Особенности работы специального психолога с педагогами
Психологическая компетентность педагогов — необходимое условие претворения личностно-ориентированной модели образования в жизнь. Решающее значение в повышении психологической компетентности работников образования имеют и курсы повышения квалификации лекционного образца, и тренинговые занятия. Важная проблема — отношения педагогов с родителями детей, имеющих дефекты в развитии. Под оптимизацией сотрудничества педагогов с родителями, дети которых посещают коррекционные группы, понимается установление «открытого» взаимодействия как наиболее благоприятной и конструктивной формы взаимодействия с целью улучшения продуктивности коррекционной работы. Такой характер взаимодействуя, как показывает практика, более всего обеспечивает взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение участниками друг друга в процессе педагогического общения. Сотрудничество с родителями представляет право на открытое общение, знание того, чем живет детский сад, школа, группа, которую посещает ребенок. Гибкость, оперативность, открытость отношений воспитателей с родителями подчас опережает их негативные реакции. Открытость, доверительность отношений вселяют в родителей уверенность, ощущение неотстраненности от жизни ОУ, значимость их родительского мнения, уважение его. Опора на него создает ситуацию заинтересованности жизнью каждого ребенка в коррекционном учреждении. Практика показывает, что продумывание способов активного усвоения воспитанниками знаний помогает педагогам переосмыслить достигнутый собственный уровень и стиль общения с родителями, развивает самокритичность, приближает к новому уровню осознания способов общения. В психологии общение определяется как целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий между людьми (между взрослыми, взрослыми и детьми, детьми между собой). Под педагогическим общением понимается система профессиональных воздействий воспитателя (учителя) на детей (родителей) с целью их познания, организации воспитательно-ценных взаимодействий, формирования благоприятного психологического климата. Содержание методической работы с педагогами коррекционных групп должно быть направлено на совершенствование их коммуникативных способностей в работе с семьями воспитанников коррекционных групп ОУ. Определяя формы и содержание методической работы с педагогами, необходимо исходить из основных причин трудностей в общении воспитателей с семьями воспитанников специализированного ОУ. Основными причинами трудностей общения в данной ситуации выступают: ■неумение конструктивно изложить родителям свои соображения в отношении их ребенка; ■преобладание деловой формы общения с родителями, эмоциональная недостаточность общения; ■затруднения при выходе из конфликтных ситуаций, возникающих при общении с трудными родителями; ■недостаточная индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, посещающему коррекционную группу; ■ незнание психологических аспектов проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. 1. Умение обеспечить обратную связь, т. е. чуткий обмен информацией с учетом реакций собеседника. Чтобы обратная связь была полезной для родителей, информацию нужно представлять таким образом, чтобы родители могли понять информацию; родители были в состоянии принять информацию; родители могли что-то сделать на базе информации. 2. Умение конструктивно изложить родителям информацию о ребенке. Главными принципами здесь выступают следующие: представлять информацию о ребенке, основанную на наблюдениях воспитателя, как мнение, а не как непреложный факт («Я думаю...», «Мне кажется...», «Я обеспокоена...», «Мне нравится...»); представлять свои наблюдения как описание. Чем описательнее эпизод, которым воспитатель поделился с родителями, тем лучше они смогут понять, в каких ситуациях ребенок ведет себя определенным образом. 3. Обосновывать свое мнение о ребенке; придерживаться своих наблюдений. Не обобщать, т. е. не переходить от частного опыта общения с ребенком к обобщениям, положительным или отрицательным. 4. Совершенствовать навык общения с родителями при выходе из конфликтных ситуаций. В зависимости от содержательной направленности работы рекомендуется использовать следующие формы организации методической работы: 1. Лекционно-просветительская работа по проблемам нарушенного развития. Цель такой работы с воспитателями — повышение их дефектологической компетентности, углубление знаний об особенностях проявления различных дефектов развития, способах коррекции и возможностях предупреждения вторичных отклонений. Тематика таких занятий зависит от того, с какой категорией аномальных детей работает воспитатель. Она может быть представлена следующими темами: «Взаимосвязь нарушений речи и нарушений психического развития у детей»; «Основные этапы коррекционной работы по исправлению дефектов звукопроизношения»; «Виды работ по развитию навыка звуко-буквенного анализа у детей с ОНР»; «Использование режимных моментов для обогащения и активизации словаря, формирования грамматических навыков»; «Развитие пространственных и временных представлений у детей». 2. Дискуссионная проблемная форма проведения консультаций, семинарских занятий. В отличие от лекционных форм, такой вид занятий позволяет достичь контакта между обучаемыми и обучающими, обеспечить активное усвоение, осмысление, критическое восприятие. К наиболее распространенным методам активизации следует отнести дискуссионные вопросы, сопоставление различных позиций, точек зрения, актуальных педагогических понятий. Их использование предполагает возникновение интереса к теме консультации, дискуссии, ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в коллективном обсуждении, размышлять. В качестве предмета дискуссии, например, можно выделить сравнение понятий «сотрудничество с родителями» и «работа с родителями». 3. Специально организованные деловые игры, которые представляют собой моделирование педагогами адекватных способов поведения в процессе решения проблемных задач и анализа конфликтных ситуаций. Цель такого вида методической работы — выработать стратегию поведения воспитателя в конкретных проблемных ситуациях. Разрешение специально смоделированных проблемных ситуаций способствует развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями, умению дозировать свое воздействие. Контрольные вопросы 2. Какова роль семьи в коррекционно-образовательном процессе? 3. Каковы принципы организации работы с родителями в условиях коррекционного учреждения? 4. Какие выделяют методы работы с родителями? 5. В чем заключаются особенности работы психолога с педагогами специализированных образовательных учреждений? Приложение 1 Контрольные вопросы по курсу «Логопсихология» 1. Логопсихология как наука. Предмет и задачи логопсихологии. 2. История становления логопсихологии. 3. Основные методологические принципы логопсихологии. 4. Характеристика методов логопсихологии. 5. Общие принципы обследования детей с нарушениями в развитии. 6. Теория компенсаций психических функций, ее значение в развитии логопсихологии. 7. Структура дефекта психического развития. 8. Общие закономерности психического развития по Л.С. Выготскому. 9. Общие закономерности аномального развития. 10.Биологические и социальные факторы речевых нарушений. 11.Психолингвистические основы логопсихологии. 12.Особенности восприятия детей с нарушениями речи. 13.Особенности свойств внимания у детей с речевыми нарушениями. 14.Особенности памяти детей с речевыми дефектами. 15.Особенности мышления у детей с нарушениями речи. 16.Особенности воображения детей с нарушениями речи. 17.Особенности коммуникативных навыков детей с речевым недоразвитием. 18.Особенности самосознания у детей с речевыми дефектами. 19.Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. 20.Особенности протекания различных видов деятельности у детей с различными речевыми дефектами. 21.Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, умственной отсталости и задержки психического развития. 22.Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений слуха. 23.Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом. 24.Основные положения программы ранней комплексной диагностики психического развития ребенка. 25.Методы диагностики психического развития ребенка. 26.Принцип комплексности в психокоррекционной работе. 27.Принципы создания программы развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию. 28.Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений. 29.Значение влияния семьи на эффективность коррекционной работы. 30.Формы и содержание работы специального психолога с родителями. 31.Особенности работы специального психолога с педагогами. Приложение 2
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |