Методы воспитания и их классификация
План изучения темы 1. Понятие метода воспитания; 2. Классификация методов воспитания и их характеристика. Воспитание детей – ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, чтобы поверили? Все эти вопросы о методах воспитания. В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, способ действия. Итак, основная часть определения метода воспитания – «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному: - «воздействовать» на ребенка, и тогда это существо будет представляться ему мягким воском, он будет ждать от своего воздействия немедленного результата в поведении подопечного; - «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с какими-то его представлениями и взглядами, привычками и комплексами. - «содействовать», то есть помогать, соучаствовать; - «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку». Во всех этих случаях действия воспитателя будет организованно разными способами, потому что цель – вот то первое обстоятельство, которое определяет выбор метода воспитания. Метод воспитания – это способ целенаправленного обращения к мотивационно-ценностной сфере личности воспитанника. Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержанием деятельности воспитанников: игра потребует одних методов, разговор по душам – других. Метод воспитания всегда реализует определенное средство воспитания. Средством воспитания в педагогической теории принято считать явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в практике воспитания. По существу, средства воспитания – это все в окружающем мире: природа, искусство, традиции и т.п. Некоторые средства всегда «под рукой», например, слово, поэтому значительная часть методов в воспитании – словесные. Здесь еще складывается древняя традиция в культурах многих народов менять ценностные позиции подрастающих детей и молодежи с помощью внушающих практик, менторства учителей. Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспитании, как, скажем природа. Она воспитывала человека еще в древности, в дописьменный период развития цивилизации. Мы же сейчас природу воспринимаем как «зону отдыха», поэтому воспитательных методов в этой области немного. Кроме того, метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), то есть от влияния на ребенка социальной среды и его отношения к влияниям. Поэтому существуют методы воспитания, которые невозможно применить в воспитании дошкольников, но они совершенно необходимы в воспитании подростков. Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. В практике воспитания не трудно заметить, что есть педагоги, главный «конек» которых – слово: они артистически ярко говорят, прекрасные рассказчики. Другие напротив, немногословны, но дети вокруг них как рой пчел: что-то мастерят, придумывают. Это очень важно, чтобы метод воспитания был личностно одухотворен. Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть еще одну категорию – прием воспитания. Это составная часть метода, один из его «кирпичиков». Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания остается, по сей день одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые классификации методов воспитания. В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, то есть главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются. В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы воспитания делились в зависимости от того, на что они направлены – на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение – это и есть главные области воспитательного воздействия. В 1970 – годах значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1. Методы целенаправленного формирования качеств личности. 2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности. 3. Методы коррекции развития личности. Самая уязвимая область этой классификации – три направления деятельности воспитателя: их, безусловно, намного больше. В конце 1970-х начале 1980-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. С этих позиций ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности воспитанников, ибо воспитание – это организация их деятельности. В этой классификации рассматривались три группы методов воспитания: 1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности. 2. Методы формирования общественного сознания. 3. Методы стимуляции деятельности. Известный современный московский педагог и ученый В.А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В.А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов: 1) методы воспитания словом; 2) методы воспитания делом; 3) методы воспитания ситуацией; 4) методы воспитания игрой; 5) методы воспитания общением; 6) методы воспитания отношениями. Если заглянуть в учебник по педагогике известного в начале XX века немецкого педагога Ф. Паульсена, то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Такое руководство наверняка привлекло педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но такой подход нельзя признать правильным с позиций современного представления о ребенке, о его развитии и воспитании. Значит ли это, что вопрос о квалификации методов воспитания придется оставить за пределами научной теории? Напротив, следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, а, приступая к воспитанию детей на практике, выстраивать свою систему методов. Поскольку приходится учитывать особенности огромного многообразия методов, то встает вопрос: что является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и к самим собой станет понятным, почему все множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему: - первая группа – методы организации социального опыта воспитанников; - вторая группа – методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения; - третья группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников. Формы воспитания. План изучения темы 1. Определение формы воспитания; 2. Классификация форм воспитания 3. Воспитательные мероприятия алгоритм их подготовки 4. КТД как одна из форм воспитания. Виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекают в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми. Если применить философскую диалектику содержания и формы к анализу форм воспитательной работы в педагогике, то можно сказать, что форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников: - индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником; - групповые – несколько участников находятся в непрерывном контакте; - массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты. Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова). В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия: - словесные – собрания, линейки, сборы, лекции, конференции, встречи; - практические – походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, субботники и др.; - наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды и пр. Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы: 1. формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, совещания органов самоуправления; 2. познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.; 3. развлекательные формы - утренники и вечера и др. Обобщая результаты научно – методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. В словесно – логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое может быть окрашено эмоцией, и вызывать, эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Образно-художественные формыобъединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. В трудовых формахположительно воздействуют на воспитанников совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Игровые (досуговые) формы работыобразуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, психологические упражнения, консультации. Для успеха дела, использование различных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе оптимально их организовать. Можно выделить обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать. К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положительно. Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы. Типичный порядок действий воспитателя при организации воспитательного дела: - определение темы, задач, формы мероприятия; - предварительный сбор материала, если того требует содержание дела; - планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел; - подготовка участников, например объявление, стенд, предварительная беседа; - проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание; - анализ и самоанализ педагога. Воспитательные мероприятия. Сущность его заключается в том, что воспитанники приобретают определенные знания, умения, навыки, учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определенную систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, к действию. Классификация воспитательных мероприятий (ВМ) может быть проведена по различным признакам. Если за основу взять педагогические методы, то к этой группе мы отнесем такие воспитательные мероприятия, как лекция, беседа, практикум и др.; по структуре организации – деловая игра, урок вежливости, школа человечности и др.; по задачам воспитания – воспитательные мероприятия нравственной, эстетической, трудовой, экологической, познавательной и другой направленности; по соотношению воспитательного мероприятия и КТД – нацеливающие на новые КТД, подкрепляющие КТД, обобщающие: - давая новые знания в какой-то области, воспитательные мероприятия нацеливают на новые КТД; - воспитательные мероприятия могут носить подкрепляющий характер; - воспитательные мероприятия могут носить обобщающий характер. Исходя из нашей концепции, классификация по компонентам, характеризующим личность, более отражает их назначение.
Структура воспитательного мероприятия в самом общем виде такова: 1. Подготовительный этап (определение цели, задач, содержания, формы ВМ, подбор фактического материала, технического оснащения, подготовка аудитории и др.). 2. Проведение ВМ (в соответствии с конкретной методикой). 3. Подведение итогов, анализ. Основными компонентами подготовки педагога к воспитательному мероприятию является диагностика интересов и склонностей школьников, планирование ВМ, подбор фактического материала. Продолжительность воспитательного мероприятия зависит от возраста учащихся: в младших классах от 20 до 30 минут, в старших классах – до полутора часов. Позиция педагога также определяется возрастом и уровнем развития воспитанников: в младших классах педагог чаще сам готовит воспитательное мероприятие, привлекая к его проведению ребят, в средних и старших классах старается, как можно больше функций переложить на плечи школьников. Таким образом, главными требованиями к основным организационным структурам педагогического процесса являются: - система уроков воспитательных мероприятий как ориентир в планировании каждого из них; - отбор актуального и необходимого содержания; - полнота системы методов, способов и форм организации обучения и воспитания; - зависимость логики построения урока, воспитательного мероприятия, от конкретных задач, уровня подготовки самого учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников). Технология мероприятия. В советской школе мероприятие было едва ли не главной формой воспитания: в технологии мероприятия проводились пионерские сборы и комсомольские собрания, линейки, классные часы и праздничные вечера. Поэтому технологически мероприятие себя исчерпало, превратившись в своеобразный «моноспектакль» воспитателя. Но из современной практики воспитания мероприятие нужно не изгонять, обличая его в авторитарной сущности, а использовать его технологично по назначению. Мероприятие – это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников. Прежде чем рассмотреть технологический алгоритм мероприятия, следует обратить внимание на то, что оно реализует технологию педагогического воздействия. Педагогическое воздействие – необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего. Этой цели служат воспитательные мероприятия, которые: - предлагают детям те или иные события, идеи, научные факты; - культивируют у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия; - вызывают высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни; - устанавливают общепринятые нормы поведения, отношений, способствуют формированию общественного мнения в сообществе воспитанников. Мероприятие целесообразно проводить в тех случаях, когда: - заранее известно, что в области этого содержания у воспитанников мало опыта и специальных знаний; - нужно создать особый психологический настрой, переживание высоких чувств, открыть неизвестные воспитанникам области творчества; - требуется пробудить интерес воспитанников к своей личности; - организационная форма сложна для проведения, необходимо профессиональное управление большим количеством участников (праздник «Прощание с букварем» для всей начальной школы). Технологический алгоритм воспитательного мероприятия 1. Определение цели. Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к общим проблемам нравственной жизни людей, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. Вот почему технологически нелепым действием воспитателя является поиск в журналах или в архивах у коллег «интересного» готового сценария. 2. Построение содержания и выбор формы мероприятия. Каждое мероприятие связано с определенной областью культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, ориентирующее на основную цель мероприятия. Содержания мероприятия органично связанно с формой его реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовым будет мероприятие, какая форма общения будет ведущей – монолог воспитателя или приглашенного гостя, диалог, дискуссия. Но в технологии мероприятия возможны варианты, когда цель воспитателя ясно требует определенной формы. 3. Подготовка мероприятия. Она требует организации нескольких важных компонентов. 1) Определение времени проведения мероприятия: конкретной даты, часа. Важно, на какой день недели планируется мероприятие, не будут ли дети излишне возбуждены, например, после урока физкультуры, успеют ли участники подготовиться к мероприятию. 2) Определение места проведения мероприятия. Многие мероприятия половину своей результативности теряют только из-за того, что проводятся после уроков в душном классе, где дети сидят на привычных местах, а классный руководитель занимает место у доски. 3) Оформление мероприятия. Каждое мероприятие требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов, оформление помещения плакатами, рисунками. 4) Организация участников мероприятия. «Львиная доля» подготовки к мероприятию приходится на самого воспитателя, поскольку он реализует технологию педагогического воздействия. Он, как правило, выступает в роли ведущего, и его слово выражает главные идеи мероприятия. Поэтому воспитатель должен тщательно отобрать содержание, найти нужный уровень эмоциональной интонации, быть убежденным. В подготовке мероприятия должны участвовать и воспитанники. Как правило, отдельным детям или микрогруппам даются поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. 4. Проведения мероприятия. Если алгоритм технологии мероприятия выдержан точно, оно ожидается воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие. 5. Анализ итогов мероприятия. Такой анализ организуется в ближайший день после мероприятия, пока у участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих переживаний. В центр обсуждения итогов мероприятия следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекало тебя в подготовке мероприятию; что, на твой взгляд стоило сделать иначе и почему; твои предложения в план мероприятий на будущее. Методика коллективного творческого воспитания (МКТВ). Эта методика родилась в Ленинграде в 1956 г. Ее автор - известный педагог И.П. Иванов. В основе коллективного творческого воспитания лежат идеи Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко: целеустремленность, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм. Раскрывая суть методики, необходимо выделить четыре основных компонента коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни, обязательное проявление творчества, сменяемость всего актива, особая позиция педагога. Первый элемент – коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни, технологическими звеньями этого элемента являются: коллективное планирование, коллективная организация, коллективный анализ. Коллективное планирование осуществляется через следующие формы: общий сбор «старт»; конкурс на лучшее предложения к плану, на лучший проект дела; анкеты предложений; разведка дел и друзей; «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения). Все эти формы реализуются через вопросы: Что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? Текущая организаторская деятельностьосуществляется через работу советов дел, работу командиров свободных объединений добровольцев, работу классных коллективов в качестве дежурного отряда для контроля за выполнением плана общих дел; «живые газеты», посвященные ходу выполнения плана; смотры дружбы между классными и школьными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом; чередование творческих поручений микроколлективами и др. Главная задача взрослого – вовлечь каждого в деятельность с целью формирования, развития личности. Коллективный анализреализуется с помощью вопросов: Что получилось? Почему? Что не получилось? Каковы уроки на будущее? Второй элемент методики – это творчество. Рассмотрим его через подготовку и организацию коллективных творческих дел (КТД). Каждое КТД - это и есть проявление заботы об улучшении окружающей жизни. Это система практических действий на общую радость и пользу. И.П. Иванов выделяет шесть стадий подготовки и проведения КТД: 1. Предварительная работа. На этой стадии намечаются конкретные воспитательные задачи КТД; проводятся «стартовые беседы», во время которых рисуется радостная перспектива интересного и полезного дела. 2. Планирование. Главная задача этапа – создание банка идей по проведению КТД. Готовность педагога: возможные варианты предложений в банк идей для подготовки успеха. 3. Подготовка. Для стадий подготовки идей КТД характерно сочетание самых разнообразных видов товарищеской воспитательной заботы, так как каждый воспитанник вовлекается в разнообразные виды деятельности и учится у товарищей, взрослых выполнению соответствующих действий, поручений. Главная задача этапа для педагога: проект дела. 4. Проведение: творческая «сборка» подготовленных сюрпризов. Действия воспитанников в этой «сборке» - в необычных обстоятельствах, требующих немедленных решений, экспромтов, импровизаций, - являются показательными. В них особенно четко проявляются и положительные качества, и слабости ребят. Педагог осуществляет оперативное руководство. 5. Подведение итогов. Главная задача воспитателя – осуществление творческой заботы о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях. 6. Последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Приемы воспитания. План изучения темы 1. Приемы воспитания. Прием воспитания – это основная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, единичное, однократное действие. Прием педагогического воздействия – это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Все приемы воспитания можно разделить на две группы. 1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся – радость, благодарность. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке. 2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка – стыд, раскаяние и др. Эта группа приемов называется тормозящими, так как они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |