Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Факторы воспитания. Движущие силы воспитания.



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Факторы воспитания. Движущие силы воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок




План изучения темы

1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс;

2. Факторы воспитания;

3. Движущие силы воспитания

Воспитание имеет два значения. Воспитание – это социальное явление, функция общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей, школой – всем социальным устройством. Воспитание в педагогическом смысле – это специально организованный, управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Образование и обучение являются частью процесса воспитания и тоже составляют предмет педагогики. Термин формирование употребляется в значении «развитие», и в значении «воспитание». Уточняя предмет педагогики, надо помнить, что изучать значит объяснять, находить законы, по которым протекают процессы. Поэтому предметом педагогики являются закономерности конкретно-исторического процесса воспитания – устойчивые, объективные связи между явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания, педагогическая практика.

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности, более сложен, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

 С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Воспитать это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация. Это делает процесс воспитания более богатым, легким и одновременно более сложным, так как нелегко оградить его от стихийности, и негативно действующих факторов.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя какое-то время. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объяснятся многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности – система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

· Диагностика воспитанников и определение задач воспитания;

· Проектирование, планирование воспитательной деятельности;

· Организация педагогического взаимодействия;

Проверка, оценка результатов.

Сущность педагогического процесса

Главные категории педагогики – воспитание, образование, обучение, развитие личности, педагогический процесс, его закономерности и принципы. Знание и понимание их взаимосвязей относится к числу методологических вопросов. Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является учебно-воспитательный процесс – совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учеников. Воспитание и обучение в школе образует единый педагогический процесс, но имеет свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

Поскольку при всей близости это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.

Структура педагогического процесса

Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой – определение целей воспитания, обучения; содержательный – разработка содержания образования; операционно-деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов.

Значение ее помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым – разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающим в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными. Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении. Разрыв между зонами порождает педагогический процесс, педагогическую ситуацию. Педагогическая ситуация – такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. Цепь педагогических ситуаций, по существу, образует педагогический процесс.



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Факторы воспитания. Движущие силы воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Факторы воспитания. Движущие силы воспитания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)