Проблемы развития реального сектора экономики России.
Термин «реальная экономика» появился только во второй половине ХХ в., как ответ на развивающийся быстрыми темпами финансовый сектор экономики. Реальный сектор характеризуется производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Кроме того, в него входят научные организации и организации торговли. Следовательно, можно говорить, что он занимается производством материальной и нематериальной продукции. Он является экономической базой, в которой создается прибавочный продукт, обеспечивающий функционирование финансового сектора. Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. Реальный сектор экономики представлен широким набором отраслей. Спецификой реального сектора экономики России является ее приоритет в области отраслей, связанных с добычей сырья и топлива, а также производством энергии и материалов. В области регулирования реального сектора экономики необходимо проведение государственной политики по двум направлениям: промышленному и структурному. Промышленная политика - это совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции. Следует заметить, что промышленной деятельностью занимаются отрасли, занятые в сфере материального производства, за исключением сельскохозяйственного производства и строительства. Следовательно, промышленная политика относится не ко всему реальному сектору экономики. В настоящее время реальный сектор экономики России можно разделить на две части: • отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке; • отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности, доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России. Сегодня реальный сектор экономики России находится на стадии падения, особенно это касается материального производства. Отдельно необходимо отметить высокий износ основного капитала. Необходимо в ближайшие 10-12 лет провести коренное техническое обновление всех основных отраслей. Это даст весомый эффект, если ставка будет сделана на самые высокие технологии. Многие стратегические отрасли российской промышленности находятся в чрезмерной зависимости от импорта. Согласно его данным, в области машиностроения доля импорта достигает 80%, в станкостроении 90%, радиоэлектронной промышленности 90%, фармацевтике 80%. Особое внимание необходимо уделить подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно использовать эту новую технику и технологии. Для поддержания конкурентоспособности страны государственным органам необходимо направить все усилия на организацию мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий реального сектора экономики. Для этого можно использовать такие инструменты как: - усиление привлечения физических лиц к приобретению товаров народного потребления, а так же движимого и недвижимого имущества через развитие системы потребительского кредитования; - совершенствование системы реализации крупных инфраструктурных проектов с помощью системы госзаказа; - повышение экспорта товаров реального сектора экономики. Необходимо формировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. [1]
2. Предпринимательская деятельность: сущность и виды. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В экономической деятельности реализуются следующие принципы предпринимательства: · свобода и самостоятельность вида и сферы услуг; · целенаправленная постоянная деятельность в рамках организационной структуры; · имущественная ответственность; · готовность к риску; · инновационный подход к хозяйственной деятельности. В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства: · производственное; · коммерческое; · финансовое; · страховое; · посредническое. К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно – денежные отношения, торгово – обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли – продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги) Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. 3. Рыночная инфраструктура и модель функционирования предприятий Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов, обеспечивающих работу рынка, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами. Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи. Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известным является аукцион с повышением цены (так называемый «английский» аукцион). Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные — это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи. Любое предпринимательское предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия. Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить: • внешние экономические факторы; • внешние политические условия; • внешние правовые составляющие; • внешние научные и технические факторы; • коммуникационные внешние условия; • природно-климатические факторы и др. Составляющие внутренней среды предприятия:• производственно-технические факторы; • социальные условия и составляющие; • экономические факторы; • информационная составляющая; • маркетинговый фактор; • фактор деловых отношений и поведения сотрудников. Важная часть внешней среды предприятия – деловая среда. Деловую среду предприятия можно представить в виде диаграммы.
1)Поставщики материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость. 2) Конкуренты. Задача руководства предприятия — определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны. 3)Воздействие потребителей продукции и услуг достаточно велико и проявляется в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции и услуг, установлением более низких или стабильных цен на продукцию и услуги и т.п. 4) Инфраструктура - эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, — необходимыми трудовыми ресурсами. Все большее распространение в России получает страховой бизнес, высокими темпами растут в нашей стране консультационные и аудиторские услуги. Также все большую долю себестоимости продукции предприятий составляют транспортные услуги, которые оказывают транспортные организации. 5) В деловую среду предприятий включаются государственные и муниципальные организации, а также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и др. на предприятия многообразно и проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой и др. 6) Определенное влияние на деятельность предприятий оказывает международный сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа и выходе наших предприятий на зарубежные рынки и др.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1086)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |