Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы воспитания и их классификация



2019-11-13 298 Обсуждений (0)
Методы воспитания и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




План изучения темы

1. Понятие метода воспитания;

2. Классификация методов воспитания и их характеристика.

Воспитание детей – ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, чтобы поверили? Все эти вопросы о методах воспитания.

В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, способ действия. Итак, основная часть определения метода воспитания – «способ действия воспитателя». Но воспитатель может действовать по-разному:

- «воздействовать» на ребенка, и тогда это существо будет представляться ему мягким воском, он будет ждать от своего воздействия немедленного результата в поведении подопечного;

- «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с какими-то его представлениями и взглядами, привычками и комплексами.

- «содействовать», то есть помогать, соучаствовать;

- «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку».

Во всех этих случаях действия воспитателя будет организованно разными способами, потому что цель – вот то первое обстоятельство, которое определяет выбор метода воспитания. Метод воспитания – это способ целенаправленного обращения к мотивационно-ценностной сфере личности воспитанника.

Поиск метода у воспитателя происходит и в связи с содержанием деятельности воспитанников: игра потребует одних методов, разговор по душам – других.

Метод воспитания всегда реализует определенное средство воспитания. Средством воспитания в педагогической теории принято считать явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в практике воспитания. По существу, средства воспитания – это все в окружающем мире: природа, искусство, традиции и т.п. Некоторые средства всегда «под рукой», например, слово, поэтому значительная часть методов в воспитании – словесные. Здесь еще складывается древняя традиция в культурах многих народов менять ценностные позиции подрастающих детей и молодежи с помощью внушающих практик, менторства учителей. Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспитании, как, скажем природа. Она воспитывала человека еще в древности, в дописьменный период развития цивилизации. Мы же сейчас природу воспринимаем как «зону отдыха», поэтому воспитательных методов в этой области немного.

Кроме того, метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский), то есть от влияния на ребенка социальной среды и его отношения к влияниям. Поэтому существуют методы воспитания, которые невозможно применить в воспитании дошкольников, но они совершенно необходимы в воспитании подростков.

Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя. В практике воспитания не трудно заметить, что есть педагоги, главный «конек» которых – слово: они артистически ярко говорят, прекрасные рассказчики. Другие напротив, немногословны, но дети вокруг них как рой пчел: что-то мастерят, придумывают. Это очень важно, чтобы метод воспитания был личностно одухотворен.

Характеризуя методы воспитания, нельзя не упомянуть еще одну категорию – прием воспитания.

Это составная часть метода, один из его «кирпичиков».

Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания остается, по сей день одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые классификации методов воспитания.

В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, то есть главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются.

В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы воспитания делились в зависимости от того, на что они направлены – на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение – это и есть главные области воспитательного воздействия.

В 1970 – годах значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.

2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности.

3. Методы коррекции развития личности.

Самая уязвимая область этой классификации – три направления деятельности воспитателя: их, безусловно, намного больше.

В конце 1970-х начале 1980-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. С этих позиций ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности воспитанников, ибо воспитание – это организация их деятельности. В этой классификации рассматривались три группы методов воспитания:

1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

2. Методы формирования общественного сознания.

3. Методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог и ученый В.А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В.А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

1) методы воспитания словом;

2) методы воспитания делом;

3) методы воспитания ситуацией;

4) методы воспитания игрой;

5) методы воспитания общением;

6) методы воспитания отношениями.

Если заглянуть в учебник по педагогике известного в начале XX века немецкого педагога Ф. Паульсена, то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Такое руководство наверняка привлекло педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но такой подход нельзя признать правильным с позиций современного представления о ребенке, о его развитии и воспитании.

Значит ли это, что вопрос о квалификации методов воспитания придется оставить за пределами научной теории? Напротив, следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, а, приступая к воспитанию детей на практике, выстраивать свою систему методов. Поскольку приходится учитывать особенности огромного многообразия методов, то встает вопрос: что является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и к самим собой станет понятным, почему все множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему:

- первая группа – методы организации социального опыта воспитанников;

- вторая группа – методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения;

- третья группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников.

Формы воспитания.

План изучения темы

1. Определение формы воспитания;

2. Классификация форм воспитания

3. Воспитательные мероприятия алгоритм их подготовки

4. КТД как одна из форм воспитания.

Виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекают в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми.

Если применить философскую диалектику содержания и формы к анализу форм воспитательной работы в педагогике, то можно сказать, что форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

- индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

- групповые – несколько участников находятся в непрерывном контакте;

- массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

- словесные – собрания, линейки, сборы, лекции, конференции, встречи;

- практические – походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, субботники и др.;

- наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1. формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, линейки, митинги, совещания органов самоуправления;

2. познавательные формы - экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, выставки и др.;

3. развлекательные формы - утренники и вечера и др.

Обобщая результаты научно – методического поиска и опыт работы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии педагога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно – логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое может быть окрашено эмоцией, и вызывать, эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формыобъединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях.

В трудовых формахположительно воздействуют на воспитанников совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность.

Игровые (досуговые) формы работыобразуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, психологические упражнения, консультации.

Для успеха дела, использование различных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе оптимально их организовать.

Можно выделить обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положительно.

Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы. Типичный порядок действий воспитателя при организации воспитательного дела:

- определение темы, задач, формы мероприятия;

- предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;

- планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел;

- подготовка участников, например объявление, стенд, предварительная беседа;

- проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание;

- анализ и самоанализ педагога.

Воспитательные мероприятия. Сущность его заключается в том, что воспитанники приобретают определенные знания, умения, навыки, учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определенную систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, к действию.

Классификация воспитательных мероприятий (ВМ) может быть проведена по различным признакам. Если за основу взять педагогические методы, то к этой группе мы отнесем такие воспитательные мероприятия, как лекция, беседа, практикум и др.; по структуре организации – деловая игра, урок вежливости, школа человечности и др.; по задачам воспитания – воспитательные мероприятия нравственной, эстетической, трудовой, экологической, познавательной и другой направленности; по соотношению воспитательного мероприятия и КТД – нацеливающие на новые КТД, подкрепляющие КТД, обобщающие:

- давая новые знания в какой-то области, воспитательные мероприятия нацеливают на новые КТД;

- воспитательные мероприятия могут носить подкрепляющий характер;

- воспитательные мероприятия могут носить обобщающий характер.

Исходя из нашей концепции, классификация по компонентам, характеризующим личность, более отражает их назначение.

 

ВМ, направленные на формирования СОЗНАНИЯ ВМ, направленные на развитие ЧУВСТВ ВМ, направленные на формирование поведения
Беседы Лекции Диспуты Экскурсии и др. Конкурсы Турниры Викторины Концерты Решение ситуаций и др. Упражнения в поступках ДИТИ (детские интеллектуально- тренировочные игры) Деловые игры Моделирование ситуаций

 

Структура воспитательного мероприятия в самом общем виде такова:

1. Подготовительный этап (определение цели, задач, содержания, формы ВМ, подбор фактического материала, технического оснащения, подготовка аудитории и др.).

2. Проведение ВМ (в соответствии с конкретной методикой).

3. Подведение итогов, анализ.

Основными компонентами подготовки педагога к воспитательному мероприятию является диагностика интересов и склонностей школьников, планирование ВМ, подбор фактического материала.

Продолжительность воспитательного мероприятия зависит от возраста учащихся: в младших классах от 20 до 30 минут, в старших классах – до полутора часов. Позиция педагога также определяется возрастом и уровнем развития воспитанников: в младших классах педагог чаще сам готовит воспитательное мероприятие, привлекая к его проведению ребят, в средних и старших классах старается, как можно больше функций переложить на плечи школьников.

Таким образом, главными требованиями к основным организационным структурам педагогического процесса являются:

- система уроков воспитательных мероприятий как ориентир в планировании каждого из них;

- отбор актуального и необходимого содержания;

- полнота системы методов, способов и форм организации обучения и воспитания;

- зависимость логики построения урока, воспитательного мероприятия, от конкретных задач, уровня подготовки самого учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников).

Технология мероприятия.

В советской школе мероприятие было едва ли не главной формой воспитания: в технологии мероприятия проводились пионерские сборы и комсомольские собрания, линейки, классные часы и праздничные вечера. Поэтому технологически мероприятие себя исчерпало, превратившись в своеобразный «моноспектакль» воспитателя. Но из современной практики воспитания мероприятие нужно не изгонять, обличая его в авторитарной сущности, а использовать его технологично по назначению.

Мероприятие – это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников.

Прежде чем рассмотреть технологический алгоритм мероприятия, следует обратить внимание на то, что оно реализует технологию педагогического воздействия. Педагогическое воздействие – необходимый инструмент воспитателя как субъекта педагогического процесса. Ребенок, осваивающий позицию субъекта в деятельности и общении, определенное время нуждается в целенаправленной организации своей жизни, ситуаций осмысления происходящего. Этой цели служат воспитательные мероприятия, которые:

- предлагают детям те или иные события, идеи, научные факты;

- культивируют у детей социально ценную реакцию на предмет мероприятия;

- вызывают высокие переживания, которые не всегда возможны в обыденной жизни;

 - устанавливают общепринятые нормы поведения, отношений, способствуют формированию общественного мнения в сообществе воспитанников.

Мероприятие целесообразно проводить в тех случаях, когда:

- заранее известно, что в области этого содержания у воспитанников мало опыта и специальных знаний;

- нужно создать особый психологический настрой, переживание высоких чувств, открыть неизвестные воспитанникам области творчества;

- требуется пробудить интерес воспитанников к своей личности;

- организационная форма сложна для проведения, необходимо профессиональное управление большим количеством участников (праздник «Прощание с букварем» для всей начальной школы).

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия

1. Определение цели.

Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к общим проблемам нравственной жизни людей, экономики, права. Самое главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. Вот почему технологически нелепым действием воспитателя является поиск в журналах или в архивах у коллег «интересного» готового сценария.

2. Построение содержания и выбор формы мероприятия.

Каждое мероприятие связано с определенной областью культуры. Задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать необходимое содержание, ориентирующее на основную цель мероприятия.

Содержания мероприятия органично связанно с формой его реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовым будет мероприятие, какая форма общения будет ведущей – монолог воспитателя или приглашенного гостя, диалог, дискуссия. Но в технологии мероприятия возможны варианты, когда цель воспитателя ясно требует определенной формы.

3. Подготовка мероприятия.

Она требует организации нескольких важных компонентов.

1) Определение времени проведения мероприятия: конкретной даты, часа. Важно, на какой день недели планируется мероприятие, не будут ли дети излишне возбуждены, например, после урока физкультуры, успеют ли участники подготовиться к мероприятию.

2) Определение места проведения мероприятия. Многие мероприятия половину своей результативности теряют только из-за того, что проводятся после уроков в душном классе, где дети сидят на привычных местах, а классный руководитель занимает место у доски.

3) Оформление мероприятия. Каждое мероприятие требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов, оформление помещения плакатами, рисунками.

4) Организация участников мероприятия. «Львиная доля» подготовки к мероприятию приходится на самого воспитателя, поскольку он реализует технологию педагогического воздействия.

Он, как правило, выступает в роли ведущего, и его слово выражает главные идеи мероприятия. Поэтому воспитатель должен тщательно отобрать содержание, найти нужный уровень эмоциональной интонации, быть убежденным.

В подготовке мероприятия должны участвовать и воспитанники. Как правило, отдельным детям или микрогруппам даются поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников.

4. Проведения мероприятия.

Если алгоритм технологии мероприятия выдержан точно, оно ожидается воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.

5. Анализ итогов мероприятия.

Такой анализ организуется в ближайший день после мероприятия, пока у участников еще свежи впечатления и сохранились «следы» общих переживаний. В центр обсуждения итогов мероприятия следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекало тебя в подготовке мероприятию; что, на твой взгляд стоило сделать иначе и почему; твои предложения в план мероприятий на будущее.

Методика коллективного творческого воспитания (МКТВ).

Эта методика родилась в Ленинграде в 1956 г. Ее автор - известный педагог И.П. Иванов.

В основе коллективного творческого воспитания лежат идеи Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко: целеустремленность, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм.

Раскрывая суть методики, необходимо выделить четыре основных компонента коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни, обязательное проявление творчества, сменяемость всего актива, особая позиция педагога.

Первый элемент – коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни, технологическими звеньями этого элемента являются: коллективное планирование, коллективная организация, коллективный анализ.

Коллективное планирование осуществляется через следующие формы: общий сбор «старт»; конкурс на лучшее предложения к плану, на лучший проект дела; анкеты предложений; разведка дел и друзей; «молнии» с предложениями к плану (для обсуждения).

Все эти формы реализуются через вопросы: Что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать?

Текущая организаторская деятельностьосуществляется через работу советов дел, работу командиров свободных объединений добровольцев, работу классных коллективов в качестве дежурного отряда для контроля за выполнением плана общих дел; «живые газеты», посвященные ходу выполнения плана; смотры дружбы между классными и школьными коллективами для взаимного контроля, оценки работы, обмена опытом; чередование творческих поручений микроколлективами и др.

Главная задача взрослого – вовлечь каждого в деятельность с целью формирования, развития личности.

Коллективный анализреализуется с помощью вопросов: Что получилось? Почему? Что не получилось? Каковы уроки на будущее?

Второй элемент методики – это творчество. Рассмотрим его через подготовку и организацию коллективных творческих дел (КТД). Каждое КТД

 - это и есть проявление заботы об улучшении окружающей жизни. Это система практических действий на общую радость и пользу.

И.П. Иванов выделяет шесть стадий подготовки и проведения КТД:

1. Предварительная работа.  На этой стадии намечаются конкретные воспитательные задачи КТД; проводятся «стартовые беседы», во время которых рисуется радостная перспектива интересного и полезного дела.

2. Планирование. Главная задача этапа – создание банка идей по проведению КТД. Готовность педагога: возможные варианты предложений в банк идей для подготовки успеха.

3. Подготовка. Для стадий подготовки идей КТД характерно сочетание самых разнообразных видов товарищеской воспитательной заботы, так как каждый воспитанник вовлекается в разнообразные виды деятельности и учится у товарищей, взрослых выполнению соответствующих действий, поручений. Главная задача этапа для педагога: проект дела.

4. Проведение: творческая «сборка» подготовленных сюрпризов. Действия воспитанников в этой «сборке» - в необычных обстоятельствах, требующих немедленных решений, экспромтов, импровизаций, - являются показательными. В них особенно четко проявляются и положительные качества, и слабости ребят. Педагог осуществляет оперативное руководство.

5. Подведение итогов. Главная задача воспитателя – осуществление творческой заботы о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

6. Последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Приемы воспитания.

План изучения темы

1. Приемы воспитания.

Прием воспитания – это основная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, единичное, однократное действие.

Прием педагогического воздействия – это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждающие их к положительным поступкам и преодолению своих недостатков. Все приемы воспитания можно разделить на две группы.

1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся – радость, благодарность. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке.

2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка – стыд, раскаяние и др. Эта группа приемов называется тормозящими, так как они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков.



2019-11-13 298 Обсуждений (0)
Методы воспитания и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы воспитания и их классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)