Неблагоприятные типы семейного воспитания
Эгоцентрическое Эмоциональное воспитание непринятие Гиперсоциальное Тревожно-мнительное воспитание воспитание Рис. 20. Типология неблагоприятных стилей воспитания
1. Эмоциональное неприятие ребенка. При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т. д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено и на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей. 2. Гиперсоциалъное воспитание. При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальными» в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера. 3. Тревожно-мнительное воспитание. Ребенка любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ. 4. Эгоцентрическое воспитание. При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникать демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе [23, с. 454-455]. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка либо неприятие решения специалистов в этом направлении нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что ведет к необходимости всесторонней консультации с целью получения объективной оценки как возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций. Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется двумя обстоятельствами. Во-первых, система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных позиций ребенка, что требует от взрослых, как активных «строителей» этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий; показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации. Во-вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока недостаточным уровнем развития системы психологической службы, в частности психологической коррекции аномального ребенка. Разработка системы направленной работы с родителями, вовлечение их в разных формах в процесс коррекционного воздействия в условиях коррекционного учреждения должны осуществляться с учетом следующих положений: ■включение родителей в совместную с образовательным учреждением коррекционную работу с аномальным ребенком — это не перекладывание проблем на плечи родителей, а попытка усилить эффективность организованного обучения и воспитания, действуя сообща; ■специально организованное взаимодействие родителей с образовательным учреждением способствует тому, что возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия на ребенка, что, в свою очередь, служит условием сокращения сроков коррекционной работы; ■система мероприятий, направленных на изменение позиции родителей в отношении взаимодействия с образовательным учреждением должна носить просветительский, а не психотерапевтический характер; ■продуктивность сотрудничества образовательного учреждения с родителями определяют такие факторы, как добровольность участия родителей в подобном сотрудничестве и высокий уровень мотивации к сотрудничеству. Все это достигается только в том случае, если процесс взаимодействия образовательного учреждения с родителями не является формальной передачей знаний родителям, а носит дифференцированный характер и ориентирован на изучение уровня родительской мотивации и факторов, снижающих желание родителей сотрудничать с детским учреждением. Выявлению факторов, влияющих на уровень мотивации родителей в отношении сотрудничества с образовательным учреждением, будет способствовать изучение микросоциальных условий воспитания. Такое изучение включает следующие моменты: уровень образования родителей; общий культурный уровень семьи; материальная обеспеченность; жилищно-бытовые условия; взаимоотношения в семье; наличие вредных привычек у родителей; состояние здоровья родителей. Уровень родительской мотивации может быть определен на основании разработанной Т.Н. Волковской анкеты и оценивается по следующим показателям: адекватность оценки родителями состояния своего ребенка; готовность к полноценному сотрудничеству с образовательным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости; степень инициативы в плане сотрудничества с учреждением; продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендаций. Родители с высоким уровнем мотивации характеризуются следующими качественными показателями: адекватно воспринимают состояние ребенка; готовы к полноценному сотрудничеству с образовательным учреждением в процессе коррекционной работы, понимают его важность и необходимость; проявляют инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением; прислушиваются к советам и рекомендациям и применяют их в общении с детьми. Родители со средним уровнем мотивации также адекватно воспринимают состояние ребенка; не отрицают необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением, но при минимальных усилиях с их стороны; соглашаются со всеми доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени. Выделяют два типа низкого уровня мотивации: 1-й тип характеризуется отсутствием адекватной оценки родителями состояния своего ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с коррекционным учреждением проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимаются. 2-й тип характеризуется адекватной оценкой родителями состояния своего ребенка, но необходимость и возможность сотрудничества отрицается вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия к своему ребенку, которую считают единственно верной. К этому же типу относятся семьи, в которых главная роль в воспитании ребенка принадлежит авторитарно доминирующему старшему члену семьи. Основными методами изучения микросоциальных факторов и уровня родительской мотивации выступают: целенаправленное наблюдение за детьми и родителями; беседы с детьми и родителями; опрос и анкетирование. 10.2. Формы и содержание работы специального психолога с родителями Система методических мероприятий, направленных на организацию сотрудничества с родителями предполагает следующие направления работы: 1-е направление — с родителями непосредственно; 2-е направление — с педагогами специализированных образовательных учреждений (ОУ) с целью формирования (совершенствования) коммуникативных способностей в работе с семьями воспитанников. Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Исследование уровня родительской мотивации позволило выделить основные принципы организации работы с родителями в условиях коррекционного учреждения (рис. 21): дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень дефектологической осведомленности; наличие условия обратной связи со стороны родителей; приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения.
