частью тренировочного процесса, когда спортсмен работает не на результат, а на комплексное повышение энергоемкости организма, на совершенствование специфических качеств, спортивной техники и тактики. Соревнования как бы вытеснили собственно тренировочный процесс и сами стали его частью, эффективным средством подготовки к высоким спортивным результатам в основных стартах. В не основных соревнованиях спортивный результат не является главным мотивом. С биоэнергетических позиций их проведение на характерном для квалифицированных лыжников рельефе – наиболее действенное тренирующее средство комплексного воздействия на организм.

Большинство специалистов делят соревнования на тренировочные, контрольные, подводящие и кульминационные (главные). Такое деление соревнований говорит о необходимости подходить к главному старту через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований.

Основная проблема современной системы подготовки спортсменов высокой квалификации заключается в ее интенсификации, которая может быть наиболее эффективно решена только посредством оптимизации соревновательной практики, а, следовательно, индивидуального календаря стартов.

Успешное выступление на Олимпийских играх связано с управлением спортивной формой в процессе тренировки, а также с определенным, наиболее рациональным для каждого высококвалифицированного спортсмена общим числом стартов с максимальной мобилизацией возможностей организма и соответствующей подводкой к главным из них. Необходимо в соревновательном периоде включать промежуточные тренировочные мезоциклы с ограничением числа стартов, т. к. тренировочные и соревновательные нагрузки, различные по силе и специфичности воздействия на организм спортсмена, связаны вполне конкретной и логической преемственностью. Большие материальные вознаграждения за успешное выступление и за приглашение к участию в коммерческих соревнованиях как в начале, так и в середине соревновательного периода, нарушают иерархию стартов в календаре квалифицированных спортсменов. В связи с этим классификацию спортивных соревнований, разработанную еще в 50-60-е годы прошлого столетия, сегодня можно относить лишь к спортсменам-разрядникам и спортсменам резервных составов.

У элиты существуют лишь две разновидности стартов: социально значимые и экономически выгодные. К первым следует отнести Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, чемпионаты России; ко вторым – все остальные соревнования в сериях Кубков мира, Гран-при, а также коммерческие старты.

Как официальная, так и индивидуальная системы спортивных соревнований являются фактором управления тренировочным процессом, с помощью которого можно регламентировать достижение спортивной формы в соответствии со сроками главных социально значимых стартов.

Успешная подготовка высококвалифицированных спортсменов к Олимпийским играм требует определенной индивидуальной системы соревнований, включающей в себя состязания различного уровня, направленные на подведение спортсмена к главным стартам года и четырехлетия.

В настоящее время теоретики и практики спорта выделяют четыре группы стартов, в которых решаются основные задачи системы подготовки.

1. Подготовительные и тренировочные.

Основные цели их проведения – адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, отработка рациональной технико-тактической схемы соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта, повышение уровня подготовленности. Одной из разновидностей подготовительных соревнований являются подводящие старты, в задачи которых входят подведение спортсмена к главным стартам сезона и контроль за ходом предсоревновательной подготовки.

2. Контрольные соревнования.

В них выявляется уровень подготовленности спортсмена, эффективность прошедшего этапа подготовки. На основе результатов этих соревнований разрабатывается программа последующей тренировки. Контрольные функции могут выполнять как официальные соревнования календаря, так и специально организованные.

3. Отборочные соревнования.

По их результатам комплектуют команды и отбирают участников в индивидуальных видах программы для главных соревнований.

4. Главные или основные соревнования.

Цель участия в них – достижение победы или завоевание возможно более высоких мест. Спортсмены и команды ориентируются в них на достижение максимальных результатов, полную мобилизацию своих функциональных возможностей. Таких соревнований должно быть не более 3-4 в год; с интервалом между ними не менее одного месяца. Они завершают отдельные микроциклы или процесс многолетней подготовки в целом.

Во всех видах соревнований задачи подготовки приходится решать и представителям спортивной элиты – членам и кандидатам в олимпийские команды, так как без них невозможно управление спортивной формой атлетов. В первых трех группах соревнований задачи приходится решать в процессе участия на этапах Кубка мира, Гран-при и в коммерческих стартах, т. е. в экономически выгодных соревнованиях, что не всегда способствует развитию состояния спортивной формы. Третья и четвертая группы соревнований решают задачи участия в социально значимых соревнованиях.

Необходимо отметить, что тренировочные и контрольные соревнования во всех видах спорта проводятся в подготовительном периоде, что способствует плавному переходу к соревновательному периоду и часто стирает между ними четкую грань.

Следует отметить, что такая структура соревновательного периода больше способствует ординарной или сдвоенной структуре годичного цикла, состоящего из 1-2 макроциклов.

Особое место в системе подготовки к главным стартам занимают отборочные соревнования. Их основная цель – формирование боеспособного состава сборной команды для участия в крупнейших соревнованиях текущего спортивного сезона и дальнейшая подготовка спортсменов к ним. При проведении серии отборочных соревнований к их участникам должны предъявляться определенные требования:

Ø динамика спортивных результатов от одного старта к другому непременно должна быть положительной, т. е. лучшие результаты надо показывать не в начале, а в середине и, особенно, в конце серии отборочных соревнований;

Ø важно пройти серию отборочных соревнований без травм и срывов психологического, медико-биологического, жизненно-бытового характера, которые могут явиться причиной неявки на старт или провоцировать сход с дистанции отборочных сорев­нований;

Ø в отборочных соревнованиях необходим учет зоны разброса спортивных результатов; нижняя граница зоны показывает уровень надежности спортсмена, т. е. те результаты, которые он покажет в любом случае, даже в самых неблагоприятных обстоятельствах; ее верхняя граница отражает потенциал спортсмена, его предельные в этот период возможности при особо благоприятных условиях; ширина данной зоны отражает стабильность результатов, и наоборот;

Ø при стабильно успешном выступлении необходимо показать умение соревноваться, побеждать соперников в очной конкурентной борьбе, продемонстрировать высокий уровень моральной готовности, нацеленность на борьбу, наивысшие результаты и яркую победу в предстоящих главных соревнованиях.

Очень важен временной промежуток между отборочными и главными соревнованиями. Практический опыт показал, что у спортсменов высокой квалификации оптимальное время для этого 3-5 недель. Сокращение перерыва может не позволить отдельным спортсменам восстановиться после напряженной отборочной борьбы, что, безусловно, негативно отразится на результатах в главном старте. Неприемлема и чрезмерная отдаленность (более 1,5 месяца) отборочного соревнования от главного, т. к. время изменяет соотношение сил среди претендентов в команду.

Период между заключительным отбором и главным стартом должен быть использован для серьезной целенаправленной подготовки с применением всей биоэнергетической совокупности нагрузок, имеющих развивающий, поддерживающий и восстанавливающий эффекты. Установлено, что, если в течение 3-4 недель не использовать тренировочные нагрузки развивающей направленности, то уровень подготовленности, особенно в условиях частых стартов, начинает снижаться. Вместе с тем на предсоревновательном этапе подготовки чрезвычайно важно соблюдать закон тренирующего эффекта соревнований, согласно которому к главным стартам надо подходить отдохнувшим, а не измотанным напряженными тренировками и перегрузками, т. к. начинать соревнования на грани «перебора» – это значит заведомо обрекать себя на неудачу.

Структура соревновательного периода связана со структурой, становлением и дальнейшим развитием спортивной формы атлетов. Состояние спортивной формы имеет сложную иерархическую структуру, в которой верхние уровни – психическая и тактическая подготовленность – базируются на нижних уровнях – физической и технической подготовленности. Это выражается в высокой специфической работоспособности спортсмена. При этом все компоненты спортивной формы (физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность) находятся в оптимальных для данного вида спорта или дисциплины соотношениях, обеспечивающих максимальную реализацию способностей спортсмена, т. е. достижение высоких спортивных результатов.

