РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»
Пояснительная записка Пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина относится к блоку ДПП.Ф.20 Задачи курса: Образовательные: – предъявление студентам целостных знаний о педагогических объектах, явлениях, процессах на основе междисциплинарных подходов, вариативности трактовки, системного видения; – развитие умения структурировать педагогическую информацию разного плана, включать ее в систему уже имеющихся знаний; – достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать теоретические знания, практические умения и профессионально-значимые качества. Воспитательные: – формирование реалистичного взгляда на социально-педагогическую действительность, готовности к встрече с противоречиями профессиональной действительности; – стимулирование рефлексии по отношению к своей деятельности, развития на этой основе потребности к самосовершенствованию; – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека. В содержание курса входит рассмотрение вопросов культурно-исторического характера, становление и развитие воспитательной системы и педагогических концепций. Образование представлено как важнейшая сфера духовной деятельности. В основу построения курса положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: идеи целостности педагогической деятельности, гуманистические идеи педагогической науки, направление культурологического подхода в образовании. В результате изучения курса студент должен знать: · назначение курса и его основные понятия; · сущность основополагающих педагогических теорий в отечественной и зарубежной педагогике; · современные тенденции воспитания; · возрастные, индивидуальные особенности человека как субъекта образовательного процесса, факторы его развития; · закономерности общения и способы управления индивидом и группой. Должен уметь: · ориентироваться в многообразных подходах к проблеме воспитания; · ставить цели и задачи воспитания, подбирать содержание, формы и методы воспитания; · проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать воспитательный процесс; · строить взаимоотношения с индивидом в группе; · вести документацию классного руководителя; · применять теоретические знания на практике. Данный курс обеспечивает межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как «Философия», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы общей педагогики», «Культурология». Программный курс предусматривает чтение лекций, проведение семинарских, практических занятий. Освоение курса предполагает помимо посещений лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий. Задания могут быть выполнены в форме реферата, сообщения, эссе, аннотации статей и др. В курсе также отводится место и для самостоятельной работы студентов. Контроль за самостоятельной работой осуществляется как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Курс «Теория и методика воспитательной работы» общим объемом 136 часов изучается на 1 курсе в течение 2-х семестров. Первый семестр завершается зачетом, второй – экзаменом. Обязательным условием допуска студента к экзамену является его участие в аудиторных формах работы, выполнение домашней работы и всего объема самостоятельных заданий.
Учебно-тематический план
Содержание Тема 1: Воспитание как педагогическое явление: сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса (Л – 4 ч.) Воспитание как педагогическое явление. Воспитание как социокультурный феномен. Предмет воспитания и его историческая обусловленность. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Сущность воспитания и его особенности. Тема 2: Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Движущие силы воспитания (Л – 4 ч.) Положение о социальной природе воспитательного процесса – теоретико-методологическая основа воспитания. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Движущие силы воспитания и логика воспитательного процесса. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком. Тема 3: Цель воспитания. Базовая культура личности (Л – 4 ч., С. -2 ч.) Понятие цели воспитания. Система цели воспитания. Целеполагание в воспитательной деятельности. Всестороннее гармоничное развитие личности – общая цель воспитания. Содержание понятия «Всестороннее развитие личности». Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада. Общая и индивидуальная цели воспитания. Цели и задачи гуманистического воспитания. Содержание понятия «всестороннее развитие личности». Виды воспитания: семейное, нравственное, эстетическое и т.д. Тема 4: Закономерности и принципы воспитания (Л – 6 ч., С. -4 ч.) Понятие «закономерностей и принципа» воспитания. Принципы современного воспитания и их роль в практике воспитательной деятельности. Характеристика принципов воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Тема 5: Методы воспитания и их классификация (Л – 8 ч., С. -6 ч.) Понятия «метод», «метод воспитательного воздействия». Классификация методов. Характеристика методов: методы формирования сознания, методы организации деятельности и поведения, методы стимулирования. Коллективное творческое воспитание как метод стимулирования деятельности. Тема 6: Формы воспитания (Л – 6 ч., С. -6 ч.) Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Выбор форм воспитания. Основные действия педагога при организации воспитательных мероприятий. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. КТД как одна из форм творческого воспитания. Тема 7: Приемы воспитания (Л – 4 ч., С. -4 ч.) Понятие «прием», его отличие от «метода». Приемы воспитания: «лестница», «психологическая атака», «даю шанс», «демьянова уха», «эмоциональная блокировка». Применение различных приемов в зависимости от возраста. Приемы поддержки дисциплины в классе.
Тема 8: Средства воспитания и их классификация (Л – 2 ч., С. -2 ч.) Система средств воспитания. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь средств и методов воспитания. Использование средств в технологии воспитания. Игра как средство воспитания. Тема 9: Нравственное воспитание школьников (Л – 4 ч., С. -2 ч.) Понятие «мораль», как форма общественного сознания, воздействие воспитание. Проблемы нравственного воспитания, цели, задачи. Сущность, формы и методы нравственного воспитания. Критерии нравственной воспитанности. Воспитание нравственной культуры личности. Тема 10: Эстетическое воспитание школьников (Л – 2 ч., С. -2 ч.) Понятия «эстетика», «эстетическое воспитание». Цели, задачи и сущность эстетического воспитания. Проблемы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание во внешкольной и внеклассной работе. Критерии эстетической воспитанности. Формирование эстетической культуры личности. Тема 11: Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни (Л – 4 ч., С. -2 ч.) Физическое воспитание и физическая культура, их сущность и содержание. Система физического воспитания школьников. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Идеи здорового образа жизни и система обучения и воспитания в современной школе. Роль учителя в формировании здорового образа жизни. Программа «Здоровье» в работе классного руководителя. Тема 12: Гражданское и патриотическое воспитание школьников (Л – 4 ч., С. -4 ч.) Понятия «гражданин», «гражданское воспитание», «патриот», «патриотическое воспитание». Сущность, функции и система гражданского воспитания. Патриотическое и интернациональное воспитание. Общечеловеческие аспекты гражданского воспитания. Правовое воспитание.
Тема 13: Ученический коллектив как объект и субъект воспитания (Л – 2 ч., С. -2 ч.) Понятие «коллектив». Признаки коллектива. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. Учение А.С. Макаренко о коллективе: этапы становления коллектива, выбор цели (перспектив): близкой, средней, далекой; традиции коллектива. Коллектив и личность. Развитие ученического самоуправления. Тема 14: Функции и основные направления деятельности классного руководителя (Л – 6 ч., С. -6 ч.) Назначение и полномочия классного руководителя: обязанности, содержание, формы и методы классного руководителя. Основные направления деятельности классного руководителя. Планирование работы классного руководителя. Формы работы классного руководителя с родителями. Тема 15: Педагогическое взаимодействие (Л – 6 ч., С. -8 ч.) Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Развитие взаимоотношений педагогов и учащихся. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей. Тема 16: Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения (Л – 4 ч., С. -4 ч.) Понятия «среда», «национальные ценности», «культура межнационального и межэтнического общения», «принцип народности в воспитании», «патриотическое воспитание», «интернациональное воспитание», «толерантность», «культуросообразная среда». Пути и способы учета и реализации национальных и региональных традиций в процессе воспитания. Принципы и основные средства формирования культуры межнационального и межэтнического общения. Тема 17: Педагогика досуга (Л – 4 ч.) Понятия «досуг», «свободное время», «отдых», «досуговая деятельность», «досуговая среда». Признаки досуга, формы и методы. Принципы организации и проведения воспитательного мероприятия. Тема 18: Понятие о воспитательных системах (Л – 2 ч.) Понятия «система воспитания», «воспитательная система». Сущность, характеристика, этапы становления воспитательной системы школы. Модели различных воспитательных систем (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т.д.), их особенности. Тема 19: Современные концепции воспитания (Л – 2 ч.) Понятие «концепция». Необходимость возникновения различных концепций воспитания. Характеристика концепций отдельных авторов: В.А. Караковского, А.В. Мудрик, Н.М. Таланчук, Д. Кобалевского, Е.В. Квятковского, Б.П. Битинас, В.Г. Бочаровой. Тема 20: Педагогика сотрудничества (Л – 2 ч.) Понятия «новатор», «новаторство», «инновации», «педагогика сотрудничества». Педагогическое новаторство, его сущность. Педагогические идеи так называемых «новых школ» (школа «свободного» воспитания (Яснополянская школа Л. Толстого), трудовая школа (в разных странах Европы, В России – колония М. Горького и коммуна Ф. Дзержинского), Вальдорфская школа (Германия – Р. Штайнер), Дом свободного ребенка (М. Монтессори).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |