Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Историческая справка Православного трезвеннического движения « Трезвая Луга»



2019-10-11 240 Обсуждений (0)
Историческая справка Православного трезвеннического движения « Трезвая Луга» 0.00 из 5.00 0 оценок




        30 августа 1898 года о. Александр Рождественский создает в Петербурге знаменитое Александро- Невское общество трезвости

(Воскресенский храм у Варшавского вокзала). А еще менее чем через четыре месяца у Александро - Невского общества трезвости появляется первое отделение – в небольшом уездном городе Луга Петербургской губернии. Новое общество трезвости в Луге также получает благословение о. Иоанна Кронштадтского и о. Философа Орнатского.

      В конце XIX- в начале XX века для Русской Православной Церкви одной из приоритетных задач являлось утверждение трезвого образа жизни.

 Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 году обер- прокурором Константином Петровичем Победоносцевым (21.05.1827- 10.03.1907), призвало духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

    (В 1909 году Синод вновь указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле развития трезвенных традиций в России.)

       Главную роль в трезвенном движении играли исключительно лидеры русских патриотических организаций. В Петербурге самым большим и авторитетным патриотическим объединением являлось основанное в 1881 году Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

Это Общество было создано в ответ на злодейское убийство Царя-Освободителя Александра-II и просуществовало более 36 лет до 1918 года.

          С 1895 по 1918 год Обществом руководил сподвижник и друг св. прав. Иоанна Кронштадтского протоирей Философ Николаевич Орнатский

(21.05.1860-20.07./02.08.1918), священномученик, убиенный большевиками в1918 году (причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года).

      При поддержке и по благословению протоиерея Философа Орнатского, а также святого праведного Иоанна Кронштадтского народный печальник, апостол трезвости отец Александр Рождественский ( 1872-1905гг), совершил громадное, бессмертное дело:

30 августа 1898 года о. Александр Рождественский создает в Петербурге знаменитое Александро- Невское общество трезвости ( Воскресенский храм у Варшавского вокзала).

Удивительный петербургский священник, вся его короткая самоотверженная жизнь всецело отдана простому народу. Душевные немощи народа заставляли его глубоко страдать, чтобы внести луч света в сломленные, объятые мраком души побороть эту власть зла, – он и отдал без остатка всю свою молодую ревность.

      Евангельский свет Александро - Невского Общества трезвости стал все больше и больше разливаться по Петербургу и его окрестностям . Одно за другим начали открываться отделения Общества : на Васильевском острове, на Петербургской стороне, на Большой Охте, в Литейной части, на Путиловском заводе в селе Мартышкино.

     А менее чем через четыре месяца у Александро - Невского общества трезвости появляется первое отделение – в небольшом уездном городе Луга Петербургской губернии. Новое общество трезвости в Луге также получает благословение о. Иоанна Кронштадтского и о. Философа Орнатского.

   Какие обстоятельства способствовали появлению священника Александра Рождественского в Луге, неизвестны. Лужское отделение в короткий срок своего существования успело окрепнуть. Лужане сознают, что запись в новое общество - единственное верное средство в помощь гибнущим от алкоголизма братьям. Многие содержатели городских торговых заведений и рабочих артелей теперь принимают работников к себе на службу только при условии записи их в трезвенники, принятия Обета трезвости в церкви перед Крестом и Евангелием.

  Менее чем через два года со дня своего основания отделение становится самостоятельным. С этого момента начинается новый этап трезвенного движения в Луге и Лужском уезде.

    В 1899 году в Луге создается еще одна трезвенная организация – Лужский уездный комитет народной трезвости, который возглавил известный астроном, действительный статский советник С.П. фон Глазенап.

Лужские трезвенники продолжали сохранять тесное общение как с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости, так и с его отделениями, особенно с Литейным (руководитель священник Петр Поляков) и Иоанно-Предтеченским (руководитель священник Иоанн Альбов).

Известно что, священник Петр Поляков (1858-1922), ближайший соратник по трезвенной работе о. Александра Рождественского, часто бывал в Луге. Педагогический опыт батюшки Петра позволил организовать новое для Александро-Невского общества трезвости дело – детский сад при Литейном отделении. Он часто произносил горячие проповеди лужанам, неоднократно приводя пример лучшего воспитания детей, убеждал о необходимости творить дела милосердия на храмы, на дело трезвости.

Внимая пастырскому слову, лужане не жалели для дела утверждения трезвенного образа жизни ни средства, ни времени, ни сил. Материально поддерживаемые горожанами лужские трезвенники создают в 1904-1905 годах новые православные трезвенные организации. Сначала – при храме Покрова Пресвятой Богородицы 24-й артиллерийской бригады с помощью священника Федора Забелина, затем при церкви святой равноапостольной княгини Ольги в Реальном училище принца П.Г. Ольденбургского, в котором с 1917 года продолжал свое пастырское служение в родном городе подвижник православной трезвости протоиерей Константин Титов (13.05.1878 -13.03.1964).

Чуть ранее, с 1914 года, на окраине Луги, в «Светелке» Школы народных искусств Императрицы Александры Федоровны был устроен лазарет для раненых воинов. Каждый раз о. Константин « уделял час или полтора для беседы с ранеными». Предположительно с этого времени батюшка организовал в « Светелке» трезвенную работу: проводил беседы принимал Обеты трезвости перед Крестом и Евангелием.

Благочинный Лужского округа протоиерей Анатолий Остроумов (1904-1919) не мало способствовал развитию трезвенного движения в Луге.

Члены православного общества трезвости неизменно участвовали в традиционных трезвенных крестных ходах организуемых в городе на Неве Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости, которым с 1905 по 1918 год руководил протоиерей Петр Алексеевич Миртов (1871-1918).

В 1932 году был закрыт Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, а в 1936- Воскресенский собор в Луге. Православные трезвенные традиции, как и вообще все православное стало подвергаться властями глумлению гонениям и безжалостному уничтожению.

***

Разорение, разграбление Храмов и оскудение христианской морали и нравственности в обществе неизбежно привело к обеднению духовного мира и прогрессирующей деградации человеческих душ. В настоящее время большинство семей наших современников утратили живой опыт общения с Богом, наконец, просто разучились жить по Заповедям Божиим. Наблюдается парадокс: супруги, находясь в союзе взаимной любви, не умеют любить правильно, не причиняя вреда друг-другу. В ходе семейной жизни случаются и конфликты. «Лодку любви все чаще начинает штормить, и во время шторма порою нелегко найти тихую бухту даже для искусных пловцов». Начинается поиск решений и, найденные их варианты не всегда бывают верными. Так бывает там, где наблюдаются серьезные проблемы. Но ведь и проблемы (алкоголизация, наркотизация населения и созависимое поведение родственников больных), не возникают без причин; Причины, в свою очередь, связаны с греховным поведением супругов. В результате греховного поведения сторон нередко возникают болезни – наркомания и алкоголизм. Один из супругов пьет горькую, или употребляет наркотики, другой становится созависимым.

Новые условия жизни Церкви в современном обществе предполагают живое участие Православного прихода в социальной жизни прихожан, людей, которые считают себя частью Прихода. Очевидно, что авторитет Православной Церкви, ее способность найти общий язык с людьми, а так же Евангельские и исторические традиции милосердия и сострадания востребованы в современном обществе.

Добровольное желание страждущего дать согласие на реабилитацию является необходимым условием для его вхождения в реабилитационный процесс. Бог, уважая дарованную Им человеку свободу, даже при злоупотреблении ею, не может помочь человеку, если он отказывается принять помощь и не имеет намерения продолжать бороться с болезнью. Из сказанного выше становится понятно, что воспитанники Братства должны быть активными и сознательными участниками реабилитации, готовыми приложить усилия и понести труды для преодоления болезни.

Показателем духовно-нравственного выздоровления человека является обретение им в жизни ценностной православной христианской позиции, достижение ремиссии заболевания и возвращение его, в лоно Церкви и общество. Именно на Евангельской и святоотеческой основе должна проводиться на современном этапе вся трезвенническая работа, что мы и стараемся воплотить с помощью Божией благодати на практике.

«Нет воли Отца … Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12)

Дела служения, на наш взгляд, являются одним из важных компонентов выздоровления. Милосердие к ближнему, а особенно в деле служения способствуют появлению ростков истинной христианской любви. «Без любви все ничто»!          

Продолжая истинные христианские традиции, приход Воскресенского собора, при помощи Божией благодати, осуществляет социальную и духовную помощь алкоголикам, наркоманам, страдающим от игровой зависимости и членам их семей (занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю). Еженедельно (в понедельник) проводится чтение Акафиста перед иконами «Неупиваемая Чаша», св. мч. Вонифатия, св. бл. князя Александра Невского.

***

В жизни зависимого от наркотиков и алкоголя человека однажды наступает час, когда он и члены его семьи, отчаявшись от безуспешных попыток борьбы с болезнью и «плохим поведением близкого человека», вынуждены искать помощи в различных учреждениях. Как правило, больной и его близкие, предпочитают поначалу обращаться только за медицинской помощью, но разочаровавшись «в официальных методах лечения и наркологии в целом», стараются устроить своих родственников в различные программы реабилитации.

   Отчаявшиеся родственники страждущих людей готовы на многое ради того, чтобы их дети перестали быть наркоманами, алкоголиками и превратились, в конечном итоге, в прежних, нормальных – сына, дочь, отца и брата… Да и сами страждущие зачастую испытывают «чувство вины и горечи за свое поведение», а многие из них даже просят родных и близких - «не давать денег на спиртное или наркотики, как бы они не умоляли и не просили об этом, даже стоя на коленях». Но беда в том, что больные зависимостью люди уже не могут обходиться без препаратов, изменяющих сознание, и тут никакая сила воли не поможет. Получается некий замкнутый круг: с одной стороны желание избавиться от болезни, с другой стороны непреодолимое желание выпить или уколоться еще и еще. На этой стадии развития заболевания больные все чаще начинают задаваться вопросом –«Доколе это все? – уж лучше умереть, чем жить так, как живу я…», а их родные и близкие начинают искать средства для их скорейшего спасения…

Те родственники зависимых, которые еще имеют личные сбережения, стараются устроить своих «больных близких людей» на лечение в элитные специализированные реабилитационные центры или дорогие клиники для лечения зависимых. А что же делать остальным, например престарелым родителям с плохим состоянием здоровья, живущим только лишь на получаемую от государства нищенскую пенсию и другим малоимущим категориям населения? Как им спасать своих близких людей? От отчаяния все средства хороши, «не может быть, что они и их близкие были никому не нужны в этом мире?»…

  Слабые социально и душевно уязвимые категории граждан: алкоголики, наркоманы и их отчаявшиеся родственники не способны в трудных жизненных моментах «отделять зерна от плевел». Они ждут спасения, зачастую считая неважным из каких рук они его получат!

  По идее, прежде чем принять окончательное решение о реабилитации родственника православному человеку надлежит, прежде всего, обратиться по этому поводу к православному священнику. Никто из наших батюшек не откажет страждущему и его родственникам в такой консультации. А в случае если программа реабилитации не противоречит устоям и традициям православия, благословит на проведение реабилитационных мероприятий.

   Накопленный опыт борьбы с пьянством, в лоне православной Церкви: при православном приходе, где основным деятелем реабилитации является Господь – будет полезен только тому, кто с самыми серьезными намерениями и абсолютной честностью подойдет к своему выздоровлению.

   Церковная программа реабилитации это возвращение к древнейшему святоотеческому опыту Церкви по реабилитации страждущих.

В качестве методики выздоровления на Братствах/Обществах трезвения мы стараемся использовать святоотеческий опыт и, в том числе - Советы св. праведного Иоанна Кронштадтского желающим избавиться от пьянства, которые предлагаются воспитанникам Братства - как православные рекомендации к выздоровлению.

    Показателем духовно-нравственного выздоровления человека является обретение им в жизни ценностной православной христианской позиции, достижение ремиссии заболевания и возвращение его, в лоно церкви и общество.  

    Мы хотим, при помощи Божией благодати, не просто помочь отдельным людям бросить пить или употреблять наркотики, а в первую очередь, собрать семью (общину) прихожан, где каждый помнит слова Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи духъ миренъ, и тогда тысяча душъ спасется около тебя». - Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004 г. По изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Том 1. январь. http://golden-ship.ru/knigi/3/dimitriy_rostov_JS1.htm#я2серафимс

Наших воспитанников объединяет Вера в Бога, соборность, общая молитва, в том числе молитва по соглашению, добрый пример, возможность поделиться своими проблемами и при помощи Божией благодати решить их.

  Необходимо помнить, что трезвость не должна быть для человека культом и возведена в ранг идола, наша цель трезвость не ради трезвости, в первую очередь, мы рассматриваем трезвость как исконное состояние человека, способствующее его последующему воцерковлению и спасению.

  «Несомненно, - значение трезвости, как начала христианского подвижничества, т.е. если человек начинает воздерживаться от употребления спиртного ради Христа, ради спасения души. Но сама по себе трезвость ради трезвости – нетрезвость!

Важно помнить, ради чего человек трезвится!» - священник Георгий Балакин

http://trezvenie.org/trezvenie/ideology/pravoslavie/full/&id=837

         Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласие на реабилитацию является необходимым условием для его вхождения в реабилитационный процесс. Бог, уважая дарованную Им человеку свободу, даже при злоупотреблении ею, не поможет страждущему, если тот отказывается принять помощь и имеет намерение продолжать употребление наркотиков и алкоголя. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости.   

     Душа, по природе христианка, развиваясь в отрыве от Бога и церкви, приобретает в течение своего неправильного развития ряд пороков и страстей, избавление от которых возможно, по нашему мнению, только в лоне Православной церкви, посредством предварительной реабилитации в условиях монастырской общины, либо в условиях реабилитационного православного центра и, в крайнем случае, после лечения в наркологической клинике. После чего воспитанникам необходимо дальнейшее сопровождение в условиях Дома Трудолюбия (Дома на полпути), а в дальнейшем участие воспитанников в деятельности Обществ и Братств трезвения. Но сказанное выше отнюдь не означает, что духовно-ориентированная методика реабилитации - не имеет опыта сопровождения воспитанников «практически с нуля». В тех случаях, когда болезненные изменения души не зашли слишком далеко и человек, осознав всю пагубность своей страсти, с надеждой на исцеление прибегает к Богу и Таинствам Церкви, по Вере его происходит невероятное: под воздействием Божией благодати он освобождается от страсти. Что не возможно человекам, то возможно Богу. «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 16-26). Наиболее высокий процент наступления длительной ремиссии у наших воспитанников наблюдается у семейных пар, или там, - где человек еще не успел «опуститься на самое дно общества и его еще держит что-то в этом мире (будь то «любимый человек», «любимая работа», «престижная заработная плата»). В дальнейшем, по мере духовного роста воспитанников, эти так называемые «ложные ценности» заменяются на истинные – глубоко аскетические. Основной составляющей реабилитационного процесса для наших воспитанников является, прежде всего, обретение с помощью Православной веры смысла жизни возвращение в лоно Церкви и общество полноценной личностью. Цель православной реабилитации - духовное исцеление путем воцерковления зависимых от алкоголя и токсических веществ людей. 

Однако, до сих пор, наблюдаются иногда и срывы. Происходит это чаще всего в результате того, что некоторые из воспитанников, пребывая в состоянии эйфории в результате наступившей первоначальной ремиссии заболевания, опрометчиво решают, что «Бог и Церковь уже помогли им избавиться от зависимости»; и теперь они «могут позволить себе взять паузу в работе над собой и заслуженно отдохнуть, либо усиленно поработать на своем огороде, в доме, а если, что-то пойдет не так, снова вернуться в Храм и на Братство трезвения». Враг рода человеческого - диавол не спит, имея опыт обольщения человеков продолжительностью более 6000 лет - он удобно обставляет сетями любого, кто надеется только на свои силы, того кто строит свой дом не на твердом камне Веры, а на песке суетности мирской жизни. Ему ничего не стоит уловить на свой крючок восторженного новичка – неофита. Тут уместно напомнить и о том, что в большинстве случаев подобное происходит с теми воспитанниками, которые не прислушиваются к рекомендациям духовника, не выполняют домашних заданий, либо не ведут записей на занятии, и пренебрегают рекомендациями к выздоровлению (Правильно писал св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Контролируй себя, наблюдай за собой постоянно, мгновенная слабость может вернуть все на прежние позиции. Не возгордись своим трезвением, иначе вознесешься, после чего неминуемо упадешь. Незанятый ум – мастерская для диавола и другими). «Знал-бы где упасть, соломки бы подстелил, но в реальной жизни не всегда так получается»… Хорошо, что хватает мужества вернуться в Храм – к Богу, покаяться, встать, как ни в чем не бывало и, вновь взяв свой крест - следовать за Христом. Но иногда и это бывает слишком поздно, упав однажды человек, может и вовсе не подняться. Вот как говорил об этом Апостол трезвости – отец Александр Рождественский: - «Знай: диавол около тебя; он, как лев, рыкая ходит – хочет тебя проглотить. Бойся его, не отдавайся сатане… Помни; еще один твой ложный шаг, одно твое падение, и ты снова погибнешь и, быть может, уже навеки. Бойся гибели, страшись Суда Христова. Ты человек! Не забывай этого. Я не виню тебя слишком… Может быть, больше виноваты люди, которые своим эгоизмом и холодностью заглушили в тебе все святое, человеческое… Но не унывай… Ты такой же человек, такой же Божий слуга, только слабый, безвольный, пошедший по ложному пути. Терпи!.. Борись с искушениями, борись с морем соблазнов и помилован будешь, и печаль твоя обратится в радость. Терпи!.. Сам Христос терпел… И я вижу, что терпеть ты можешь… По лицу твоему увидел, и понял все… Понял я и всю горечь печали твоей… Ты плачешь? А плачь, плачь, легче будет… на душе легче, на сердце…

     Я уже ничего не слышал. Какая-то пелена окутала мои глаза. Скоро я зарыдал, зарыдал от радости, от счастья… так зарыдал, как никогда… Я упал на колени, я обнимал ноги отца Александра … Я не знал, что делать от радости, от счастливого сознания, что я еще не окончательно погиб, что и для меня возможно счастье…

- Спасибо, спасибо, - повторял я, заламывая руки и громко, рыдая…». http://trezvenie.org/literature/history/full/&id=102

  Печально также, что некоторым нашим воспитанникам мешают вернуться к Богу – близкие родственники, которые сами не желают идти за Христом – меняться... Поэтому, понимая, что зависимость от алкоголя, игр и другие виды зависимостей, охватывают всех членов семьи – мы стараемся приглашать на занятия по субботам не только зависимых воспитанников, но и их созависимых родственников. Если воспитанники приводят на занятия родных и близких им людей – жен, матерей и даже детей – это всячески поощряется. Только при такой постановке дела, при помощи Божией благодати, получаемой в Таинствах Церкви - наиболее вероятно наступление выздоровления от зависимости и созависимости.

 



2019-10-11 240 Обсуждений (0)
Историческая справка Православного трезвеннического движения « Трезвая Луга» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Историческая справка Православного трезвеннического движения « Трезвая Луга»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)