Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задатки и способности.



2019-08-13 256 Обсуждений (0)
Задатки и способности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Способности – индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

 

Классификация способностей:

1. Общие (определяют успехи человека в различных видах деятельности).

2. Специальные, высшие интеллектуальные способности(определяют успехи в специфических видах деятельности).

3. Теоретические способности– предопределяют склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям.

4. Практические способности– предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям.

5. Учебные способности – определяют успешность обучения, приобретения знаний, умений и навыков.

6. Творческие способностиопределяют возможность создания нового.

7. Потенциальные способности – это те способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализоваться при имениях социальных условий.

8. Актуальные способности - это те способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

 

Уровни развития способности:

1. Способность.

2. Одаренность.

3. Талант.

4. Гениальность.

 

Для развития способности необходимы задатки.

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу способностей.

 

Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

 

Понятие о темпераменте. Основные учения о темпераменте. Темперамент и нервная система. Теория И. П. Павлова. Формально-динамические свойства индивидуальности: концепция темперамента В. М. Русалова. Методы исследования темперамента.

 

Темперамент – это врожденное свойство личности, которое обуславливает динамические характеристики, интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, уравновешенности, особенности адаптации.

 

Гуморальная теория Гиппократа (соотношение биологических жидкостей в организме):

Кровь (сангвис), Желчь (холе), Слизь (флегма), Черная желчь (мелан холе).

 

Опираясь на теорию Гиппократа, Гален разработал типологию темпераментов:

1. Сангвиник.

2. Холерик.

3. Флегматик.

4. Меланхолик.

Конституционная теория 20 века Кречмера Шелдона: теория связывала конституцию (телосложение) человека с темпераментом. Люди с определенным телосложением имеют определенные психические особенности. Кречмер выделил 4 типа:

Лептосоматик (асценик) – хрупкое т/с, высокий рост, длинные худые конечности.

Пикник – выраженная жировая ткань, низкий или средний рост.

Атлетик – развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост.

Диспластик – отсутствие ярко выраженного типа телосложения.

 

С названными типами строения тела Кречмер соотносил три типа темперамента:

Шизотимик – асценическое т/c, замкнутость, колебания настроения, настойчивость, не склонен менять взгляды и установки.

Иксотимик – атлетичекое т/c, спокойствие, сдержанность, невысокая гибкость мышления, мелочность.

Циклотимик – пикническое т/c, колебание между радостью и печалью, коммуникабельность, реализм во взглядах.

Нейрофизиологическая теория Павлова: темперамент зависит от врожденных свойстви типа нервной системы человека.

1. Безудержный тип.

2. Живой тип.

3. Спокойный тип.

4. Слабый тип.

 

И.П. Павлов выделил три типа высшей нервной деятельности:

Мыслительный – рассудительный, детальный анализ явлений жизни, чувства умеренные сдержанные, интерес к математике, философии.

Художественный – мышление образное, большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности, интерес к искусству.

Средний – большинство людей (80%), в характере преобладает эмоциональное или рациональное начало в зависимости от воспитания и жизненных обстоятельств.

Свойства темперамента по В.М. Русалову:

Эргичность.

Психомоторная эргичность – стремление к физичекому напряжению.

Интеллектуальная эргичность – стремление к умственному напряжению, потребность в интеллектуальной деятельности.

Коммуникативная эргичность – потребность в социальном контакте, стремление к лидерству, общение.

Пластичность.

Психомоторная пластичность – гибкость при переключении с одной физической работы на другую.

Интеллектуальная пластичность – гибкость мышления, стремление к разнообразию, творчество в интеллектуальной деятельности.

Коммуникативная пластичность – легкость/трудность вступления в новые социальные контакты, легкость/трудность переключения в процессе общения.

Темп (скорость).

Психомоторная скорость в различных видах активности.

Интеллектуальная скорость умственных процессов при интеллектуальной деятельности.

Коммуникативная скорость речи, вербализации, невербального общения.

Эмоциональность.

Психомоторная эмоциональность - чувственность по поводу расхождения между желаемым и реальным результатом труда.

Интеллектуальная эмоциональность - чувственность к результатам интеллектуальной деятельности.

Коммуникативная эмоциональность – чувственность в общении.

Методы исследования темперамента:

Лабораторные

Анамнестические.

 



2019-08-13 256 Обсуждений (0)
Задатки и способности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задатки и способности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)