Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответственность и репутация



2019-08-13 207 Обсуждений (0)
Ответственность и репутация 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая вопрос ответственности третейских судей, мы прежде всего должны отметить, что даже в случае вынесения решения, которое «нарушает основополагающие принципы российского права», пострадает лишь репутация третейского судьи и суда. По заявлению заинтересованной стороны компетентный суд отменит решение третейского суда, и на этом последствия закончатся.

Еще одна проблема. Постоянно действующее арбитражное учреждение является подразделением некоммерческой организации, при которой оно создано (ч. 9 ст. 2 ФЗ об арбитраже), и не может рассматриваться в качестве самостоятельного участника судопроизводства.

 

26. Правовое регулирование арбитража (третейского разбирательства). Новый Закон об арбитраже (третейском разбирательстве): основные положения. Понятие, виды и принципы арбитража.

Правовое регулирование арбитража (третейского разбирательства):

* Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" от 29.12.2015 N 382-ФЗ;

* Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже";

* ГПК РФ;

* АПК РФ;

* Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" – указан в статье Уксусовой.

Арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения) – ФЗ «Об арбитраже»

"Арбитраж" означает процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (третейское разбирательство) независимо от того, администрируется ли он постоянно действующим арбитражным учреждением, включая без ограничения Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (приложения I и II к настоящему Закону), или нет (Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже").

Виды арбитража (третейских судов):

* третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража);

* постоянно действующее арбитражное учреждение (постоянно действующий арбитраж; институционный) - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

администрирование арбитража - выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

В зависимости от специфики разрешаемого гражданско-правового спора: арбитраж внутренних споров (арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу) и международный коммерческий арбитраж (арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже").

Арбитраж осуществляется на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам (ст. 18 ФЗ «Об арбитраже»).

Новый Закон об арбитраже (третейском разбирательстве): основные положения (по ст. Уксусовой).

Новое законодательное регулирование в России в последние годы самым непосредственным образом затронуло сферу арбитража (третейского разбирательства), что направлено на развитие арбитража как альтернативного способа разрешения гражданско-правовых споров. Ознаменовано это было принятием и вступлением в силу с 1 сентября 2016 г. нового законодательного акта - Закона об арбитраже.

За новым подходом законодателя стоят значимые сущностные изменения в понятийном аппарате рассматриваемой сферы, и не столько содержательного терминологического порядка, хотя и они показательны, сколько правового переформатирования института третейского разбирательства в целом и настройки сосуществования двух форм юрисдикционной деятельности - государственного правосудия и третейского разбирательства - в отношении однородной функции по разрешению споров между сторонами гражданско-правовых отношений. Речь идет и о другой не менее важной теме - взаимодействии государственного правосудия и третейского разбирательства в случае, когда при отсутствии согласованности между сторонами арбитража и их обращении в государственный суд юрисдикционная деятельность последнего в конечном счете сохраняет статус высшей - в силу выполняемых им особых функций по содействию и контролю в отношении третейского разбирательства и его результата - арбитражного решения. Тем самым новации законодательного регулирования неизбежно и непосредственным образом затронули и гражданско-процессуальную сферу судопроизводства.

Предметом регулирования Закона об арбитраже являются два основных блока вопросов:

во-первых, относительно порядка образования и деятельности на национальной территории третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений (далее - ПДАУ), администрирующих арбитраж (включая установление основных минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации).

во-вторых, посвященные собственно арбитражу, в том числе процедурам арбитража (третейского разбирательства), требованиям к третейским судьям (арбитрам), порядку вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда.

Закон об арбитраже с учетом предмета третейского разбирательства допускает возможность различных процедур разрешения споров и их особенностей, определяемых правилами ПДАУ и регулирующих соответственно арбитраж внутренних споров, международный коммерческий арбитраж, ускоренный арбитраж, арбитраж корпоративных споров, спортивный арбитраж , а также арбитраж иных конкретных видов споров.

Действие Закона об арбитраже в отношении международного коммерческого арбитража.

В настоящее время национальный Закон об арбитраже, который выступает законодательной основой для современного развития арбитража в России, также применим и к международному коммерческому арбитражу. Международный коммерческий арбитраж определяется данным Законом как "арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". Правда, положения Закона об арбитраже применяются в отношении международного коммерческого арбитража при условии, что его местом является Российская Федерация, и только в случаях,

прямо предусмотренных этим Законом и Законом о международном коммерческом арбитраже (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 52).

Законом о международном коммерческом арбитраже в настоящее время, как и ранее, определяются особенности предмета третейского разбирательства, вида и места нахождения международного коммерческого арбитража.

Закон об арбитраже, вводя новый понятийный аппарат в области отечественного правового регулирования арбитража, который играет важную смысловую и функциональную роль, следуя разделению понятий арбитража внутренних споров и международного коммерческого арбитража, ориентирует на применение к последнему Закона о международном коммерческом арбитраже.

В то же время Законом о международном коммерческом арбитраже предусмотрено, что ряд вопросов, относимых к международному коммерческому арбитражу, им не урегулированы (п. 2 ст. 1) и являются предметом регулирования Закона об арбитраже (ч. 2 ст. 1).

Создание и деятельность на территории Российской Федерации ПДАУ, администрирующих арбитраж.

Согласно новым требованиям Закона об арбитраже, арбитраж в России, в том числе международный коммерческий арбитраж, администрирует арбитражное учреждение, осуществляющее функции ПДАУ . Законом об арбитраже выполнение на постоянной основе функции по администрированию арбитража может быть признано за арбитражным учреждением, созданным в Российской Федерации, и иностранным арбитражным учреждением. Если в первом случае арбитражное учреждение есть подразделение созданной в Российской Федерации некоммерческой организации, то во втором - это иностранное арбитражное учреждение как организация, созданная за пределами Российской Федерации вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица.

Хранение материалов дел арбитража.

Законом об арбитраже регулируются вопросы, связанные с обеспечением сохранности материалов третейского разбирательства как одного из важных элементов должной организации арбитража. Этими правилами гарантируется соблюдение интересов сторон арбитража и после его завершения (ст. 39 Закона об арбитраже). В равной степени эти правила значимы и для арбитража ad hoc.

В частности, в силу Закона об арбитраже единоличный арбитр или председатель при коллегиальном составе арбитража обязан передать материалы дела (арбитражное решение или постановление о прекращении арбитража, другие документы (материалы)) для последующего хранения в администрирующее арбитраж ПДАУ. Для последнего, в свою очередь, установлены обязанность хранения этих документов и срок их хранения, который по общему правилу не может быть менее пяти лет с даты прекращения арбитража по конкретному спору. По запросу государственного (компетентного) суда . (ч. 2 ст. 420 и ч. 2 ст. 425 ГПК, ч. 2 ст. 232 и ч. 2 ст. 238 АПК РФ) арбитражное учреждение обязано представить последнему любые материалы третейского разбирательства в указанные в нем сроки.

Арбитражное решение и внесение изменений в юридически значимые (государственные) реестры Российской Федерации.

Арбитражное решение является итоговым актом третейского разбирательства по конкретному спору и признается обязательным и подлежащим исполнению немедленно, если в нем не установлен иной срок исполнения. Лишь в случае отсутствия добровольного исполнения арбитражного решения взыскатель вправе обратиться в компетентный суд с требованием о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 41 Закона об арбитраже). Как правило, арбитражным решением, нуждающимся в принудительном исполнении, является решение, которым удовлетворен иск о присуждении. Важное новое предписание Закона об арбитраже касается правовых последствий принятого арбитражем решения, существующих независимо от того, нуждается оно в принудительном исполнении или нет. Например, таким решением может быть удовлетворен иск о признании права (ст. 43).

Соотношение процедуры медиации и арбитража

Закон об арбитраже проводит различие между арбитражем и принципиально иной по содержанию процедурой - медиацией, регламентируя, однако, их возможное взаимодействие. Так, установлено, что процедура медиации допускается на любом этапе третейского разбирательства и проводится в соответствии с Законом о процедуре медиации (ч. ч. 1 и 2 ст. 49). Впервые Закон об арбитраже предусматривает возможность применения процедуры медиации в ходе третейского разбирательства в отношении международного коммерческого арбитража. Исходя из того, что процедура медиации основана на принципе добровольности, т.е. достижении сторонами договоренности о ее проведении, Закон об арбитраже предписывает, что ходатайство третейскому суду может быть заявлено одной из сторон. Представление сторонами третейскому суду письменного соглашения о проведении процедуры медиации обязывает его вынести постановление о проведении данной процедуры с указанием срока ее проведения, на который откладывается рассмотрение спора в порядке третейского разбирательства (ч. ч. 3 и 4 ст. 49 Закона об арбитраже). Заключенное сторонами в результате проведения процедуры медиации медиативное соглашение является самостоятельным основанием для утверждения его третейским судом в качестве арбитражного решения на согласованных условиях, по правилам, установленным для мирового соглашения (ст. 33 и ч. 5 ст. 49 Закона об арбитраже, ст. 30 Закона о международном коммерческом арбитраже).

Закон об арбитраже и процессуальные кодексы: ГПК и АПК РФ

Как было отмечено ранее, новации законодательного регулирования непосредственным образом затронули и гражданско-процессуальную сферу судопроизводства. Новые правила процессуальных Кодексов весьма многочисленны. Приведем лишь отдельные из них - положения, которыми:

а) определены категории споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства (ч. 2 ст. 22.1 ГПК, ч. 2 ст. 33 АПК РФ);

б) расширены полномочия компетентного суда при осуществлении им функции содействия третейскому разбирательству, в связи с чем предусмотрены дополнительные процессуальные правила, посвященные порядку направления третейским судом запросов о содействии в

получении доказательств и их исполнения государственным судом (ст. 63.1 ГПК, ст. 74.1 АПК РФ);

в) установлен обособленный процессуальный регламент осуществления данной функции (в частности, в отношении вопросов назначения и отводов арбитров, прекращения их полномочий (ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона об арбитраже, гл. 47.1 ГПК, § 3 гл. 30 АПК РФ);

г) обновлен процессуальный регламент при осуществлении компетентным судом функции контроля в отношении арбитража (гл. 46 и 47 ГПК, § 1 и 2 гл. 30 АПК РФ).

Правда, как и прежде, контрольная функция компетентного суда связана прежде всего с рассмотрением известных и иным правопорядкам категорий дел об оспаривании решения арбитража (третейского суда) и о его принудительном исполнении. Функция контроля осуществляется при рассмотрении заявлений:

а) об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии компетенции;

б) об отмене решения третейского суда; и

в) о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда с местом арбитража на территории Российской Федерации.

 

27. Новый Закон об арбитраже (третейском разбирательстве) . Изменения в процессуальном законодательстве.

Новое законодательное регулирование в России в последние годы самым непосредственным образом затронуло сферу арбитража (третейского разбирательства), что направлено на развитие арбитража как альтернативного способа разрешения гражданско-правовых споров. Ознаменовано это было принятием и вступлением в силу с 1 сентября 2016 г. нового законодательного акта - Закона об арбитраже. Внесены поправки и в целый ряд иных российских федеральных законов: Закон о международном коммерческом арбитраже; процессуальные кодексы - ГПК и АПК РФ.

Предметом регулирования Закона об арбитраже являются два основных блока вопросов:

1) относительно порядка образования и деятельности на национальной территории третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений (далее - ПДАУ), администрирующих арбитраж (включая установление основных минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации);

2) посвященные собственно арбитражу, в том числе процедурам арбитража (третейского разбирательства), требованиям к третейским судьям (арбитрам), порядку вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда.

Закон об арбитраже различает два вида, известных и международной практике:

(1) арбитраж ad hoc (третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора);

(2) институционный арбитраж (ПДАУ).

При этом в Законе речь идет об арбитраже, применяемом в рамках частноправового регулирования, им не затрагиваются аспекты межгосударственного арбитража.

1.Администрирование арбитража - это "выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора" (п. 3 ст. 2 Закона об арбитраже).

Арбитраж в России, в том числе международный коммерческий арбитраж, администрирует арбитражное учреждение, осуществляющее функции ПДАУ: выполнение на постоянной основе функции по администрированию арбитража может быть признано за (1) арбитражным учреждением, созданным в Российской Федерации (подразделение созданной в Российской Федерации некоммерческой организации), и (2) иностранным арбитражным учреждением (организация, созданная за пределами Российской Федерации вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица).

Администрирование арбитража возможно, если право на осуществление функций ПДАУ предоставлено актом Правительства Российской Федерации в установленной им

процедуре на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).

Только лишь Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ), как самостоятельные ПДАУ, статус которых закреплен в законодательном порядке, осуществляют функции ПДАУ без необходимости получения такого права (ч. 1 ст. 44, ч. 12 ст. 52 Закона об арбитраже).

Администрирование споров арбитражным учреждением допускается только в соответствии с Правилами арбитража, которые утверждаются самим ПДАУ, депонируются Минюстом России и размещаются на сайте арбитражного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Арбитражное учреждение вправе иметь более чем одни правила арбитража.

2.Единоличный арбитр или председатель при коллегиальном составе арбитража обязан передать материалы дела для последующего хранения в администрирующее арбитраж ПДАУ. Установлена обязанность хранения этих документов не менее пяти лет с даты прекращения арбитража по конкретному спору. По запросу государственного (компетентного) суда арбитражное учреждение обязано представить последнему любые материалы третейского разбирательства в указанные в нем сроки.

3.Арбитражное решение не является основанием для внесения записи в государственный реестр. Таким основанием выступает исключительно исполнительный лист, выданный на основании принятого компетентным судом акта. Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и т.д.

4.Процедура медиации допускается на любом этапе третейского разбирательства и проводится в соответствии с Законом о процедуре медиации. Впервые Закон об арбитраже предусматривает возможность применения процедуры медиации в ходе третейского разбирательства в отношении международного коммерческого арбитража. Ходатайство третейскому суду может быть заявлено одной из сторон. Представление сторонами третейскому суду письменного соглашения о проведении процедуры медиации обязывает его вынести постановление о проведении данной процедуры с указанием срока ее проведения, на который откладывается рассмотрение спора в порядке третейского. Заключенное сторонами в результате проведения процедуры медиации медиативное соглашение является самостоятельным основанием для утверждения его третейским судом в качестве арбитражного решения на согласованных условиях, по правилам, установленным для мирового соглашения.

Изменения в процессуальном законодательстве:

а) определены категории споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства (семейные, трудовые, наследственные, банкротство, отказ в государственной регистрации ИП и ЮЛ);

б) расширены полномочия компетентного суда при осуществлении им функции содействия третейскому разбирательству, в связи с чем предусмотрены дополнительные процессуальные правила, посвященные порядку направления третейским судом запросов о содействии в получении доказательств и их исполнения государственным судом.

в) установлен обособленный процессуальный регламент осуществления данной функции (в частности, в отношении вопросов назначения и отводов арбитров, прекращения их полномочий)

г) обновлен процессуальный регламент при осуществлении компетентным судом функции контроля в отношении арбитража.

Правда, как и прежде, контрольная функция компетентного суда связана прежде всего с рассмотрением известных и иным правопорядкам категорий дел об оспаривании решения арбитража (третейского суда) и о его принудительном исполнении. Функция контроля осуществляется при рассмотрении заявлений:

а) об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии компетенции;

б) об отмене решения третейского суда;

в) о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда с местом арбитража на территории Российской Федерации.

 

28. Государственный суд и арбитраж (третейское разбирательство): функция по разрешению. споров.

Третейский суд — это негосударственный судебный орган, разрешающий споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, юридических лиц и граждан, граждан между собой. Еще его называют коммерческим арбитражем. Система третейских судов является институтом саморегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). В процессе третейского разбирательства, так же как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

1. Общеевропейский (Европейская конвенция «О внешнеторговом арбитраже») 2. Федеральный (Федеральный закон РФ 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24.02.2002; при рассмотрении споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов также регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.)

3. Местный (Регламент данного Третейского суда и третейские соглашения сторон спора).

Институт третейских судов в Российской Федерации создан с целью упрощения разрешения экономических споров среди юридических лиц или граждан.

В третейский суд может обратиться любая организация или физическое лицо, которые заключили со своим контрагентом третейское соглашение, в виде третейской оговорки в тексте вновь заключаемого договора или в виде отдельного соглашения на любой стадии спора (даже если спор уже рассматривается в государственном суде, вплоть до принятия первого решения по делу). Правила третейского разбирательства (Регламент Третейского суда) разрабатываются каждым третейским судом самостоятельно и принимаются сторонами при подписании третейского соглашения.

Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.

В третейском соглашении стороны также могут записать свои правила третейского разбирательства, являющиеся обязательными для Третейского суда.

Иск в третейский суд оформляется в том же виде, что и в государственный.

После его подачи формируется состав суда, который образуется из трех судей при отсутствии иного соглашения сторон. Может быть так же создана коллегия с представителями сторон спора. Третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Стороны могут по своему усмотрению согласовывать порядок назначения третейского судьи для рассмотрения конкретного спора. Третейский суд (в отличие от арбитражного суда) не имеет многозвенной структуры, а значит и нескольких инстанций, куда можно было бы обжаловать решение, поэтому решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит. Федеральный закон «О третейских судах в РФ» запрещает сторонам обжаловать решение, если ранее своей волей они выразили третейскому суду доверие, и признали, что принятое им решение не подлежит пересмотру.

Третейские суды вправе рассматривать любые дела, затрагивающие коммерческие интересы организаций (включая государственные) и граждан, включая индивидуальных предпринимателей.

Суды могут выносить определения о применении обеспечительных мер, решения, обязательные для исполнения сторонами, в том числе, получать и передавать стороне, выигравшей дело, исполнительные листы.

Споры, рассматриваемые третейскими судами, могут касаться материальных и не материальных (не имущественных) требований.

Среди нематериальных или неимущественных споров чаще всего третейский суд рассматривает исковые заявления по действию договора. Например, если одна из сторон решила в одностороннем порядке расторгнуть или пересмотреть условия договора, сторона решила не продлевать договор и пр.

Из материальных (имущественных) - это споры, связанные с взысканием задолженности, неустоек, процентов за пользование чужими деньгами, штрафных санкций и т.д. Истец может потребовать вернуть товарные остатки или образцы продукции, потребовать досрочной их оплаты и т.д.

Чтобы понять лучше, какие дела рассматривает третейский суд, достаточно открыть Арбитражный процессуальный кодекс или гражданский кодекс: это споры, связанные

-с признанием права собственности на недвижимое имущество;

- торгами на фондовой бирже ( между участниками и их клиентами);

-с пользованием землей, если они являются по своему характеру гражданско-правовыми;

-с пользованием недрами;

-заключением, изменением, расторжением, исполнением контрактов на закупку сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

-с осуществлением морских перевозок, и т.д.

Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению. В случае же неисполнения решения, сторона может обратиться в государственный суд по месту нахождения ответчика либо имущества за выдачей исполнительного листа.

Арбитражный и третейский суды преследуют разные цели. Если цель арбитражного суда- определение и наказание виновного, то цель третейского разбирательства- достижение сторонами мирового соглашения.

Третейский суд обладает рядом преимуществ.

К ним относятся более высокая степень доверия сторон к назначаемым арбитрам, простота и оперативность процедуры разбирательства, относительно низкие судебные издержки, сохранение конфиденциальности, что немаловажно для участников хозяйственных правоотношений.

В связи с чем популярность третейского разбирательства неизбежно растет.

 

29. Проблема арбитрабильности споров.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"



2019-08-13 207 Обсуждений (0)
Ответственность и репутация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответственность и репутация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)