Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В психическом развитии.



2019-08-13 311 Обсуждений (0)
В психическом развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др. отмечали, что не­обходимо отграничивать общее недоразвитие речи от задержки темпа ее формирования. Причинами задер­жки развития речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребен­ка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будет наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельно­го овладения языковыми обобщениями. Одним из «важ­ных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка - понимание зна­чения грамматических изменений слов, отсутствие сме­шения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем не­доразвитии речи. Существует также проблема дифференциальной ди­агностики общего недоразвития речи и умственной отсталости. Дифференциальная диагностика речевых нарушений и умственной отсталости может затрудняться, так как общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом не­доразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика может быть успешной только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющими тот или иной интел­лектуальный дефект, захватывающий все виды мысли­тельной деятельности, у детей с тяжелыми нарушения­ми речи наибольшие трудности вызывают задания, тре­бующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психичес­ких процессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умствен­ных действий на другие аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обоб­щенных способов действий, если они не требуют рече­вого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отме­чаются более дифференцированные эмоциональные ре­акции, они критично относятся к своей речевой недо­статочности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообра­зительность при выполнении заданий.

Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и задержки психического развития (ЗПР) во многих случаях не удается осуществить. У детей с ЗПР, так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания, недостатки в развитии наглядно­го и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными характеристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, воз­никающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памяти и мышления, по­добно тому, как это отмечается у детей с ЗПР цереб­рально-органического генеза. Подтверждение этому по­лучено при сравнительном исследовании детей с ОНР и ЗПРмладшего школьного возраста, проведенного Г.А. Фотековой. Логопедическое обследование особенно­стей речевого развития с помощью специально разрабо­танной методики позволило не только качественно, но и количественно оценить состояние различных состав­ляющих речевой функции у детей с ОНР и ЗПР. Было обнаружено, что у 27,1% и 37,5% детей соответственно выявлен достаточно хороший уровень развития нагляд­но-образного мышления и эффективна прогностическая деятельность. Слабое развитие наглядно-образного мыш­ления и прогностической деятельности обнаружено у 37,3% детей с ОНР и у 47,5% детей с ЗПР. Эти данные указывают на то, что разграничение осматриваемых форм отклоняющегося развития во многих случаях за­труднительно, так как у достаточно большого количества учеников речевой школы отмечается сочетанный дефект.

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе - детей с трудностями обучения. В то же время тщатель­ное обследование состояния различных сторон речевого развития и познавательной сферы с учетом клиничес­кого анализа позволяет установить структуру отклоня­ющегося развития, его ведущий фактор и выбрать на­правленно-рациональные способы коррекционных воздействий. Есть основания считать, что во многих случа­ях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов неявляется достаточным условием для преодоления недостатков в развитии познавательной функции.

Дифференциальной диагностике речевой и интеллек­туальной недостаточности могут помочь дополнитель­ные методы, например электроэнцефалографическое ис­следование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНРизменения чаще затраги­вают височно-теменно-затылочные зоны), а также ана­лиз динамики психического развития ребенка.

С.Н. Шаховская выделила некоторые диагностичес­кие показатели для разграничения ребенка с сенсор­ной алалией (трудности понимания обращенной речи) и ребенка с нарушением слуха (трудности различения обращенной речи).

В их числе следующие:

■ слабослышащий имеет постоянный порог восприятия (в разное время суток в различных условиях он слы­шит одинаково, а у ребенка с сенсорной алалией отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: то он слышит и понимает тихое звучание, то не воспринимает более громкого звучания). Непостоянство показателей аудиометрического исследования ребенка с алалией свидетельствует о нарушенной работоспособности, повышенной утомляемости, дисгармоничности процессов возбуждения и торможения, что отрицательно сказывается на возможностях высшего акустического анализа и синтеза. Усиление громкости звучания улучшает восприятие слабослышащего ребенка. Ребенок же с сенсорной алалией на гром­кие, тем более на сверхгромкие звуки не реагирует; более тихое, спокойное звучание ребенок восприни­мает лучше, чем звуки повышенной громкости, ко­торые могут вызвать запредельное охранительное торможение, мозг как бы сам щадит себя, выключа­ясь из работы;

■слабослышащий лучше слышит при пользовании слуховым аппаратом, а ребенок с сенсорной алалией пользоваться слуховым аппаратом не может: жалуется на боль в ушах, в голове, усиление звуков становится для него неприятным раздражителем. При сенсорной алалии в ряде случаев наблюдается повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих (шелест перелистываемых страниц, капающая из крана вода), что подчеркивает сохранность у них слуха;

■голос слабослышащего ребенка лишен звучности, «полетности», он тих, глуховат, а при сенсорной алалии
голос сохраняет нормальную громкость и звонкость;

■  со слабослышащим ребенком легче наладить контакт, чем с ребенком, страдающим сенсорной алалией.

Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом (РДА) включает следующие положения. У детей с РДА нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром, а у детей с алалией указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального»  характера. Детьми с РДА практически не используется «язык» мимики и жестов, а у детей с алалией мимика и жестикуляции достаточно развиты и используются вместо словесной речи. Поведение и реакции детей с аутизмом на окружающее часто непредсказуемы и непонятны.

А у детей с алалией отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации. Для аутичных детей характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед гла­зами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела, а у детей с алалией своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют. У детей с РДА могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномер­ное, а также различные степени олигофрении, у детей с алалией обычно наблюдается картина своеобразной за­держки интеллектуального развития, при которой осо­бенно нарушенными оказываются процессы, связанные с речевой деятельностью. Наблюдаются различия в осо­бенностях речи: речевая деятельность при РДА на ран­них этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной словесной речью. Для детей с алалией характерной является выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечае­мый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения.



2019-08-13 311 Обсуждений (0)
В психическом развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В психическом развитии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)