Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сбор и обработка данных. Интерпретация и представление результатов психологического исследования.



2019-08-13 1240 Обсуждений (0)
Сбор и обработка данных. Интерпретация и представление результатов психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сбор данных должен в целом соответствовать плану эксперимента, чтобы избежать пробелов в знаниях. Важно фиксировать все полученные сведения и результаты. Всю совокупность необработанных сведений об объекте полученных в ходе исследования называют первичными или сырыми данными.

 

Первичная статистическая обработка данных – нацелена на упорядочение информации об объекте и предмете исследования. Данные группируются по тем или иным критериям и заносятся в таблицы. На этом этапе экспериментатор получает характеристику данных в целом.

Вторичная статистическая обработка данных – нацелена на выявление скрытых статистических закономерностей на базе первичных данных. Вторичные методы можно разделить на способы оценки значимости различий и установления статистических взаимосвязей.

 

Интерпретация и предоставление результатов исследования – объяснение психологического смысла полученных качественных и количественных результатов исследования, исходя из теоретической основы.

 

В научной практике существуют различные подходы к интерпретации результатов:

1. Генетический – способ исследования, основанный на анализе развития как в филогенезе, так и в онтогенезе.

2. Структурный – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов или явлений.

3. Функциональный – выявление и изучение функций объектов или явлений.

4. Комплексный – рассматривает объект исследования как совокупность компонентов.

5. Системный – направление которое при изучении реальности рассматривает любой её фрагмент как систему.

Выводы и включение результатов в систему знаний – завершает научное исследование формулировкой выводов, которые должны отражать суть проблемы, быть согласованными со сформулированными в начале исследования задачами и целями.

 

Структура психологического эксперимента. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

 

Структура психологического эксперимента, его главные компоненты:

1) Испытуемый (субъект или группа).

2) Экспериментатор.

3) Стимуляция, раздражитель, направленный на испытуемого.

4) Ответ испытуемого на стимуляцию, его реакция.

5) Условия опыта, дополнительные воздействия на испытуемого.

 

Экспериментальные переменные:

Независимые переменные – произвольно изменяемая экспериментатором переменная.

Зависимые переменные – фактор, который меняется под воздействием зависимой переменной. В качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения, (число ошибок, затраченное время, изменения мимики, время реакции и т.д.).

Дополнительные переменные – сопутствующее воздействие на испытуемого, которое воздействует на его ответ. Совокупность дополнительных воздействий зависит от внешних и внутренних факторов, (интеллект, пол, возраст, социальное положение, но только в случае если они не являются независимыми переменными).

 

Способы контроля переменных:

Элиминация – радикальный контроль. Эксперимент контролируют таким образом, чтобы исключить влияние внешних переменных.

Создание константных условий – если невозможно исключить внешние переменные, то их делают неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменной для всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной, на протяжении всего эксперимента.

Балансировка (с контрольной группой) – в дополнение к экспериментальной группе добавляется контрольная. Условия исследования не меняются, но экспериментальному воздействию подвергаются только испытуемые из контрольной группы.

Рандомизация – процедура, которая дает возможность стать участником эксперимента каждому представителю выборки, например, с помощью таблицы случайных чисел и порядковых номеров. Рандомизация позволяет исключить влияние индивидуальных особенностей на результат эксперимента.

 

Психологические особенности эксперимента. «Эффект плацебо», «эффект Хотторна», «эффект аудитории». Влияние личности экспериментатора на ход эксперимента. Методы контроля эффектов общения в эксперименте.

 

Эффект плацебо, – препарат, заведомо не обладающий никакими целебными свойствами. В 18 веке слово вошло в медицинский лексикон и стало означать фальшивое лекарство. С психологической точки зрения эффект плацебо основан на внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Эффекта можно избежать, если не сообщать участникам гипотезу эксперимента или дать ложную, а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном. 

Эффект аудитории – присутствие любого внешнего наблюдателя в том числе экспериментатора и ассистента изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях, где зачастую на публике они показывают более высокие результаты, чем на тренировках. В тоже время данный эффект может и снижать показатели, поскольку присутствие зрителей смущает испытуемых. Однако если деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается.

 

Методы контроля эффектов общения в эксперименте:

Метод «плацебо в слепую» подбираются две идентичные контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальная процедура повторяется в обоих случаях. Экспериментатор не знает, какая из групп подвергается воздействию.

Метод обмана– основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложную гипотезу и цель исследования.

Метод скрытого эксперимента–эксперимент так включается в жизнь испытуемого, что тот не подозревает о своем участии в исследовании.

Метод независимого измерения зависимых параметровэксперимент проводится по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его.

Контроль восприятия испытуемым ситуации– использование мер для того чтобы учитывать или контролировать отношение испытуемого к эксперименту или экспериментатору, понимание инструкции, принятие целей исследования.

 

Типы ошибок экспериментатора при оценке деятельности испытуемого:

1. Занижение очень высоких и завышение очень низких результатов.

2. Завышение значимости одного свойства испытуемого или одного задания из серии.

3. Ошибки, обусловленные влиянием событий, эмоционально связанных с испытуемым.

 

Для нивелирования ошибок экспериментатора используют следующие методы контроля:

1. Автоматизация исследований.

2. Двойной слепой метод.

3. Участие нескольких экспериментаторов и использование плана, позволяющего исключить фактор влияния экспериментатора.

 



2019-08-13 1240 Обсуждений (0)
Сбор и обработка данных. Интерпретация и представление результатов психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сбор и обработка данных. Интерпретация и представление результатов психологического исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)