С достижением высшего спортивного мастерства чрезвычайно важна своевременность вхождения в спортивную форму. Временная продолжительность нахождения в состоянии спортивной формы достаточно короткая и составляет в среднем 10-14 дней. С учетом данной закономерности спортивную форму следует формировать к каждому значительному соревнованию. На практике, особенно в период достаточно длительной бесснежной подготовки или за 10-20 дней до главных стартов, состояние спортивной формы может возникнуть и развиваться спонтанно. Спортсмен вдруг начинает отмечать «кураж» в выполнении своих действий, появляется очень понятное лыжнику ощущение «прухи». В этот период очень легко «перебрать», особенно жестко надо контролировать интенсивные нагрузки. Хорошее самочувствие, огромное желание показать себя провоцирует спортсмена к чрезмерному завышению интенсивности, после которого идет закономерный и неминуемый спад. В спортивную форму надо входить сознательно, к конкретному временному периоду, чтобы не «промахнуть себя» мимо главных стартов.

Анализ соревновательной практики показывает, что «пики» спортивной формы могут быть строго запланированными, связанными с высоким социально-психологическим статусом предстоящих соревнований, или же спонтанными, связанными с влиянием большинства благоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Состояние спортивной формы отмечается относительной устойчивостью во времени и зависит от ряда факторов: качества подготовки, морфофункционального состояния спортсмена, его квалификации, уровня подготовленности.

Пики спортивной формы связаны в большей мере с уровнем психической и тактической подготовленности в условиях стабильно высокой физической и технической готовности и зависят от состояния внутренней и внешней среды. В то же время отдельные «срывы» могут происходить, когда атлет находится в состоянии спортивной формы и в значительной степени в связи с психологической нестабильностью состояния спортсмена в дни соревнований, а не с утратой спортивной формы.

Исследования фазовости развития состояния спортивной формы показывают, что минимальный индивидуальный срок ее становления составляет около 2-х месяцев, а максимальный – 8 месяцев.

Стабилизация и сохранение спортивной формы находится в пределах от 1 до 5 месяцев и зависит от продолжительности фазы ее становления.

Построение оптимального для конкретного спортсмена индивидуального календаря соревнований – одно из главных условий становления и сохранения спортивной формы на тот период времени, который необходим для решения главных задач в текущем цикле подготовки.

Индивидуальную систему соревнований характеризуют следующие основные параметры: общее количество соревнований и стартов в них в годичном цикле; плотность соревнований, интервалы между стартами; психическая и физическая направленность соревновательной деятельности, сложность решаемых в состязании задач. Участие в слишком большом количестве экономически выгодных соревнований не позволяет спортсменам проводить необходимую тренировочную работу, восстанавливая утраченный в ходе напряженных турниров уровень подготовленности. Это становится причиной неудач (в крупных социально значимых соревнованиях) и нестабильности их спортивных результатов. Значительное (часто чрезмерное) количество соревнований с высокими психическими и физическими напряжениями становится причиной большой нестабильности спортивных результатов даже у сильнейших спортсменов мира. Частые старты, объединенные в серии, проводящиеся на разных континентах, в различных климатических условиях и на разных высотах над уровнем моря, предъявляют повышенные требования к функциональным системам организма спортсменов, так как заставляют их все время адаптироваться к новым внешним условиям. Короткие интервалы между этапами Кубков мира или Гран-при, проводящимися в разных условиях, совпадают с аварийно-расточительной фазой адаптации. Это ведет к излишнему расходу адаптационно-резервной функции, так как заставляет организм спортсмена все время перестраиваться, не позволяя ему достигнуть устойчиво-экономической фазы. В итоге снижается уровень подготовленности, не используются большие и значительные тренировочные нагрузки, спортивные результаты становятся нестабильными, часто возникают травмы. К окончанию соревновательного периода резервы адаптации становятся практически исчерпанными. Успешное выступление спортсменов на Олимпийских играх, как правило, осуществляется с оптимально необходимым (по отношению к среднестатистическим показателям) числом официальных стартов. Целевые установки в олимпийском сезоне должны быть направлены на успешное участие в Олимпийских играх, а старты в Кубке мира и Гран-при должны иметь подчиненное значение. Для спортсменов- ветеранов необходима определенная физическая и психическая разгрузка в отдельные годы олимпийского цикла, а молодые спортсмены должны непрерывно повышать уровень своей подготовки на протяжении всего четырехлетия.