Рис. 21. Принципы работы с родителями детей, имеющими речевую патологию в условиях коррекционного ОУ. Наибольшие трудности при организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями зарекомендовали себя индивидуальные формы воздействия, в частности индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы. Задача первого этапа — создать доверительные, откровенные отношения с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа. Содержание беседы определяется задачами этапа. В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уместно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая результаты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколько целей: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причины выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамического продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия. Методически оправдано каждое утверждение о несостоятельности ребенка в том или ином виде психической деятельности подкреплять конкретными фактами демонстрационного характера, ярко отражающими особенности нарушения ребенка. В ходе коррекционной работы с детьми в условиях специализированного дошкольного учреждения индивидуальное консультирование родителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания в нем ребенка. На этапе собственно коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основными задачами на данном этапе выступают: формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга дефектологических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса. Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективно проявили себя следующие: ■совместное обсуждение с родителями динамики коррекционной работы; ■анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и выработка совместных рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; ■ индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика). Важным условием работы с родителями, дети которых имеют отклонения в развитии, является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в отношении готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на соответствующую уровню развития ребенка форму обучения. Своевременное разъяснение родителям положения о том, что преодоление или компенсация имеющихся трудностей не должны осуществляться за счет возрастно-специфических интересов и потребностей ребенка, может способствовать предупреждению распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятные последствия для ребенка (например, сосредоточение всех усилий дошкольника на обучении чтению и письму в ущерб игровой деятельности). Наибольшее значение это положение приобретает в работе с родителями со 2-м типом низкой мотивации. Крайне необходимо сформировать у родителей правильное представление о критериях готовности к школьному обучению, ориентируя их на формирование психологической готовности к школе. Индивидуальное консультирование родителей со средним и высоким уровнем мотивации может осуществляться по тем же принципам, но при некотором переструктурировании этапов, с учетом уровня мотивации. Наряду с индивидуальными формами работы желательной является форма групповой работы с родителями. Цель руководства родительскими группами — улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых факторов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Выбор групповых форм воздействия определялся рядом общих принципов организации этого вида работы: ■учет степени готовности к сотрудничеству при определении сроков начала работы в родительской группе; ■учет уровня родительской мотивации при выборе форм работы; ■возможность работы с родительскими группами, разноуровневыми в плане родительской мотивации. Исходя из этих принципов сроки начала работы с родительскими группами, однородными по составу, вариативны и определяются степенью готовности к сотрудничеству. Так, групповая работа с родителями с низкой мотивацией может быть рекомендована со второй половины учебного года, так как переориентировка их внутренней позиции, осознание их участия в коррекционном процессе происходит только тогда, когда ребенок демонстрирует определенные успехи в результате направленной систематической работы с ним. Это происходит не раньше, чем через полгода, учитывая длительность адаптационного периода таких детей. При условии готовности к взаимодействию работа с родительскими группами начинается с начала учебного года. В работе с каждой группой родителей реализуются собственные цели и задачи, которые и определяют тематику и формы работы. Основными задачами групповой работы с родителями с низким уровнем мотивации выступают: ■активное привлечение родителей к реализации целей коррекции через формирование у них адекватной оценки психического развития своего ребенка; ■изменение родительской позиции и отношения к ребенку и вооружение родителей соответствующими способами коммуникации; ■обучение родителей элементарным приемам дефектологической практики с целью повышения их компетентности при оказании действенной помощи их детям. Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы: тематические консультации; семинары-практикумы; групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми. Тематика групповых тематических консультаций на учебный год для специализированных образовательных учреждений может быть следующая: «Почему ребенок может отставать в развитии?»; «Особенности психофизического развития дошкольника»; «Проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь родителям»; «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»; «Нарушение поведения детей дошкольного возраста и возможности их коррекции»; «Эмоциональное развитие дошкольников»; «Психология семейных отношений»; «Профилактика детских неврозов»; «Готов ли ваш ребенок к школе?» Активные формы работы представлены семинарами-практикумами при активном участии родителей. Тематика семинаров-практикумов взаимосвязана с тематикой групповых консультаций и представляет более широкое овладение кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками. Такой вид работы, как групповые собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей.
Рис. 22. Формы работы с родителями в условиях коррекционного ДОУ.
Состав родительских групп может быть как однородным по составу в плане родительской мотивации, так и разнородным, когда в работе группы родителей с низким уровнем мотивации участвуют родители с высоким уровнем, выполняя роль интегрирующего звена между участниками коррекционного взаимодействия. М.М. Семаго занимался проблемой консультирования семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Появление в семье психически или физически неполноценного ребенка всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. В таких семьях, как правило, имеются нарушения внутрисемейных отношений, в частности родителей с детьми. Особенно трудно бывает родителям, когда, кроме отклонений в психическом либо физическом развитии, наблюдаются внешние дефекты. Искажение поведения родителей (как правило, неосознаваемое) приводит к следующему: ■нарушается взаимодействие с социумом (родственники и знакомые, врачи, дефектологи и учителя). При этом наблюдаются замыкание в своей семье, неадекватная реакция на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими дошкольными учреждениями и в дальнейшем со школой; ■нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае наблюдается резкое искажение позиции отца, который тяжелее, чем мать, переживает, что его ребенок болен и что он, как и другие здоровые члены семьи, оказывается в положении «заброшенного». В крайних случаях это приводит к распаду семьи; ■нарушается дальнейшее репродуктивное поведение (характерное для данного типа семьи). Это означает, что в случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение (и в дальнейшем строго его придерживаются) не иметь больше детей, и в случае большого риска, наоборот, горячо желают иметь последующих детей; ■складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Очень часто в семье не признается необратимость диагноза и, соответственно, вытекающих отсюда последствий. Даже в случае декларируемого понимания родители продолжают тратить огромные силы и средства на так называемое «хождение по кругу врачей» в надежде, что диагноз не подтвердится, в крайнем случае найдутся лекарства, которые помогут вылечить ребенка. Подобные нарушения являются средствами психологической защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказалась семья. Практика консультирования показала, что эти нарушения возникают не только при тяжелых умственных или физических отклонениях в развитии ребенка, но и в случае более легких дефектов. Степень дезадаптации зависит не только от тяжести заболевания ребенка, но и от ценностных ориентации родителей, от их отношения к болезни и ее предполагаемым последствиям. Особенно явно подобная дезадаптация семьи обнаруживается в период консультирования ребенка в медико-генетической либо в психолого-педагогической консультации. Часто оба вида консультирования приходится вести одновременно. Далее по инициативе в основном родителей происходит ряд встреч с педагогами, дефектологами, психологами для решения проблем, возникающих по мере развития аномального ребенка. В ходе консультирования родители узнают точный диагноз, получают информацию о характере поражения ребенка и риске его повторения в данной семье, им рассказывают об особенностях домашнего развития и обучения ребенка. Кроме того, консультирование семьи должно быть направлено на оптимизацию внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций. Число семей, для которых визит к консультанту оказался полезным, колеблется, по данным различных авторов, от 5 до 84%. В среднем на половину обратившихся консультация не оказала никакого влияния. Отмечается, что более половины пациентов недопоняли или очень плохо разобрались в информации, полученной от консультанта. Интервью, полученные через различные промежутки времени после консультации, показали, что лишь 20-25% и изредка 60-70% обратившихся хорошо усваивают основные показатели ситуации в семье. В некоторых исследованиях выделен ряд факторов, отрицательно влияющих как на уровень понимания, так и на адекватность поведения консультируемых: плохая подготовка семьи к консультации, неудовлетворительные условия проживания. Существенное влияние оказывают также образовательный уровень родителей и время, прошедшее после рождения больного ребенка и постановки ему диагноза. На эффективность консультирования оказывает влияние множество факторов, как объективных (уровень развития психодиагностики и медицинской генетики в целом, подготовленность специалистов-консультантов), так и субъективных. К последним можно отнести личностные и интеллектуальные особенности консультирующихся, структуру межличностных отношений, включая половые, предубеждения и ожидания, с которыми люди приходят на консультацию, эмоциональное состояние родителей в этот момент. Тяжелое эмоциональное состояние, доходящее иногда до ступора, зачастую не позволяет родителям правильно понять и осознать информацию. В связи с этим возникает задача оценки состояния как матери, так и отца консультируемого ребенка (а иногда и других родственников) и проведения соответствующих психокоррекционных мероприятий. В связи с этим М.М. Семаго считает, что необходима подготовительная работа до консультаций. Так, полезной может быть наглядная информация, предназначенная для воздействия на семью, ожидающую консультации. Эта информация должна помочь родителям сориентироваться в собственной проблеме, снизить уровень страхов и опасений. Психокоррекционная работа с семьей призвана помогать консультантам и родителям решать все возникающие в связи с заболеванием ребенка проблемы, тогда в дальнейшем родители будут следовать принятым решениям, не отвлекаясь на поиски «более хорошего» лечения или «более хороших» специалистов. Как правило, при постановке диагноза в медико-генетической консультации психолого-педагогические рекомендации и детальный прогноз развития ребенка с патологией либо не даются, либо не воспринимаются родителями по ряду вышеперечисленных причин, к которым можно еще добавить очень малый возраст ребенка. В результате в течение длительного времени, вплоть до достижения ребенком 4-6 лет, когда наконец родители обращаются в педагогические консультации для определения возможности обучения ребенка в школе, в семье формируется установка лишь на медикаментозное лечение. Время для психолого-педагогической работы и адаптации ребенка к условиям специального обучения оказывается упущенным. Следовательно, психокоррекционную работу с семьей желательно начинать уже на стадии медико-генетического консультирования. Еще один аспект психокоррекционной работы — выработка правильных отношений всех членов семьи к здоровым детям, поскольку им, как правило, уделяется гораздо меньше внимания и заботы. От них требуют постоянных уступок больному ребенку, за которым закреплено положение тяжелобольного. Это может быть оправдано в отношении умственного развития, профиля обучения и т. д. Однако к такому ребенку необходимо предъявлять столь же высокие требования, как и к другим детям, при воспитании навыков самообслуживания, при определении меры участия в домашнем труде. Особое положение в семье больного ребенка отрицательно влияет на характер здоровых детей, ухудшая их отношение к больному брату или сестре, что в конечном итоге приводит к негативным взглядам на инвалидов и тяжелобольных людей вообще. Катамнестические исследования показали, что женщины, у которых есть аномальный ребенок, ожидая следующего, испытывали целый комплекс таких негативных переживаний, как страх, стыд и т. д. Женщины, как правило, вспоминали, «как это было с первым», снова и снова переживали трагедию прошлого. Длительность и интенсивность хронической фрустрации оказывали негативное воздействие на развивающийся плод, что могло привести к нежелательным последствиям. Часто случается так, что даже объективное подтверждение того, что данная беременность протекает нормально и будущий ребенок не имеет наследственной (либо врожденной) патологии, не облегчает состояния женщины. Таким образом, снятие эмоционального стресса, оказание психологической помощи, просто квалифицированная поддержка беременных женщин из семей, несущих груз патологической наследственности, еще один из аспектов психокоррекционной работы. Успех психокоррекционной работы во многом зависит от личности консультанта-эксперта. Влияние консультанта можно рассматривать как включение какой-либо информации в структуру ценностей семьи. Оказать влияние означает, что собственные ценности клиента могут быть заменены ценностными установками эксперта, который передает информацию с осознанными или неосознанными намерениями. Консультирование по поводу отклонений в развитии ребенка, в особенности медико-генетическое, часто выделяется специалистами по этике как область, где консультанты разного профиля могут использовать свое влияние для достижения поставленных целей. Хотя большинство консультантов заявляют, что они избегают давать прямые ответы на вопросы, тем не менее можно повлиять на родителей, не намереваясь сделать этого за счет избирательного представления информации. Отношение к консультированию отличается у представителей различных слоев общества. К тому же лица с более низким общим уровнем развития более уважительно относятся к консультанту и на них может повлиять даже недирективное воздействие. Для некоторых консультируемых, особенно молодых пар, рождение первого ребенка с врожденным дефектом может привести к разочарованию в жизни. Поэтому важно, чтобы консультант высказывал • сочувствие и оказывал поддержку, сохраняя при этом некоторую объективность. Чувства сопереживания естественны. Однако действия консультанта будут более эффективны в том случае, если они будут мотивированы не только эмоциональной идентификацией и сочувствием, но и стремлением как можно более профессионально подойти к ситуации. Показано, что как авторитарная позиция консультанта, так и пассивно-сострадательная оказывается по большей части непродуктивной, и разочарованные родители идут искать других специалистов. В связи с тем, что родители хотят знать, чем болен ребенок, может ли он посещать детский сад и школу, консультант должен хорошо ориентироваться в этиологии и патогенезе различных заболеваний, а также владеть психолого-педагогическими знаниями. Вопросы консультирования и психокоррекционной работы с родителями аномальных детей нуждаются в дальнейшей практической проверке и, главное, в обсуждении среди специалистов, ведущих консультативную и психотерапевтическую работу с семьей.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |