Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая схема психологического исследования.



2019-08-13 453 Обсуждений (0)
Общая схема психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор). Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.

3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5. Обработка данных.

6. Оценивание результатов, интерпретация результатов исследовательской концепции.

7. Соотнесение результатов с концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).

 

34. Подготовка и планирование психологического исследования.

 

Начальная фаза планирования исследования - определение и формулировка проблемы. Этот этап исследования включает и разработку ведущей его идеи, т.е. главного направления. Ведущая идея должна обеспечить возможность всестороннего исследования проблемы.

 

Последующая фаза планирования исследования заключается в определении его цели, задач и гипотез. Целью исследования является уточнение проблемы, вычленение на основе классификации и анализа отношений основных зависимостей, характеризующих явление, формулировка первичной гипотезы. Существенной составной частью хода исследования является движение от гипотез, сформулированных в общем виде, к гипотезам, которые можно проверить при помощи эмпирического исследования.

 

Следующая фаза планирования исследования - выбор методов. На этой фазе исследователь выбирает и обосновывает методы, которые будут использованы, он определяет область сбора материала и планирует срок проведения исследования. Срок зависит от предмета исследования и его цели. Нередко в систему психологических методов включаются и методы других наук (физиологии, социологии, педагогики).

 

На основе избранной системы методов планируется накапливание психологических фактов. Источником фактографического материала может быть, например, изучение психологических явлений, создание новой реальности путем экспериментирования и т.д. В числе исследовательских методов и способов могут применяться устные, письменные и практические испытания (тесты), психологический анализ документов, метод наблюдения, метод беседы, личностные опросники и т.д. Далее планируется теоретическое оценивание этих данных.

 

На следующей фазе научной работы исследователь определяет оценку ее результатов, сравнивает их с предшествующими теоретическими знаниями. Он ставит перед собой вопрос о реализации полученных теоретических знаний на практике.

 

Постановка научной проблемы. Объект и предмет психологического исследования. Определение актуальности исследования.

 

Проблема рассматривается как теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

 

Могут рассматриваться проблемы: доказательство существования какого-либо явления, его описание, выявление закономерностей развития, объяснение, проблемы предсказания новых свойств этого явления или прогнозирования его воздействия и т.д.

 

Объект и предмет исследования:

Под объектом понимается тот фрагмент реального мира (процесс или явление), но который направляются исследовательские действия и усилия. В качестве объекта исследования выступают носители психики: человек, социальные группы, животные и их сообщества.

 

Предмет исследования представляет собой аспект изучения выбранного объекта. В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы; функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими физиологическими явлениями и т.д.

 

Определение актуальности исследования.

Основными аспектами актуальности психологического исследования являются:

1. Необходимость дополнения теоретических построений, потребность в новых фактах, которые расширят теорию и сферу ее применения;

2. Потребность в более эффективных психодиагнистических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

3. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации;

4. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

 

Определение цели и задач, выдвижение гипотезы психологического исследования. Планирование исследования.

 

Гипотеза – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фильсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемой (быть подтверждаемой в эксперименте). Принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение гипотезы всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, т.к. всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.

 

По происхождению экспериментальные гипотезы бывают трех типов:

1. Теоретически обоснованные гипотезы основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей.

2. Научные экспериментальные гипотезы выдвигаются для подтверждения или опровержения теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями.

3. Эмпирические гипотезы выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формируются для данного случая. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт для данного случая.

 

В ходе организации эксперимента существует 2 гипотезы: основная и альтернативная. При статистическом доказательстве основной гипотезы альтернативная (нулевая) гипотеза отвергается, и наоборот.

 

Цель исследования – желаемый конечный результат, он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным.

Определение задач – это выбор путей, средств достижения цели исследования.

Целью исследования может выступать:

1. Определение характеристик явления.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений.

3. Изучение возрастной динамики явления.

4. Описание нового феномена, эффекта.

5. Обобщение.

6. Создание классификации, типологии.

7. Создание методики.

 

Планирование психологического исследования: продумывается процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется контактный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

 



2019-08-13 453 Обсуждений (0)
Общая схема психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая схема психологического исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)