 

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

 

1. Цель соревновательной деятельности лыжников-гонщиков.

2. Задачи соревновательной деятельности лыжников-гонщиков.

3. Группы стартов, в которых решаются основные задачи системы подготовки лыжников-гонщиков.

4. Состояние спортивной формы лыжников-гонщиков.

 

Лекция 23. 9.5 Построение тренировочного процесса
квалифицированных лыжников-гонщиков

 

Подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков в основном, начинается с юниорского возраста, который приходится на этап специальной базовой подготовки (17-22 года). Этот возраст характеризуется началом значительной интенсификации тренировочного процесса. В начале этапа по мере перехода от предыдущего основное место по-прежнему занимает общая физическая подготовка, широкое применение имеют упражнения из смежных видов спорта (плавание, легкая атлетика, велосипед, гребля), совершенствуется техника. Общая физическая подготовка принимает более специализированный характер и направлена на решение задач повышения уровня развития отдельных физических качеств и функциональных возможностей, развитие отдельных мышечных групп, содействие восстановлению после выполнения тренировочных программ, восстановление работоспособности после травм и заболеваний, повышение эмоциональности занятий и снятие нервного напряжения путем переключения с одного занятия на другое.

Основная направленность этого этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, количество тренировочных занятий у лыжников в неделю достигает 11-12. Возрастает роль и объем специальной психологической, тактической и комплексной подготовки. Именно последовательное и значительное повышение объемов тренировочных нагрузок является основой спортивного совершенствования лыжников-гонщиков на этапе специализированной базовой подготовки. Процесс биологической адаптации (приспособления) к тренировочным нагрузкам является физиологической основой тренированности, сохранения и укрепления здоровья спортсмена, повышения функциональных возможностей к дальнейшему выполнению возрастающих физических нагрузок.

Целенаправленное и полноценное использование адаптационных резервов растущего организма обеспечивает существенное повышение эффективности тренировки на данном этапе спортивного совершенствования.

На разных этапах многолетней подготовки у систематически тренирующихся лыжников изменяется соотношение динамики годовых объемов циклической нагрузки и динамика спортивных результатов. В детском, подростковом и юношеском периодах подготовки происходит почти линейное возрастание объема тренировочной нагрузки и спортивного результата. К концу третьего этапа многолетней подготовки объем тренировочной работы может достигать 70-80% от максимальных величин. А ежегодный прирост объема нагрузки в этом возрастном периоде может колебаться в довольно широких пределах (обычно в диапазоне 15-30%25), увеличение интенсивности в ее общем объеме может достигать 10-15%. С вступлением в юниорский и особенно в молодежный периоды многолетней подготовки при наращивании суммарного годового объема циклической нагрузки темпы прироста результатов начинают круто убывать, т. е. в соответствии с законами адаптации организма к нагрузкам объемы, которые приносили ощутимый тренировочный эффект, со временем уже не дают желаемого прироста результата. Если динамика прироста годового объема нагрузки уже не оказывает влияния на рост спортивных результатов в юношеском возрасте, то это является ярко выраженным признаком преждевременного исчерпания резервов организма и весьма вероятного прекращения занятий спортом.

В настоящее время считается, что «пересечение» кривых динамики нагрузок и роста спортивных результатов характеризует быстроту исчерпания аэробных энергетических ресурсов и может служить нормативной основой для выявления природных задатков данного спортсмена к занятиям лыжными гонками. А в целом снижение роста спортивных результатов по отношению к наращиванию годового объема нагрузки свидетельствует о вступлении лыжника в завершающий этап многолетней подготовки. Как считают специалисты, в юниорском возрасте заканчивается естественное морфофункциональное развитие организма, и это создает самые благоприятные условия для спортивного совершенствования в лыжных гонках.

В детско-юношеский и юниорский периоды спортивной подготовки научное обоснование параметров тренировочной нагрузки нацелено на то, чтобы избежать преждевременного исчерпания резервов организма и, следовательно, сохранить функциональную базу для заключительной подготовки к высшим спортивным достижениям уже в биологически зрелом возрасте.

Любой вариант мышечной деятельности обеспечивается соответст-вующим набором энергетических источников. При функционировании организма в различных режимах мышечной деятельности эти источники выступают в роли топлива и пополняются аэробными и анаэробными биологическими процессами. Следовательно, тренировочные нагрузки конкретного содержания должны увеличивать в организме запасы соответствующего топлива. При этом на практике имеется возможность достаточно четко дозировать нагрузку, направленную на повышение определенного топливного источника. Наибольший расход энергии лыжник затрачивает на преодоление подъемов, немного меньше – на равнинных участках, меньше всего – на спусках.

Основными источниками энергообеспечения в работающих мышцах является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), но так как ее в организме человека не очень много, то ее восстановление (ресинтез) осуществляется за счет других источников – гликогена в мышцах и печени, жирных кислот, белков и т. п.

Из всего биоэнергетического спектра соревновательную деятельность лыжника-гонщика обеспечивают в основном 5 энергетических режимов:

1. анаэробный смешанный, креатинфосфатный (алактатный) и углеводный (лактатный), режим 3-4;

2. анаэробный углеводный, режим 4;

3. анаэробный и аэробный (смешанный), углеводный режим 4-5;

4. аэробный углеводный, режим 5;

5. аэробный смешанный – углеводный и жировой, режим 5-6.

На различных по длине соревновательных дистанциях энергетическое обеспечение в большей или меньшей степени связано с проявлением именно этих механизмов.

Известно, что из всех участков соревновательной дистанции наивысшего напряжения организм лыжника достигает на коротких подъемах, преодолеваемых за 20-30 секунд. Здесь преобладает анаэробный смешанный биоэнергетический источник. Ресинтез АТФ осуществляется главным образом за счет распада фосфатных соединений и углеводов, находящихся непосредственно в клетках работающих мышц. На подъемах средней длины, на прохождение которых лыжник затрачивает до 2 минут; превалирует анаэробный гликолиз-ферментативный распад находящихся в мышцах запасов углеводов. На равнинных участках и длинных (как правило, пологих) подъемах в структуре движений лыжника увеличивается продолжительность относительно пассивного элемента движения – свободного скольжения. Здесь преобладает смешанное анаэробно-аэробное или только аэробное углеводное обеспечение. Основным субстратом анаэробного гликолиза служит гликоген в мышцах, а для аэробного углеводного ресинтеза гликоген поступает с кровотоком извне (печени и т. п.). Исключением на этом рельефе являются специальные ускорения на старте, финише и при обгоне, когда лыжник переходит на преимущественное использование анаэробных режимов (гликоли-тического, иногда смешанного, а в исключительных случаях – даже креатинфосфатного). На спусках основным биоэнергетическим источником является аэробный углеводный. В качестве основного биохимического субстрата в аэробном углеводном ресинтезе на спусках используют депо гликогена в скелетных мышцах и печени.

На всех разновидностях рельефа с увеличением длины соревновательной дистанции и закономерным снижением средней соревновательной скорости осуществляется переход на менее мощные источники энергообеспечения. В частности, в лыжном марафоне при преодолении многих участков активно формируется аэробный смешанный углеводно-липидный режим, при котором основными биохимическими субстратами являются не только гликоген мышц и печени, но и жирные кислоты.

Соревновательные условия требуют от лыжника-гонщика высокой подвижности и различного напряжения конкретных биоэнергетических механизмов.

Подготовка организма спортсмена к работе в том или ином энергетическом режиме – одна из главных задач тренировки.

При дозировании нагрузки по биоэнергетическим критериям принято использовать понятия «мощность» и «емкость» конкретного биохимического источника. Мощность характеризует выход на режим нагрузки конкретной интенсивности и расход при этом определенного биохимического продукта в единицу времени. Мощность работы организма зависит от предельно возможной ее продолжительности: чем меньше время работы «до отказа», тем выше мощность. Общую предельную продолжительность работы с заданной интенсивностью, т. е. способность как можно дольше поддерживать конкретный биоэнергетический режим, называют емкостью.

Тренировочной нагрузке определенной интенсивности (мощности) и продолжительности (емкости) соответствует показатель конкретной биоэнергетической зоны функционирования организма.

Для юных лыжников тренировочный процесс строится с применением только первых трех зон интенсивности аэробного энергообеспечения. В дальнейшем, с учетом закономерностей и последовательности развития энергообеспечивающих механизмов тренировки скоростного содержания (повторные, интервальные, анаэробного обеспечения) оправданы в достаточно ограниченном количестве лишь при переходе из юношеского в юниорский возраст при подготовке к выполнению норматива KMC.

С переходом в юниорский период подготовки начинают включать смешанный анаэробно-аэробный углеводный биоэнергетический источник (зона интенсивности IV), а с вступлением в молодежный и взрослые периоды необходимы тренировки и в самых мощных энергетических режимах (зоны интенсивности V и VI). Для перехода от одного разрядного норматива к другому должно быть заложено прогрессивное увеличение компонентов тренировочной нагрузки.

В годичном цикле подготовки квалифицированных спортсменов в видах спорта, связанных с проявлением выносливости, объем работы аэробной направленности составляет 50-60% от общего годового, аэробно-анаэробной 30-40%, анаэробной (гликолитической) 5-10%, анаэробной (алактатной) 2-4%.

Научное обоснование нагрузки, необходимой для преимущественной проработки конкретного биоэнергетического источника, требует решение вопроса о том, сколько времени надо тратить на определенную работу, чтобы добиться ощутимых сдвигов в избранных биоэнергетических процессах. Иными словами, какой должна быть продолжительность тренировки, направленной на развитие каждого из специфических для лыжника-гонщика биоэнергетических режимов.

Общая схема распределения нагрузки различной биоэнергетической направленности в каждом периоде тренировочного цикла предусматривает последовательный переход от самых медленных биоэнергетических режимов к все более скоростным с учетом биологической сути мощности и емкости каждого топливного источника: в начале включают емкостную нагрузку, а затем мощностную.

Глубокий анализ современной специальной литературы позволяет утверждать, что для совершенствования менее мощных топливных источников требуется более продолжительный тренировочный период. Так, для заметного прироста аэробных качеств в зоне углубленного энергообеспечения лыжнику международного класса требуется около 13 недель, а для выраженного улучшения анаэробных углеводных биохимических показателей достаточно 7,5 недели, т. е. почти в 2 раза меньше.

Что касается мощностной и емкостной составляющих каждого биоэнергетического источника, то здесь преобладает емкостная составляющая. Здесь сохраняются принципы, в соответствии с которыми с уменьшением мощности биоэнергетического режима период тренировочного воздействия увеличивается. С учетом этого, из приведенной для лыжников высокой квалификации в качестве примера 13-недельной нагрузки преимущественно аэробного углеводного энергообеспечения около 7 недель надо использовать на отработку емкостной составляющей с интенсивностью по ЧСС 160 уд/мин, а оставшиеся 6 недель – мощностной при пульсовой интенсивности 170 уд/мин. Такого же распределения надо придерживаться для анаэробного углеводного режима, т. е. из 7,5 недели продолжительность емкостного диапазона нагрузки должна несколько превышать протяженность мощностной составляющей – соответственно 4 и 3,5 недели.

Безусловно, параметры нагрузки в каждом биоэнергетическом режиме претерпевают закономерные изменения в соответствии с квалификационно-возрастным периодом многолетней подготовки. Учитывая, что выносливость относится к поздно формируемым физическим качествам, интенсивное развитие которого завершается уже в зрелом возрасте, начальные параметры для ее развития у детей должны составлять 20-25% от показателей мастеров международного класса. Так, для 12-13-летних лыжников III разряда на проработку аэробного углеводного источника достаточно 3,5 недели, из которых 2 использовать на емкостную и 1,5 недели – на мощностную составляющие. Работа в аэробно-жировом режиме должна занимать 5 недель, на совершенствование емкости и мощности этого источника отводят соответственно 3 и 2 неели. Что касается нагрузки в анаэробном режиме, то лыжнику этого возраста она вообще не нужна и более того – вредна.

Главное и принципиальное значение внедрения такого подхода состоит в том, что он позволяет сохранить ресурсы детско-юношеского организма по всем основным специфичным для лыжника-гонщика биоэнергетическим параметрам для будущего решения уже в зрелом биологическом возрасте задач большого спорта. Осуществление на практике в начале спортивного пути щадящей системы подготовки обеспечивает сохранение и накопление биологического потенциала, создает определенный адаптационный резерв для дальнейшего спортивного совершенствования и достижение высшего спортивного мастерства в характерном для лыжников биологически зрелом возрасте. Поэтому на ранних этапах подготовки высшая цель – исключить преждевременное израсходование функциональных запасов в период естественного биологического развития.

Ключ к оптимальному построению многолетней подготовки лыжника-гонщика высокой квалификации заключается в специфике биоэнергетического обеспечения мышечной деятельности. Формирование двигательно-энергетического стереотипа достигается при ориентации тренировочных программ на энергетические критерии выполняемых нагрузок. Общее педагогическое обеспечение тренировки, и в частности, дозирование основных параметров физической нагрузки, целесообразно взаимосвязывать с биоэнергетическими процессами, происходящими при конкретной мышечной деятельности.

С позиции биоэнергетики многолетнюю тренировку можно представить как строительство дома: чем основательнее и прочнее «фундамент» (выносливость и аэробная работоспособность), тем больше «этажей» (ступеней спортивного мастерства) на нем можно выстроить. Аэробная выносливость, вырабатываемая равномерными и переменными методами тренировки, является своего рода скелетом, прочность которого обеспечивает длительную стабильность выступления, чрезвычайно важную для лыжника-гонщика.

Формирование функционального потенциала лыжника-гонщика на этапе специализированной базовой подготовки в юниорском возрасте будет наиболее эффективным, если тренировочный процесс будет осуществляться в четырех биоэнергетических зонах напряженности и в 5 зонах – в молодежном возрасте.

Дифференцированный и целенаправленный подход в использовании различных мощностных зон энергообеспечения позволит более рационально строить спортивную тренировку в юниорском возрасте – возрасте значительного повышения тренировочных нагрузок и зоне первых больших успехов в спорте.

 

9.6 Индивидуализация тренировочного процесса
квалифицированных лыжников-гонщиков

 

Об уровне подготовленности лыжника-гонщика принято судить по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки, психологической устойчивости и др.

Выйти на уровень высшей спортивной квалификации могут лишь от природы одаренные спортсмены с генетической предрасположенностью к специфичной функционально-двигательной деятельности. Не каждый занимающийся способен достичь вершины в спорте, отсев неизбежен. Из-за отсутствия равенства в индивидуальных способностях у лыжников-гонщиков тренерам приходится вести непрерывный и кропотливый поиск о



2019-10-11 1308 Обсуждений (0)
Значение соревновательной деятельности в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение соревновательной деятельности в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)