Задатки и способности.
Способности – индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Классификация способностей: 1. Общие (определяют успехи человека в различных видах деятельности). 2. Специальные, высшие интеллектуальные способности(определяют успехи в специфических видах деятельности). 3. Теоретические способности– предопределяют склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям. 4. Практические способности– предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям. 5. Учебные способности – определяют успешность обучения, приобретения знаний, умений и навыков. 6. Творческие способности – определяют возможность создания нового. 7. Потенциальные способности – это те способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализоваться при имениях социальных условий. 8. Актуальные способности - это те способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Уровни развития способности: 1. Способность. 2. Одаренность. 3. Талант. 4. Гениальность.
Для развития способности необходимы задатки. Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу способностей.
Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Понятие о темпераменте. Основные учения о темпераменте. Темперамент и нервная система. Теория И. П. Павлова. Формально-динамические свойства индивидуальности: концепция темперамента В. М. Русалова. Методы исследования темперамента.
Темперамент – это врожденное свойство личности, которое обуславливает динамические характеристики, интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, уравновешенности, особенности адаптации.
Гуморальная теория Гиппократа (соотношение биологических жидкостей в организме): Кровь (сангвис), Желчь (холе), Слизь (флегма), Черная желчь (мелан холе).
Опираясь на теорию Гиппократа, Гален разработал типологию темпераментов: 1. Сангвиник. 2. Холерик. 3. Флегматик. 4. Меланхолик. Конституционная теория 20 века Кречмера Шелдона: теория связывала конституцию (телосложение) человека с темпераментом. Люди с определенным телосложением имеют определенные психические особенности. Кречмер выделил 4 типа: Лептосоматик (асценик) – хрупкое т/с, высокий рост, длинные худые конечности. Пикник – выраженная жировая ткань, низкий или средний рост. Атлетик – развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост. Диспластик – отсутствие ярко выраженного типа телосложения.
С названными типами строения тела Кречмер соотносил три типа темперамента: Шизотимик – асценическое т/c, замкнутость, колебания настроения, настойчивость, не склонен менять взгляды и установки. Иксотимик – атлетичекое т/c, спокойствие, сдержанность, невысокая гибкость мышления, мелочность. Циклотимик – пикническое т/c, колебание между радостью и печалью, коммуникабельность, реализм во взглядах. Нейрофизиологическая теория Павлова: темперамент зависит от врожденных свойстви типа нервной системы человека. 1. Безудержный тип. 2. Живой тип. 3. Спокойный тип. 4. Слабый тип.
И.П. Павлов выделил три типа высшей нервной деятельности: Мыслительный – рассудительный, детальный анализ явлений жизни, чувства умеренные сдержанные, интерес к математике, философии. Художественный – мышление образное, большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности, интерес к искусству. Средний – большинство людей (80%), в характере преобладает эмоциональное или рациональное начало в зависимости от воспитания и жизненных обстоятельств. Свойства темперамента по В.М. Русалову: Эргичность. Психомоторная эргичность – стремление к физичекому напряжению. Интеллектуальная эргичность – стремление к умственному напряжению, потребность в интеллектуальной деятельности. Коммуникативная эргичность – потребность в социальном контакте, стремление к лидерству, общение. Пластичность. Психомоторная пластичность – гибкость при переключении с одной физической работы на другую. Интеллектуальная пластичность – гибкость мышления, стремление к разнообразию, творчество в интеллектуальной деятельности. Коммуникативная пластичность – легкость/трудность вступления в новые социальные контакты, легкость/трудность переключения в процессе общения. Темп (скорость). Психомоторная скорость в различных видах активности. Интеллектуальная скорость умственных процессов при интеллектуальной деятельности. Коммуникативная скорость речи, вербализации, невербального общения. Эмоциональность. Психомоторная эмоциональность - чувственность по поводу расхождения между желаемым и реальным результатом труда. Интеллектуальная эмоциональность - чувственность к результатам интеллектуальной деятельности. Коммуникативная эмоциональность – чувственность в общении. Методы исследования темперамента: Лабораторные Анамнестические.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |