Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности работы специального психолога с педагогами



2019-08-13 465 Обсуждений (0)
Особенности работы специального психолога с педагогами 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая компетентность педагогов — необ­ходимое условие претворения личностно-ориентированной модели образования в жизнь. Решающее значение в повышении психологической компетентности работ­ников образования имеют и курсы повышения квали­фикации лекционного образца, и тренинговые занятия. Важная проблема — отношения педагогов с родителя­ми детей, имеющих дефекты в развитии. Под оптими­зацией сотрудничества педагогов с родителями, дети которых посещают коррекционные группы, понимает­ся установление «открытого» взаимодействия как наи­более благоприятной и конструктивной формы взаи­модействия с целью улучшения продуктивности коррекционной работы. Такой характер взаимодействуя, как показывает практика, более всего обеспечивает вза­имоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение участниками друг друга в процессе педагогического об­щения. Сотрудничество с родителями представляет право на открытое общение, знание того, чем живет детский сад, школа, группа, которую посещает ребе­нок. Гибкость, оперативность, открытость отношений воспитателей с родителями подчас опережает их негативные реакции. Открытость, доверительность отно­шений вселяют в родителей уверенность, ощущение не­отстраненности от жизни ОУ, значимость их родитель­ского мнения, уважение его. Опора на него создает си­туацию заинтересованности жизнью каждого ребенка в коррекционном учреждении. Практика показывает, что продумывание способов активного усвоения воспи­танниками знаний помогает педагогам переосмыслить достигнутый собственный уровень и стиль общения с родителями, развивает самокритичность, приближает к новому уровню осознания способов общения.

В психологии общение определяется как целенаправ­ленный процесс, решающий задачу согласования дей­ствий между людьми (между взрослыми, взрослыми и детьми, детьми между собой). Под педагогическим об­щением понимается система профессиональных воздей­ствий воспитателя (учителя) на детей (родителей) с це­лью их познания, организации воспитательно-ценных взаимодействий, формирования благоприятного психо­логического климата.

Содержание методической работы с педагогами коррекционных групп должно быть направлено на совершенствование их коммуникативных способностей в ра­боте с семьями воспитанников коррекционных групп ОУ.

Определяя формы и содержание методической работы с педагогами, необходимо исходить из основных причин трудностей в общении воспитателей с семьями воспитан­ников специализированного ОУ. Основными причинами трудностей общения в данной ситуации выступают:

■неумение конструктивно изложить родителям свои соображения в отношении их ребенка;

■преобладание деловой формы общения с родителями, эмоциональная недостаточность общения;

■затруднения при выходе из конфликтных ситуаций, возникающих при общении с трудными родителями;

■недостаточная индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку, посещающему коррекционную группу;

■ незнание психологических аспектов проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в  развитии.
Исходя из этого задачами методической работы с педагогами специализированного ОУ являются:

1. Умение обеспечить обратную связь, т. е. чуткий обмен информацией с учетом реакций собеседника. Чтобы обратная связь была полезной для родителей, информацию нужно представлять таким образом, чтобы родители могли понять информацию; родители были в состоянии принять информацию; родители могли что-то сделать на базе информации.

2. Умение конструктивно изложить родителям информацию о ребенке. Главными принципами здесь выступают следующие: представлять информацию о ребенке, основанную на наблюдениях воспитателя, как мнение, а не как непреложный факт («Я думаю...», «Мне кажется...», «Я обеспокоена...», «Мне нравится...»); представлять свои наблюдения как описание. Чем описательнее эпизод, которым воспитатель поделился с родителями, тем лучше они смогут понять, в каких ситуациях ребенок ведет себя определенным образом.

3. Обосновывать свое мнение о ребенке; придерживаться своих наблюдений. Не обобщать, т. е. не переходить от частного опыта общения с ребенком к обобщениям, положительным или отрицательным.

4. Совершенствовать навык общения с родителями при выходе из конфликтных ситуаций.

В зависимости от содержательной направленности ра­боты рекомендуется использовать следующие формы организации методической работы:

1. Лекционно-просветительская работа по проблемам нарушенного развития.

Цель такой работы с воспитателями — повышение их дефектологической компетентности, углубление знаний об особенностях проявления различных дефектов развития, способах коррекции и возможностях предуп­реждения вторичных отклонений. Тематика таких занятий зависит от того, с какой категорией аномальных детей работает воспитатель. Она может быть представ­лена следующими темами: «Взаимосвязь нарушений речи и нарушений психического развития у детей»; «Основные этапы коррекционной работы по исправле­нию дефектов звукопроизношения»; «Виды работ по развитию навыка звуко-буквенного анализа у детей с ОНР»; «Использование режимных моментов для обога­щения и активизации словаря, формирования грамма­тических навыков»; «Развитие пространственных и вре­менных представлений у детей».

2. Дискуссионная проблемная форма проведения консультаций, семинарских занятий. В отличие от лекционных форм, такой вид занятий позволяет достичь контакта между обучаемыми и обучающими, обеспечить активное усвоение, осмысление, критическое восприятие. К наиболее распространенным методам активизации следует отнести дискуссионные вопросы, сопоставление различных позиций, точек зрения, актуальных педагогических понятий. Их использование предполагает возникновение интереса к теме консультации, дискуссии, ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в коллективном обсуждении, размышлять. В качестве предмета дискуссии, например, можно выделить сравнение понятий «сотрудничество с родителями» и «работа с родителями».

3. Специально организованные деловые игры, которые представляют собой моделирование педагогами адекватных способов поведения в процессе решения проблемных задач и анализа конфликтных ситуаций. Цель такого вида методической работы — выработать стратегию поведения воспитателя в конкретных проблем­ных ситуациях. Разрешение специально смоделирован­ных проблемных ситуаций способствует развитию педа­гогического такта во взаимодействии с родителями, уме­нию дозировать свое воздействие.

Контрольные вопросы

2. Какова роль семьи в коррекционно-образовательном процессе?

3. Каковы принципы организации работы с родителями в условиях коррекционного учреждения?

4. Какие выделяют методы работы с родителями?

5. В чем заключаются особенности работы психолога с педагогами специализированных образовательных учреждений?

Приложение 1

Контрольные вопросы по курсу «Логопсихология»

1. Логопсихология как наука. Предмет и задачи логопсихологии.

2. История становления логопсихологии.

3. Основные методологические принципы логопсихологии.

4. Характеристика методов логопсихологии.

5. Общие принципы обследования детей с нарушениями в развитии.

6. Теория компенсаций психических функций, ее значение в развитии логопсихологии.

7. Структура дефекта психического развития.

8. Общие закономерности психического развития по Л.С. Выготскому.

9. Общие закономерности аномального развития.

10.Биологические и социальные факторы речевых нарушений.

11.Психолингвистические основы логопсихологии.

12.Особенности восприятия детей с нарушениями речи.

13.Особенности свойств внимания у детей с речевыми нарушениями.

14.Особенности памяти детей с речевыми дефектами.

15.Особенности мышления у детей с нарушениями речи.

16.Особенности воображения детей с нарушениями речи.

17.Особенности коммуникативных навыков детей с речевым недоразвитием.

18.Особенности самосознания у детей с речевыми дефектами.

19.Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

20.Особенности протекания различных видов деятельности у детей с различными речевыми дефектами.

21.Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, умственной отсталости и задержки психического развития.

22.Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и нарушений слуха.

23.Сравнительная характеристика детей с речевой патологией и детей с ранним детским аутизмом.

24.Основные положения программы ранней комплексной диагностики психического развития ребенка.

25.Методы диагностики психического развития ребенка.

26.Принцип комплексности в психокоррекционной работе.

27.Принципы создания программы развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

28.Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений.

29.Значение влияния семьи на эффективность коррекционной работы.

30.Формы и содержание работы специального психолога с родителями.

31.Особенности работы специального психолога с педагогами.

Приложение 2



2019-08-13 465 Обсуждений (0)
Особенности работы специального психолога с педагогами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности работы специального психолога с педагогами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)