Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Некоторые особенности поведения детей с речевой патологией в различных видах деятельности



2019-08-13 528 Обсуждений (0)
Некоторые особенности поведения детей с речевой патологией в различных видах деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Игровая деятельность является ведущим видом де­ятельности в дошкольном возрасте. Для детей-дошколь­ников, страдающих различными речевыми расстройства­ми, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их лич­ности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушение грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую дея­тельность детей, рождает определенные особенности по­ведения в игре. Так, например, дети со сложными фор­мами функциональных дислалий, ринолалиями и дизартриями нередко теряют возможность совместной де­ятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлек­торной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Нарушение общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необ­ходимости быстрой переделки динамического стереоти­па, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.

Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они бы­стро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчиво­сти в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, утомляемость затрудняют включение в групповую игру.

Для детей с алалией, у которых нередко наблюдается значительная задержка интеллектуального развития, со­держание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей носят однообразный, подра­жательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребенок с алалией воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не всту­пают в словесные взаимоотношения. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре эти навыки он самостоятельно не использует. Сло­во в игре употребляется в основном для называния пред­метов, при этом отсутствует название действий с ними.

Заикающиеся дети ведут себя в игре иначе. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они часто выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. С усилением заи­кания дети становятся более замкнутыми, просто отка­зываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдают случаи, когда заикающийся дошкольник в играх про­являет неуместное фантазерство, отличается резонер­ством, некритичен к своему поведению.

Игровая деятельность детей (^речевой патологи­ей складывается только при непосредственном воз­действии направляющего слова взрослого и обяза­тельного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограни­ченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря ижизненного опыта детей с рече­выми нарушениями, самостоятельно не возникает. Ос­новные свои знания и впечатления дети получают в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Можно отметить также некоторые особенности изобразительной деятельности детей с нарушенным рече­вым развитием. У детей с речевой патологией часто на­блюдаются нарушения моторики, что указывает на не­достаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом любой деятельности. Эти нарушения влияют прежде всего на способность детей к изобразительному творчеству. У детей с алалией наблюдается узость тематики рисунков, многократные повторения темы, отсутствие способов изображения пред­метов и явлений, бедность приемов лепки и конструиро­вания, неумение владеть ножницами и т. д. И даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение,- к чужой и своей работе.

Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Например, для заикающихся детей характерна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Изменение привыч­ных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания. Затруднения вызывают задания, связанные с переключением с одного вида деятельности на другой. При выполнении заданий, требующих интел­лектуального и волевого усилий, наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. У некоторых наблюдается неумение самостоятель­но проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Дети с трудом анализируют образец, сопо­ставляя написанное с печатным текстом, с трудом нахо­дят ошибки. Эти дети испытывают определенные трудно­сти на занятиях, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответом своих товарищей, помогать им в случае затрудне­ний исправлять неправильные ответы. В процессе чтения они не замечают собственных ошибок, ошибок своих то­варищей, при чтении по ролям диалогов произносят «свои» слова несвоевременно, иногда читают слова других лиц. Характерные для заикающихся неустойчивость деятель­ности, слабость переключения, пониженный самоконтроль не могут не отразиться на их общей организованности: они с трудом «входят» вработу, не прилагают для этого достаточных эмоционально-волевых усилий. В ходе под­готовки к урокам такие дети прибегают к механическим приемам выполнения заданий, предпочитая заучивать, а не осмысливать прочитанное.

Контрольные вопросы

1. Какие особенности эмоциональной сферы отмечают у детей с речевой патологией?

2. Что отличает сферу самосознания детей с нарушениями речи?

3. Какие типы отношения к своему дефекту ребенком выделяют и чем они характеризуются?

4. Каковы особенности межличностных взаимоотношений детей с речевой патологией?

5. Какие особенности поведения в различных видах деятельности характеризуют детей с речевой патологией?

Глава 8

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.



2019-08-13 528 Обсуждений (0)
Некоторые особенности поведения детей с речевой патологией в различных видах деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Некоторые особенности поведения детей с речевой патологией в различных видах деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)