Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы развития реального сектора экономики России.



2019-08-13 1086 Обсуждений (0)
Проблемы развития реального сектора экономики России. 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «реальная экономика» появился только во второй половине ХХ в., как ответ на развивающийся быстрыми темпами финансовый сектор экономики.

Реальный сектор характеризуется производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Кроме того, в него входят научные организации и организации торговли. Следовательно, можно говорить, что он занимается производством материальной и нематериальной продукции. Он является экономической базой, в которой создается прибавочный продукт, обеспечивающий функционирование финансового сектора.

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. Реальный сектор экономики представлен широким набором отраслей. Спецификой реального сектора экономики России является ее приоритет в области отраслей, связанных с добычей сырья и топлива, а также производством энергии и материалов.

 В области регулирования реального сектора экономики необходимо проведение государственной политики по двум направлениям: промышленному и структурному. Промышленная политика - это совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции. Следует заметить, что промышленной деятельностью занимаются отрасли, занятые в сфере материального производства, за исключением сельскохозяйственного производства и строительства. Следовательно, промышленная политика относится не ко всему реальному сектору экономики.

В настоящее время реальный сектор экономики России можно разделить на две части:

• отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке;

• отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности, доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России.

Сегодня реальный сектор экономики России находится на стадии падения, особенно это касается материального производства. Отдельно необходимо отметить высокий износ основного капитала. Необходимо в ближайшие 10-12 лет провести коренное техническое обновление всех основных отраслей. Это даст весомый эффект, если ставка будет сделана на самые высокие технологии.

Многие стратегические отрасли российской промышленности находятся в чрезмерной зависимости от импорта. Согласно его данным, в области машиностроения доля импорта достигает 80%, в станкостроении 90%, радиоэлектронной промышленности 90%, фармацевтике 80%. 

Особое внимание необходимо уделить подготовке высококвалифицированных кадров, способных эффективно использовать эту новую технику и технологии.

Для поддержания конкурентоспособности страны государственным органам необходимо направить все усилия на организацию мер по стимулированию спроса на продукцию предприятий реального сектора экономики. Для этого можно использовать такие инструменты как:

- усиление привлечения физических лиц к приобретению товаров народного потребления, а так же движимого и недвижимого имущества через развитие системы потребительского кредитования;

- совершенствование системы реализации крупных инфраструктурных проектов с помощью системы госзаказа;

- повышение экспорта товаров реального сектора экономики. Необходимо формировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. [1]

 

2. Предпринимательская деятельность: сущность и виды.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В экономической деятельности реализуются следующие принципы предпринимательства:

· свобода и самостоятельность вида и сферы услуг;

· целенаправленная постоянная деятельность в рамках организационной структуры;

· имущественная ответственность;

· готовность к риску;

· инновационный подход к хозяйственной деятельности.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:

· производственное;

· коммерческое;

· финансовое;

· страховое;

· посредническое.

К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям.

Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно – денежные отношения, торгово – обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли – продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги)

Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.

3. Рыночная инфраструктура и модель функционирования предприятий

Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов, обеспечивающих работу рынка, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами.

Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. Остановимся лишь на некоторых организациях инфраструктуры, наличие которых позволяет причислить рынок к категории достаточно развитых. Это ярмарки, аукционы, биржи.

Под ярмаркой понимается рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. Формой продажи товаров, которая проводится в определенном месте в определенное время на основе конкуренции покупателей, является аукцион. По способу организации аукционы весьма разнообразны, но наиболее известным является аукцион с повышением цены (так называемый «английский» аукцион).

Очень важную роль играют биржи, на которых осуществляются сделки купли-продажи товаров, ресурсов и на основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Самые распространенные — это биржи труда, товарные, фондовые и валютные биржи.

Любое предпринимательское предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия. Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить: • внешние экономические факторы; • внешние политические условия; • внешние правовые составляющие; • внешние научные и технические факторы; • коммуникационные внешние условия; • природно-климатические факторы и др.

Составляющие внутренней среды предприятия:• производственно-технические факторы; • социальные условия и составляющие; • экономические факторы; • информационная составляющая; • маркетинговый фактор; • фактор деловых отношений и поведения сотрудников.

Важная часть внешней среды предприятия – деловая среда. Деловую среду предприятия можно представить в виде диаграммы.

1)Поставщики материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

2) Конкуренты. Задача руководства предприятия — определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны.

3)Воздействие потребителей продукции и услуг достаточно велико и проявляется в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции и услуг, установлением более низких или стабильных цен на продукцию и услуги и т.п.

4) Инфраструктура - эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, — необходимыми трудовыми ресурсами. Все большее распространение в России получает страховой бизнес, высокими темпами растут в нашей стране консультационные и аудиторские услуги. Также все большую долю себестоимости продукции предприятий составляют транспортные услуги, которые оказывают транспортные организации.

5) В деловую среду предприятий включаются государственные и муниципальные организации, а также органы власти. Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и др. на предприятия многообразно и проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой и др.

6) Определенное влияние на деятельность предприятий оказывает международный сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа и выходе наших предприятий на зарубежные рынки и др.

 



2019-08-13 1086 Обсуждений (0)
Проблемы развития реального сектора экономики России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы развития реального сектора экономики России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1086)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)