Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самосознание детей с речевой патологией



2019-08-13 1239 Обсуждений (0)
Самосознание детей с речевой патологией 0.00 из 5.00 0 оценок




Самосознание - чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другими людьми и проявляется в этих отношениях. Самосознание челове­ка, как и его отношение к другим, основано на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъек­тное начало соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, сво­ей воли, своих переживаний и пр. Это — некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое «Я» уникально и не имеет подобия (бесподобно), не подле­жит сравнению (несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бесценно). Ему соответствует столь же не­посредственное и безоценочное восприятие и пережива­ние другого человека как целостной личности, что по­рождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество и пр.). Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: о моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможнос­тях, предметах, положении в группе, — их оценку и значимость. На основе этих представлений складывает­ся самооценка (как отношение к своим конкретным ка­чествам) и образ себя (как представление о своих спо­собностях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего «Я», его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая опосредствует отношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей). Объект­ное (или предметное) отношение задает границы своего «Я», свое отличие от других и обособленность.

Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимы­ми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение суще­ственно различаются — как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза. Существенно сказывается на развитии самосознания какой-либо дефект психического развития, в частности речевая патология.

Исследование самооценки, проведенное О.Н. Усановой и О.А. Слинько с помощью теста «полярный профиль», позволило установить наиболее значимые раз­личия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так, для девочек младших клас­сов массовой школы наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они со­мневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некра­сивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем срав­ниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, но, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными.

Самооценка у двух групп мальчиков - с нормальной и с нарушенной речью - отличается в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является дефект, однако не считают себя ущерб­ными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

В целом исследования показывают, что учащиеся млад­ших классов школ для детей с нарушениями речи недо­статочно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают ине оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на не­гативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тен­денция в самохарактеристике приближаться к идеаль­ному образу. Если переоценка своих возможностей в 1-2-х классах может быть объяснена возрастной законо­мерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогич­ном явлении среди 3-х классов можно видеть личностную особенность детей с тяжелыми нарушениями речи.

Исследования уровня притязаний младших школь­ников с нарушениями речи выявили, что в большин­стве случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть де­тей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого раз­вития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне, особенно ярко заниженный уровень притязаний, по результатам исследований, проявляется у учащихся 1-го класса, меньше - у учащихся 2-го класса, а среди третьеклассников таких явлений практически не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.

Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались в основном применительно к заи­кающимся детям (С.С. Ляпидевский, СИ. Павлова, В.И. Селиверстов и др.) и лицам с нарушениями голоса (О.С. Орлова).

Исследователи выделяют три варианта эмоциональ­ного отношения заикающихся к своему дефекту:

■безразличное,

■умеренно-сдержанное,

■безнадежно-отчаянное

и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния (рис. 14).

         
   

 


Нулевая                        Безразличное            отсутствуют

Умеренная                            Умеренно-сдержанное присутствуют

Выраженная         Безнадежно-отчаянное     навязчивые действия

 

Рис. 14. Типы отношений детей с речевыми нарушениями к своему дефекту

В.И. Селиверстов выделяет следующие показатели степеней фиксированности детей на своем дефекте:

1) нулевая степень фиксированности на своем дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;

2) умеренная степень фиксированности на своем дефекте. Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание детьми своего недостатка не выливается в посто­янное, тягостное чувство собственной неполноценнос­ти, когда каждый шаг, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта;

3) выраженная степень фиксированности на своем дефекте. Дети постоянно фиксированы на своем ре­чевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничи­жение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Исследования А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой показали, что психологические причи­ны проблемных форм межличностных отношений (по­вышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность) связаны с особенностями само­сознания ребенка. Причиной можно назвать фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оце­ночного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоут­верждение, демонстрацию своих достоинств и пр.

Так, агрессивные дети отличаются повышенным стрем­лением к самоутверждению, защите своего «Я», доказа­тельству своей силы и превосходству; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом посто­янного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная по­требность в признании и уважении сверстников, в под­держании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личнос­ти; тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и обще­ния. Как можно видеть, в основе самых разных наруше­ний межличностных отношений лежат особенности са­мосознания ребенка. Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности само­оценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым луч­шим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности — в демонстративном и постоян­ном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое «Я». Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание — фиксация на своей само­оценке и своем образе. «Я» ребенка как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спря­таться от этого взгляда, уйти в себя, другие, напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг дру­га; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосозна­ния ребенка и его личности в целом. Расстройства в сфере самосознания детей с нарушениями речи не толь­ко снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значи­мость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей осо­бенностей личностного развития.



2019-08-13 1239 Обсуждений (0)
Самосознание детей с речевой патологией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самосознание детей с речевой патологией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)