Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Методы исследования восприятия.



2019-08-13 451 Обсуждений (0)
Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Методы исследования восприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Виды восприятия: восприятие пространства, времени, движения.

 

Восприятие пространства опирается другие системы совместно работающих анализаторов. В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Он тесно связан с глазодвигательным аппаратом, и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторное изменение положения глаз.

Главные особенности восприятия пространства – мир воспринимается в объеме и перспективе. Позволяют воспринимать мир более полно: слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. Восприятие пространства может порождать иллюзии. Основные показатели: форма, положение предмета в пространстве.

 

В качестве одного из условий восприятия движения некоторые психологи называют смещение движущегося внешнего объекта по отношению к телу человека, что заставляет нас передвигать глаза и голову для новой фиксации взгляда. Также отмечают важную роль фиксации глаз в процессе слежения за передвигающимися объектами. Таким образом, восприятие движения нельзя объяснить каким-то одним фактором.

Интересно, что если рядом с движущимся объектом, например, летящим самолетом, нет неподвижного объекта (скажем, облака), который бы выполнял функцию точки отсчета, то движение объекта воспринимается как более медленное (часто в 15–20 раз), чем в реальности.

В. Вундт полагал, что восприятие движения происходит в результате фиксации во времени следующих друг за другом зрительных ощущений, которые сливаются друг с другом и создают образ движущегося объекта.

М. Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии, наоборот, считал, что движение как целое не может быть сведено к сумме элементарных ощущений. Он приводил такой пример: музыкальная мелодия не является суммированием отдельных звуков, а оказывается неким целостным объектом; следовательно, и движение, скорее всего, нужно рассматривать как целостный образ, несводимый к суммированию отдельных элементов. По Вертгеймеру, восприятие движения связано с неким психическим переживанием, которое отличается от восприятия самих движущихся объектов. Это переживание – фи-феномен – находится как бы между отдельными актами движения, т.е. отдельными положениями объекта в пространстве, и соединяет их в единое целое.

Индуцированное движение – его нет на самом деле.

 

Восприятие времени также имеет некоторые специфические особенности. Известно, что у человека нет органа, который отвечал бы за восприятие времени, поэтому психологическое время всегда субъективно. В определенном смысле измерительным инструментом времени является нервная система человека, так как она задает определенные биологические ритмы (суточные и др.).

Положительные эмоции проходят быстрее, отрицательные воспринимаются как более медленные и т.д. Сознание человека оценивает временные интервалы, используя некие вторичные признаки. Например, если за определенное объективное время происходит много событий, которые воспринимает сознание, это оценивается как более длительный промежуток объективного времени, чем тот, когда значительные и эмоционально значимые события происходят реже.

В частности, люди, которые любят путешествовать с рюкзаком за спиной, часто обращают внимание на то, что отпуск всегда кажется длиннее, если они каждую ночь ночуют на новом месте. Если отпуск проходит на одной стоянке, например, на берегу моря, то он кажется им намного короче. Некоторые психофизиологи обращают внимание на то, что в субъективной оценке времени важную роль могут играть естественные ритмы организма: сон, пульс, ритм дыхания и пр.

Основные: восприятие продолжительности и длительности, последовательность.

 

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами.

 

Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

 

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

 

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

 

Расстройства:

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

3. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

4. При парестезии у больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д. Разновидностью парестезии является сенестопатия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

 

Представления.

Представления – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Делятся на представления памяти (на основе восприятия в прошлом) и на представления воображения (новые образы в результате творческой переработки).

 

Основные характеристики:

1. Наглядность.

2. Фрагментарность.

3. Неустойчивость и непостоянство.

4. Промежуточный характер между восприятием и памятью.

 

Виды представлений:

По степени волевых усилий (произвольные и непроизвольные).

По степени обобщенности (общие и единичные).

По содержанию (музыкальные, математические, географические и т.д.)

 

Зрительные представления – форма и размещение предметов; начинают играть роль при потере зрения, преобразовываясь в пространственные представления.

Слуховые представления – речевые (звучание, произношение) и музыкальные.

Двигательные представления – движение тела и отдельные его частей, речевые двигательные представления.

+ смешанные.

 

Память. Виды памяти.

 

Память – процесс запечатления, сохранения, узнавания и воспроизведения прошлого опыта. Функция памяти – накопление опыта, фундаментальное образующее свойство личности. С возрастом способность к памяти снижается.

 

Виды памяти:

 

По содержанию материала:

1. Двигательная (запоминание и воспроизведение различных движений).

2. Эмоциональная (способность запоминать и воспроизводить чувства).

3. Образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая).

4. Словесно-логическая (запоминание только общего смысла или заучивание мыслей).

 

По наличию волевых усилий: произвольная и непроизвольная.

 

По осознанности: имплицитная (неосознанная) и эксплицитная (осознанная).

 



2019-08-13 451 Обсуждений (0)
Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Методы исследования восприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Методы исследования восприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)